Неудавшееся взятие Опочки

Эпизод повести



Внизу, под башней, зазвучал усиленный духовой трубой голос мунгитского толмача:
- Орус! Ты карош воин, да. Однако нада сдавайся. Сила наш старана. Сдавайся, орус, будет живой!
 Через некоторое время гнусавый вражий голос продолжил, будто набрался духу:
- Наша иметь... стадо барашка, орус. Мы резать всех кащей, всех, всех! Ты смотреть, орус! Карашо урус сдавайся!
- На что эти «донгузлары» намекают? - спросил, будто не понимая в чем дело Русин.
- Известное дело, - разъяснил многоопытный Савва Князев. - Станут резать толпу пленников у нас на глазах. Зверства всяческие выделывать над людьми... Да мы от одного их крика предсмертного с ума все сойдем!
- Вот так было и на Коложе... Двадцать лет тому назад, - задумчиво сказал Матвей-коложанин. - Стали нехристи такое творить над людьми... У меня язык не повернется, детушки, вам рассказать... Так мы отворили врата и вышли — на свою последнюю брань. В воротах  все и полегли...
- Бесермене только того и ждут, дабы мы распахнули ворота, - откликнулся Мал. - Ох, и поиздеваются тогда над нами! Сколько мы ихних «отправили в закат»! Злы они на нас вельми.
- Ходит слух, что пришлецы кожу с людей снимали, с живых, дабы коложские воины врата отворили, - глухо сказал Добрин Рублевский.
- Друзи мои! А позырьте-ка налево! - вскричал вдруг Русин.
Все обернулись. Над стеной горожане спешно воздвигали нечто вроде скоморошьего помоста. В ход шли бревна, доски-горбыли, вервия; сочно чавкали, входя в дерево, острые топоры в умелых руках. В два счета стараниями плотников помост был собран. От поруба пригнали толпу пленных лютынов. Связанные веревками, подгоняемые не слишком вежливыми стражами, полезли они по приставленной лестнице на «помост». Всю толпу загнать наверх было невозможно, посему большая часть пленников осталась внизу. Последним по лестнице поднялся посадник. Приложив ко рту медную духовую трубу он прокричал мужественным басом:
- Уважаемые врази! Видит Бог, не мы начали сие злое деяние. Как вы уже поняли, победить нас в честном бою вы не в силах. Вы не можете нас одолеть, ибо мы защищаем свое Отечество, и Бог на нашей стороне. Вы же пришли грабить и убивать. Теперь вы задумали злое и подлое дело. Вы порешили, что добьетесь успеха вопреки воле Господней, убивая и мучая на наших глазах пленников, русских людей. Но вы запамятовали, достопочтенные, что пленные есть и у нас, причем в вельми немалом количестве. До сей поры мы обходились с ними достойно. Что с ними будет в дальнейшем — целиком и полностью зависит от вас...
 Посадник закончил речь, пригладил усы, передал трубу воину, а тот — толмачу. Толмач выкрикивал чужеземные слова громко и грозно, пытаясь сохранить не только смысл, но и интонации оратора. Вышло у него несколько утрированно. Мунгалы заинтересовались. Затихло войско.
Снова духовую трубу взял посадник. Он прокричал:
- Недостойные потомки синих волков! