Савзихан ал-Йалцугви отец и сын поэта

Савзихан ал-Йалцугви — отец и сын поэта

Савзихан ал-Йалцугви б. Джалил б. Савзихан б. Абукар (Букар) ал-Цилингви (ум. ок 1853/57) — мусульманский богослов и поэт. Савзихан после окончания медресе, занял должность кади семи сёл. Со временем переселился в село Ялцуг (ныне покинутое село в Ахтынском районе Дагестана) где работал в качестве муллы (кази, кади).

В 1837 году взял в жёны вдову Лейлу (дочь кади из сел. Даркуш) с сыном, по имени Шахламаз б. Паша Ага-Шериф (1836–?), покойного муллы сел. Кахцуг (ныне, село в С.-Стальском р-оне Дагестана) Малла Паша Ага-Шерифа б. Таймараза (ум. 1836).
В сел. Ялцуг, жена Лейли родила Савзихану ал-Йалцугви четырёх сыновей: Мухаммад-Эмина (Етим Эмин), ‘Абд ал-Малика (Мелик, ум. ок. 1887), Мухаммад-Наби (Магомед-Неби), ал-Хусейна (Гусейн); четырёх дочерей: Сувар, Фатимат, Кизханум, Эйлихан (ко времени смерти поэта Е. Эмина она замужем в сел. Гоган). Некоторые из них умерли еще в детстве.

Богослов Савзихан ал-Йалцугви был в рядах муридов последовавших за своим шайхом — Мухаммадом ал-Йараги (1772/73–1838) во время гонений на него, и друживших с его сыном шайхом ал-Хаджжи Исма‘илом ал-Йараги (1810–1904).

Савзихан ал-Йалцугви был сыном лезгинского поэта Абукар ал-Цилингви из сел. Цилинг (ныне покинутое село Курахского района Дагестана). Был отцом выдающегося лезгинского поэта Етим Эмина (1838–1884). Пасынок богослова Савзихан ал-Йалцугви — Шахламаз б. Паша (род. в 1836 г. в сел. Кахцуг) со временем также станет кади суда селения сел. Татарханкент (лезг. Татархан, ныне село С.-Стальского района Дагестана).




Автор: ‘Али Албанви





ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


ТАТАРХАНКЕНТ (лезг. Татархан) — лезгинское село в Сулейман-Стальском районе Дагестана. Входит в сельское поселение «Сельсовет Уллугатагский». Село расположено в южной части Сулейман-Стальского района. Находится в 11 км от районного центра села Касумкент. По переписи 1886 года в селе было 105 хозяйств, численность населения составляла 470 человек: 241 мужчина и 229 женщин. Название села, видимо, связано с нашествием татаро-монгольских завоевателей. Видимо, оно стало временной резиденцией предводителя татарского отряда. Впоследствии оно стало называться «Татархандхуьр» — дословно «село татарского хана». В 1966 году жители переселились в Новая Мака (лезг. Агъа Макьар) и совхоз Герейханова. В центре села стоит памятник архитектуры — мечеть. На восточной окраине села расположен пIир (мавзолей, гробница) — «ПIир Сефер-‘Али».

ЯЛДЖУГЪ или ЯЛДЖУХ (лезг. Ялцуг, Ялцугь, Ялцугъар) — покинутое лезгинское село в Ахтынском районе Дагестана. Село Ялджух расположено в восточной части Ахтынского района, на склоне горы Сенгер (2345 м), одного из западных отрогов Шалбуздага, у ручья, впадающего слева в реку Магулах-чай, притока реки Ахты-чай. Ближайшие сёла — Балуджа, Храх, Лгапиркент. Ближайшие жилые населённые пункты — Курукал и Ухул (около 10 км). С начала XVI века по 1839 год Ялджух входил в Докузпаринское вольное общество. В 1839 году село было присоединено к Российской империи. Ялджух относился к Докузпаринскому наибству Самурского округа. Вместе с сёлами Балуджа и Филидзах образовал Ялджухское сельское общество. В середине XIX века, как пишет профессор Х.Х. Рамазанов (род. 1925), половина жителей Ялджуха из-за безземелья переселилась на территорию нынешнего Азербайджана. В 1929 году Ялджух был включён в состав новообразованного Ахтынского района. В 1953 году жители села Ялджух, вместе с жителями сёл Филидзах и Филиф-Гюне были переселены в село Советское Магарамкентского района. До переселения в селе Ялджух жили лезгины, мусульмане-сунниты. В 1869 году в селе проживало 1021 человек, из них мужчины — 542, женщин — 479. Село состояло из 141 дыма. В 1886 году в селе проживало 1229 человек. Согласно переписи 1886 года в Ялцугское сельское общество Кутур-Куринского участка Куринского округа входили селения Ялцуг (45 дымов, 281 чел.), Бигер (26 дымов, 187 чел.), Мака (27 дымов 146 чел.), Хпит (52 дыма, 245 чел.), Цицер (22 дыма, 98 чел.), Кахцуг, Ка’ан (сел. Киан, лезг. Кьеан). Согласно поверьям, село Ялцуг обосновал уроженец села Карим ал-Ка’ани. Из сел. Киан сюда переселились — хашар («крещеные»), из сел. Цилинг — предки Е. Эмина «бук1аяр», из сел. КIири (сел. Икра) — арасар («воины»), из сел. КІеле — «ц1иарар», с верхнего Квардала — «квардалар» и дали названия своим родам (сихилам). В сел. Ялцуг было три квартала: «Вини кьилер» («Верхние начала»), «Элкъвей магьле» («Круглый магал»), «Агъа кьилер» («Нижние концы»). С 1991 года в селе имеется постоянное население. На январь 2013 в селе проживало две семьи численностью 11 человек. В тоже время на сегодня в Дагестане есть два села с одинаковыми названиями Ялцугъ (Ялцугъар), в Ахтынском и Сулейман-Стальском районах, а Ялджугъ — искаженный тюркизированный вариант названия Ялцугъ (Ялцуг).



ЛИТЕРАТУРА


1. Букаров И. Родина поэтов Цилинг [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9wJ6Hp, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 23.06.2019). — Яз. рус.


2. Нагиев Ф.Р. Етим Эмин. Путь к истине. Махачкала, 2002. С. 12–34.


Рецензии