Вне времени. Вне пространства

       Небесное, в земном воплотившееся.
Часть вторая. «Дивен Бог во Святых Его».
Глава первая «Вне времени. Вне пространства».
           Небольшое вступление.
    Когда мы говорим о т.н. «светском государстве», то ни у кого почему-то не возникает мысли о том, что же в таком случае принять за основу жизни, за основу культуры. Подобная «формулировка», как правило, - ширма, за которую прячутся                от безысходности. Все же мало-мальски культурные люди понимают, что основой русской культуры всегда было Православие.
  Неслучайно в русской литературе большое значение имеют Жития Святых, написанные прежде всего с целью показать положительный пример, к которому должно стремиться.
Жития Святых, от века Богу угодивших, стали, конечно, и основой литературы классической.
  «Мне хочется стать святым – навёртываются даже слёзы», - написал И.С.Шмелёв в знаменитой повести «Лето Господне».  Понятно, что это – впечатления детства.
А вот детские воспоминания старейшего звонаря Свято-Даниловой Обители М.И.Макарова: «Я любил слушать жития святых, особенно жития преподобного Сергия и преподобного Серафима. Бывало, набегаешься за день, надо ложиться спать, но хочешь на ночь послушать житие…».
  Думаю, довольно...
 А потому обращаемся к самому очерку.
 Глава первая «Вне времени. Вне пространства».
  Особые Дни  от Воскресения Христова до Троицы! «Мы были крещены во Имя Пресвятой Троицы», - напомнил всему миру в год 900-летия Крещения Руси русский мыслитель и поэт В.С.Соловьёв.
    Но вот уже завершились эти сакральные пятьдесят дней… 
   И какой глубокий смысл в том, что следующее после Троицы воскресенье – День Всех Святых. Всех Святых, во имя которых все мы, Крестом осенённые, именами своими нареклись. А ещё через неделю -  День Всех Святых,                в Земле Русской Просиявших (По Патриаршему велению Землю Российскую не Землю Русскую заменили. Русскую – от Святой Руси неотделимую). День этот всегда на время Петрова Поста уже приходится.
   Господь во Святой Троице – Все Святые – Все Русские Святые! …
 Замечательно, преисполненное сакрального смыла Слово – Просиявшие - в Земле Русской Просиявшие!!! Канонически так называют Святых, чья жизнь земная                и Прославление приходится на время после Крещения Руси…
Только разве не Просияли  в Земле Русской -  в Святой Руси рождённые ещё в девятом веке Создатели Азбуки нашей, те,  в честь кого слагал гимны русский, православный народ?! «Слава вам, Братья – славян просветители»! … 
    Разве не Просиял в Земле Русской оставивший мир в четвёртом веке тот,                кто новорожденным младенцем простоял три часа в крещенской купели,                к которому  обращаются в молитве и о путешествующих, и о невинно осуждённых, и об оказавшихся на краю бедности?! Святитель Николай Мирликийский! Наверное, трудно назвать более  «русского» Святого. Он и «Можайский», и «Зарайский», как поётся в духовных кантах. Он на иконах держит в руках и храм Можайский, и один их храмом «Русской Голгофы» - Бутовского полигона. И сколько московских улиц имя его запечатлело! … 
   Разве не Просияли в Отечестве нашем те, в память о страданиях которых мы «постимся из уважения», как сказал один из героев И.С.Шмелёва, - Первоверховные Апостолы Пётр и Павел?! (О них свой разговор ещё будет – но не сейчас).
    Над Флотом Российским гордо реет стяг, названный в честь Апостола, что проповедовал там, где сейчас Крым.  Значит, Просиял и Андрей Первозванный!
  И Создатели Главной Книги Православного Богослужения – Евангелисты, образы которых чаще всего пишутся на царских Вратах!               
И Создатели Божественной Литургии, что служится
уже шестнадцать веков!  (Есть та, что каждый день служится,
а есть та, что в особые дни Великого Поста). Потому и их изображения
 нередко написаны на Вратах, что на границе Алтаря и остального храмового пространства. Иоанн Златоуст и Василий Великий...
       Благословляю вас, леса,
       Долины, нивы, горы, воды,
      Благословляю я свободу
      И голубые небеса.
