Поручик Брежинский

               Весенним днём помещик Феликс Лаврентьевич Брежинский сидел у окна своего каменного дома, расположенного на улице с красивым названием: Весёлая. Место было прекрасное! Цвела сирень, вдали виднелся огромный луг с разнотравьем. Это были редкие часы, когда он мог предаться своим мыслям в тиши своего уютного владения. Обычно занят, у него 62 души крепостных людей, да почтовый двор. Везде нужен догляд и забота.

               Сегодня домочадцы разошлись по своим делам: сынок Аполлоша ушёл к другу, а супруга Екатерина Максимовна, взяв гостинцы, отправилась проведать крестника. Она была восприемница от купели сына, служащего Льговского Земского суда коллежского секретаря Николая Ивановича Голикова, младенца Николая.

               Владелец усадьбы не спеша прошёлся по кабинету, остановился напротив рамочки с документом, висевшей на стене и прочитал:- «Свидетельство. Дано из Льговской Почтовой Конторы содержателю Льговской и Глушковской Почтовых станций Льговскому Помещику Поручику Феликсу Брежинскому в том что на содержимых им станциях лошади здоровые, к гоньбе способные, збруя крепкая повозки зимние и летние исправны и почтари находятся в полном числе и надлежащей исправности, ровно, как и прочие принятые им на себя по контракту обязанности в точности. Декабря 30 дня 1847 года».
Почтмейстер Бурачек
Помощник Рыбак

               Он довольно улыбнулся. Будучи человеком, очень порядочным, заботился о своей репутации. Порядки в городе строгие, оступишься где-то, и руки никто не подаст.
               Тем временем из гостей вернулась поручица и стала рассказывать новости:
- Крестник Николенька растёт здоровеньким и разумным ребёнком.
               На улице Каторжной во всю, идёт строительство тюрёмного замка. Сказывают, что во дворе даже церковь будут возводить для заключённых. Ну и правильно, пусть каются и свои души спасают.
               Для неё эта новость была важной, потому что пока отдавала внаём помещение, для размещения арестантов.
- Хвалят водичку из нашего ключика, а предприимчивые люди даже продают её на Базарной площади,- закончила она.

               Супруг задумался о том, что в их уездном городишке нет водопровода, воду развозят на подводах по домам и учреждениям. Набирают из двух ключей, которые бьют на улицах Луговой и Весёлой.
Для хозяйственных нужд берут из реки Сейм. Там же хозяйкам оборудовали место под названием женский пляж: не для стирки, а только для полоскания белья! Это правильное решение, надо заботиться о природе.
 
- О чём сокрушаешься? – спросила его жена.
- Давно размышляю о том, что у нас всё компактно расположено: наш особняк, конюшни и главное - ключ. Но спуск к нему достаточно крутой, необходима лестница. Рельеф местности таков, что вешние потоки размывают склоны, и они осыпаются, значит надо их укрепить и устроить обводные каналы. Полезный источник расчистить и углубить,- рассказывал он своей благоверной.

- Но ведь эта работа обойдётся в копеечку,- заметила практичная жёнушка.
- Да, проект не дешёвый, зато сделаем доброе дело для горожан, и свои лошадки будут напоены,- задумчиво произнёс он.
- Тогда надо изготовить красивый колодезный сруб,- поддержала его романтичная спутница жизни.
- Вот и славно! Помолимся и приступим к делу. Думаю, что к зиме управимся, закончим ремонтные работы,- подвёл итог землевладелец.

               С тех пор минуло без малого 200 лет. Родник ещё живёт и носит фамилию рачительного хозяина. Только вот беда! Нет такого владельца, как покойный благодетель.

               Текст документа дан в оригинале.


Рецензии