de omnibus dubitandum 35. 319

ЧАСТЬ ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ (1675-1677)

Глава 35.319. СМЕЩЕНИЕ НИКОНА И РАСКОЛ…

    Романовские историки скрыли подробности прихода к власти новой династии.

    Одним из опасных моментов сего кровавого действа было смещение Никона и Раскол. Это событие решили отнести в правление царя Алексея Михайловича.

    Нагрузить, так сказать, правление московского царя грехами «светлой» просветительской поры. Долго не думали и сместили ровно на десять лет.

    Из 1676 в 1666 год. Так и править даты было легче, и самим потом не запутаться. Кстати, десятилетний сдвиг событий из эпохи Просвещения в эпоху Алексея Михайловича будет прослеживаться нами на множестве ключевых моментов руской истории.

    Документы о смещении Никона тщательно подделали. Получилось не очень, ибо ко времени написания «правильной» истории события были слишком близкими.

    Следы низложения патриарха в 1676 году постоянно обнаруживались в различных документах. Тогда придумали следующее. Якобы, смещение с патриаршества было еще в 1666 г. Тогда он отправился в Ферапонтов монастырь, где и просидел тихо десять лет.

    А в 1676 году заточение Никона решили ужесточить и перевели в Кириллово-Белозерский монастырь. Зачем ужесточили наказание Никона? Чем Кириллов монастырь лучше Ферапонтова? Почему именно в 1676 году? Внятных ответов у историков нет.

    Почитаем сохранившиеся свидетельства того времени. Возьмем в руки отрывки рукописей Патрика Гордона. Под 1677 годом он пишет: «Что до Москвы, там недавно воздавали благодарения за перемирие. Патриарх низложен и помещен в Кириллов монастырь, а архимандрит Троицкого монастыря сделан патриархом» (Патрик Гордон. Дневник 1677-1678. М. Наука. 2005).

    Гордон свидетельствует, что Никона низложили в 1676 году и СРАЗУ сослали в Кириллов монастырь. Точно согласно нашей реконструкции. Откроем знаменитые Записки Де Ла Неввиля: «Этот патриарх обычно избирается из митрополитов и утверждается Царями. Он может быть низложен, как это случилось с его предшественником, только Константинопольским и Антиохийским патриархами, которые прибыли именно для этого на царский счет, в правление Федора» (Де ла Невилль. Записки о Московии. М. Аллегро-пресс. 1996).

    Неввиль утверждает, что Никона сместили во времена правления Федора, специально нанятыми для этого людьми. То есть не ранее 1676 года. Яков Рейтенфельс очень четко отразил произошедшие в стране перемены после смерти царя Алексея: «Глава 19. О духовном сословии и его силе. Высшая забота об охране веры почти поровну разделена между самим царем и главным епископом и патриархом. Хотя верховная власть во всем государстве, как в церковных, так и светских делах, принадлежит исключительно одному царю, все же он оказывает духовенству и патриарху некоторое уважение, и поэтому-то и нынешний царь, намереваясь лишить патриарха Никона сана, призвал с громадными издержками вышеупомянутых патриархов в Москву, дабы они, конечно, наилучшим образом обсудили бы все это дело и постановили справедливое решение.… В настоящее время при избрании патриарха епископами царю одновременно предлагаются два базилианских монаха, из которых он одного, подходящего, и избирает, вручая ему епископский посох» (Я. Рейтенфельс, СКАЗАНИЯ СВЕТЛЕЙШЕМУ ГЕРЦОГУ ТОСКАНСКОМУ КОЗЬМЕ ТРЕТЬЕМУ О МОСКОВИИ , гл. 16, стр. 365-365, по изданию: "Утверждение династии". М. Фонд Сергея Дубова. 1997).

    Издавая свои сочинения после смерти царя Алексея, Рейтенфельс пишет, что «нынешний царь» решил нанять неких священников для свержения Никона. После чего регламент кардинально поменялся и теперь патриарха московского избирают (внимание!) из числа базилианских монахов!!!

    Вместо православного жезла с осьмиконечным крестом в руки патриарху теперь вручается епископский посох. Обратите внимание на рисунок. Это единственный сохранившийся прижизненный портрет патриарха Иоакима.

    Изображения головных уборов патриарха Никона и патриарха Иоакима сильно отличаются. Если на куколи Никона изображен православный крест, то на голове Иоакима мы наблюдаем четырехконечный латинский «крыж», пальцы сложены в латинское двуперстие с раскрытой ладонью. Именно так, «ладонью» крестят свою паству папы римские и католические епископы.

    Это двуперстие отличается от староверческого пятиперстного сложения. Никакой скрытой Троицы не наблюдается. В каноническом же одеянии московского патриарха вместо епископского посоха патриарший жезл – осьмиконечный православный крест.

    Этим жезлом совершались на Руси все обязательные церковные церемонии. Именно этот символ православия выпал с портрета Иоакима.

    Тот факт, что с приходом Иоакима русский патриаршеский жезл изменился, ярко свидетельствует наиболее древнее, из дошедших до нас изображений Никона.

    Это гравюра 1890 года сделанная по прижизненной парсуне патриарха. Никакого епископского посоха у патриарха не наблюдается, а наблюдается патриарший жезл с православным крестом.

    И такой вид посоха был у русских патриархов с самого появления института патриаршества на Руси.

    Современник Ивана Грозного Джиованни Тедальди свидетельствует: "...однажды обедал с их патриархом, который хотя и живет совершенно скромно, тем не менее, появляясь на улице, едет или верхом на лошади, или в экипаже, а над ним несут зонтик, впереди же — посох в виде креста" (Известия Джиованни Тедальди о России времен Иоанна Грозного // Журнал министерства народного просвещения. № 5-6. 1891). 

    Фиксируем. С приходом на патриаршество Иоакима, в одеянии и обрядности патриарха происходят разительные перемены. Троеперстие заменяется католическим двуперстием.

    Каноническая православная символика приобретает ненавистные латинские черты.


Рецензии