  Даже в годы господства советской идеологии, часто звучали по радио эти строки, созданные известным поэтом  А.К.Толстым. То ли из уважения                к написавшему на них музыку великому композитору П.И.Чайковскому,                то ли оттого, что присвоившие себе право на наши умы и чувства не знали,                о ком написана поэма. Эти строки – лишь малая часть  очень большого произведения, разным стихотворным размером написанного. В финале повести «Пути Небесные» показал И.С.Шмелёв всю глубину переживаний слушающих романс. Каждый вспоминал свой путь к Богу.  Появление романса всколыхнуло всю Россию! (Никакое Евровидение по своему значению «рядом не стояло»).
   Поэма «Иоанн Дамаскин». Тот, о ком она написана, -  тоже один из Отцов Церкви.  Это он, оклеветанный,  с отрубленной рукою всю ночь Заступнице рода христианского молился. И чудо свершилась – приросла, встала на место отрубленная по лживому навету рука. (Как и в предыдущем очерке, не будем рассуждать о том, что познать нашему повреждённому грехом сознанию не дано. Чести это  никому не делает).
     В благодарность Пресвятой Владычице спасённую руку Святой Иоанн написал                на иконе…
 Пред Образом, именуемым Троеручица, по горячей молитве исцелялись                и исцеляются ныне увечные. Просиял на Руси в восьмом веке оставивший мир земной Святой Иоанн Дамаскин. Просиял и как создатель Чудотворного Образа, и как Учитель, трудами своими просвещающий, и как образ созданного на века романса!
               
                Там, минуючи зарю,
                Ширь безвестных плоскогорий,
                Одолеть судьбу-змею
                Скачет пламенный Егорий.
      Этими строками небезызвестный православный, крестьянский поэт Н.А.Клюев отразил всю суть души русской. (Наверное, за русскую душу, за крестьянское мировидение  и был расстрелян поэт в конце окаянных тридцатых).
  Кто же этот Пламенный Егорий?! Конечно же, Великомученик Георгий - Георгий Победоносец - мученическую смерть от нечестивого языческого императора принявший. Принявший в начале четвёртого века – во времена страшной «агонии» язычества. (Агонии потому, что через десять лет Императору Константину Великому явится в Небесах Крест. А потом созовёт Благочестивый  Император Первый Вселенский Собор).
   Через десять веков станет Святой Великомученик покровителем русских князей, имя его неразрывно с Бранной Славой связано будет.
  А знаменитый, с древних времён «Юрьев День» тоже от Имени почитаемого на Руси Георгия.
  В День Памяти Святого Георгия Победоносца прекратятся военные действия – и поверженное войско антихриста вынуждено будет безоговорочно капитулировать! В  Победном Сорок Пятом. 
  Почитается Святой Георгий и русским, и грузинским народами православными.
   Георгий, Егор Юрий – все с именем Георгия крещены. 
    А потому Просиял Ослепительным Светом Духовным над Русью Святою Мученик первых веков Христианства - Воин Христов Георгий! ...
    «Святой Пантелеймон и Воин Георгий»  приходят на помощь к лежащему                на «ложе болезни» и беседуют с ним. Может быть, к самому Герою Отечества, русскому офицеру и поэту Н.С.Гумилёву?!
    Святой Целитель Пантелеймон. Тоже Великомученик, тоже нечестивыми язычниками убиенный - через два года после Святого Георгия. Целитель, наверное, самый из Собора Целителей на Руси известный. (О Соборе Святых Целителей мы уже в другом очерке говорили).
 Оттого в стихотворении А.К.Толстого ходит «Государь Пантелей»                по русскому полю и собирает целебные травы. И преклоняется перед ним вся русская природа.
 Просиял Святой Целитель Пантелеймон в каждом  русском; верующем сердце! …
Конечно, Столица России Православная, Златоглавая, звоном колокольным наполненная. Да только после многолетнего безбожия словно образовались в ней «пустоты» духовные. Одна из них в той части, что Соколиной Горой называется. На одной из улиц словно «сгусток» скорби. Конечно, в любую больницу не от радости приходят – только некоторые скорбны особенно. Прошу прощения – мнение субъективное  - но разве это не так?! Там, где, возможно последние дни с онкологией доживают,  там, где душевнобольные, и там, где больные инфекционные и нет посещений. А ещё, там, где «раздаётся» безмолвный крик беззащитных младенцев, лишённых права родиться...
  И здесь, на одной из улиц Соколиной горы, кажется, всё зло, все скорби собрались – со всех окрестностей, откуда изгнаны были!
