Правда об анабаптистах
24 февраля 1524 г. в швейцарской общине Шлайтхайм в кантоне Шаффхаузен группа Швейцарских братьев приняла Шлайтхаймское исповедание, ставшее главным вероисповедным документом анабаптистов Швейцарии и Южной Германии. Автором исповедания считается Михаэль Заттлер. В Исповедании отрицается крещение младенцев, утверждается крещение верующих в сознательном возрасте; допускается отлучение членов церкви, решившихся следовать за Христом, но вернувшихся на путь греха, и не раскаившихся после наставления со стороны церкви; устанавливается причащение лишь для принявших крещение в сознательном возрасте и живущих согласно заповедям Христа; устанавливается отделение церкви от государства; устанавливются правила избрания священнослужителей; устанавливается христианский пацифизм; запрещаются всякого рода клятвы и присяги.
Бальтазар Губмайер, видный деятель анабаптизма, критиковал декларируемые в Исповедании принципы отделения церкви от государства и непротивления злу. Швейцарские братья направили текст Шлайтхаймского исповедания для ознакомления Ульриху Цвингли и Жану Кальвину, но Цвингли и Кальвин отвергли Исповедание.
Анабаптисты подвергались жестоким гонениям, во время которых ни католические ни протестантские владыки не проявляли к ним жалости. Анабаптисты восходили на костры и эшафоты десятками с удивляющей современников стойкостью, которую Лютер объяснял сатанинским наваждением.
Ян Матис, булочник из голландского города Харлема, примкнув к анабаптистам, в середине февраля 1534 г. направился в вестфальский Мюнстер, где вместе с портным из г. Лейдена Иоанном Лейденским и др. подготовил насильственный захват власти в Мюнстере. Возникла Мюнстерская комунна, как попытка воплощения идеи «мессианского коммунизма». Были осуществлены конфискация церковно-монастырского имущества, сожжение долговых и налоговых документов, усиление обороны города, отмена долгов и денежного обращения, изъятие у населения денег и драгоценностей.
Свидетельство о публикации №219062200948