«Спальный» район?! Нет – духовно «мёртвый»! Без молитвы, без освящения не одолеть этого «сгустка» зла и скорби! … 
    А про Святого Целителя Пантелеймона даже в годы «диалектического                и исторического материализма» знали. Не знали, возможно, в большинстве своём, Святых Трифона, Косьму и Дамиана – а Святого Пантелеймона знали почти все…
     Времена изменились – стали при больницах храмы и часовни возводиться, или хотя бы комнаты для молитвы создаваться. А в некоторых больницах молебны в конференц-залах служились  - по средам, например.   
  Инфекционная больница! Разумеется, очень неприятно, нет посещений,                но не смертельно же  - вроде чуму и холеру с земли прогнали. К чему это? К тому, конечно, что нашёлся бы батюшка в храме больничном служить готовый, если бы храм  в сем месте скорбном был...
   (Тогда, более десяти лет назад, мы с коллегами привезли и охраннику передали икону Святого Целителя Пантелеймона – пусть хоть на проходной будет, чтобы зияющую пустоту эту как-то прикрыть. И в некоторые другие «особо скорбные стационары»                тоже передавали – и не только Святого Целителя, но сейчас речь о Святом Заступничестве Великомученика Пантелеймона)…
    Одна из станций МЦК называется «Соколиная Гора»  - в двух шагах от того скорбного стационара инфекционного. И если к станции по ступеням подняться, то вдруг взору открывается небольшой больничный храм багряного цвета. А внизу его не видно за корпусом, хищную птицу напоминающим. Храм, в честь Святого Целителя Пантелеймона несколько лет назад возведённый! Наконец-то!  Словно лучик света хоть немного эту бездуховную, удушливую тьму разогнал!
 А ещё очень хочется рассказать, что кроме Образов Христа, Пресвятой Матери Его и Святого Целителя - Мученика, на одном из образов Особо Почитаемые Святые на фоне именно этого багряного Храма написаны.
  И что  на иконостасе Пресвятая Богородица в несколько непривычном для русской иконописи облачении цвета небесного.  Цвет Небес здесь словно  самый «главный» - словно само небо отразилось и в облачении Спасителя, и Целителя Святого Пантелеймона, и во всём Праздничном ряду. 
 Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал...
  Наверное, так мыслил и иконописец - а «иные начала» во всей  иконописи, во всём пространстве  Храма воплощаются!…
   Возвратимся же к  Собору Целителей Святых  -  среди них – а как же иначе -  есть Новомученики  - и один из них тот, что скорби Царской Семьи разделил. Лейб-медик Евгений Сергеевич Боткин, к лику  в 2016 году причисленный.
 Невольно вспоминаются  слова Ф.И.Тютчева:    
 Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца все претерпел.
 Они обо всех Целителях, что смотрят с образов иконописных на нас, в двадцать первом веке живущих. И от рук нечестивых язычников, и от рук бесноватых века двадцатого мученическую смерть принявшие.  К  ним мы в скорбях своих с молитвой обращаемся.   
Стpастоте;pпче святы;й и целе;бниче Пантелеи;моне,/ моли; Ми;лостиваго Бо;га,/ да пpегpеше;ний оставле;ние// пода;ст душа;м на;шим.
Святые Целители! Молите Бога о нас!
  Наверное, каждый, в Храм не только на Пасху приходящий, знает   о Дмитровской Родительской Субботе – не может не знать. А восходит её название к Великомученику, Воину Дмитрию из города Солоники. Его через год после казни Святого Целителя Пантелеймона  язычники копьём проткнули...
  Святой Дмитрий Солунский - Святой Благоверный Дмитрий Донской,                по благословению Преподобного Сергия, на бой с врагами Руси и веры православной вышедший. Один из примеров духовной «эстафеты» Воинства Святого – Воинства Благословенного!
 Быть может, Святых Георгия и Пантелеймона знают немного больше,  но Просиял и  Святой Воин Дмитрий. Просиял  и в славном княжеском  роде, и во всей Руси Святой, всегда за Истину сражавшейся!...
       Нет среди русских людей такого, кто не знал бы о Татьянином Дне, даже если в университете не учился. Знали и в годы официального атеизма. Великомученица первых веков Татьяна. Каждый раз невольно задумываешься, как смогли перенести такие страшные муки женщины! Только имея веру непоколебимую, только на Бога уповая!
   Теперь, наверное, все знают, что Святая Татьяна - Покровительница Московского Университета. Так неужели, зная это, кто-то до сих пор не понял, что наука и вера  не могут быть «сражающимися» противниками! Что наука возникла в лоне христианской цивилизации! (Об этом написал книгу врач и священник, Исповедник века двадцатого Святитель Лука Крымский. (Войно-Ясенецкий). А говорили и И.Ньютон, и Б.Паскаль, и Л.Пастер,и многие другие).  А само слово «образование» от Образа Божьего происходит...
 Храм Святой Мученицы Татьяны при Московском Университете (Сейчас                и   при других учебных заведениях стали святыни возводить) априори предполагает совместную молитву тех, кто учит и  учится. Разве это не очевидно?!   
   Просияла Святая Великомученица Татьяна над российским образованием,                над Святой Русью, над Великой Россией! …
     Мы сказали о мученическом подвиге женщин. А если это девочки, младшей из которых  было всего восемь лет, а старшей одиннадцать?!
   Думаю, не ошибусь, если скажу, что день этот вызывает особое чувство. Какой? Наверное, нетрудно уже догадаться, что День Памяти  о трёх девочках знатного рода, именуемых в честь Главных Христианских Добродетелей, и матери их – благочестивой вдове, имя которой означает «Премудрость Божия». Вера, Надежда, Любовь и Матерь их София! Их тоже нечестивые язычники за веру казнили – даже детей…
       В одном из далёких от Жития Святых, но не от христианского восприятия мира стихотворении Б.Ш.Окуджавы пред умирающим стоят «Три сестры, три жены, три судьи милосердных». Они  «Молчаливые Вера, Надежда, Любовь». И называется стихотворение «Сёстры» - наверное, и объяснять нечего. Запечатлелись образы эти                на каком-то подсознательном уровне, вошли в каждое русское сердце – даже тогда – много десятилетий назад.
  Просияли Святые  Мученицы Вера, Надежда, Любовь и Матерь их София  в сердцах русских людей! …
 А вот главное произведение всей русской литературы – даже всего русского искусства – «Пророк» А.С.Пушкина. По сути, -  это зарифмованная Ветхозаветная Книга – не вся конечно. Книга мученическую смерть принявшего Пророка Исайи... 
    Конечно, в Православном Богослужении, как и в иконографии   
приоритет Книгам Нового Завета – но есть та, что почти «наравне», - Псалтирь!  Значит,  Просиял Царь,   бывший когда-то пастухом, юноша, великана одолевший.  И Сын его, мудрость великую  от Господа в дар получивший. На царских Вратах одного из подмосковных храмов  не Благовещенье и Евангелисты, не Иоанн Златоуст                и Василий Великий, а Царь Давид  и Царь Соломон...               
        И Пророк, которого считаю Покровителем ВДВ – Илия. В честь него                и одна из центральных улиц  Столицы нашей названа...
 Значит, Просияли на Руси Святой и Ветхозаветные Пророки, что жили ещё до прихода в мир Спасителя! ...
  Во многих храмах рядом образы Святого Николая Мирликийского                и Игумена Земли Русской Преподобного Сергия Радонежского, земную жизнь которых отделяют десять веков. Рядом с Пророком Илией, ходившим по земле                за девять веков до прихода в мир Христа, Образ Преподобного Серафима Саровского.
 Дни их Памяти рядом, а в земной жизни отделяют Святых более двух с  половиной тысячелетий.
 А в самом древнем -  Свято-Даниловом Монастыре явлен, наверное, самый
 яркий пример духовной преемственности – Ветхозаветный Пророк Даниил – Святой первых веков Христианства Даниил Столпник - наш Благоверный Князь  Даниил Московский, сумевший в трагическом  тринадцатом веке поднять Московское Княжество...
  В замечательном Храме Песчанской Иконы Матери Божией есть удивительный Образ Всех Святых. На Днепре стоят Святые Братья Кирилл и Мефодий и держат Крест. А вокруг них и Ветхозаветные Пророки, и Мученики первых веков, и Русские Благоверные Князья Древней Руси, и Новомученики века двадцатого, «новоявленными» бесами убиенные.
  Нет для Святости ни времени, ни пространства! И русский человек понимал это                не разумом даже, а душой! Своим глубоко верующим сердцем…
Дивен Бог во Святых Его!
               


Рецензии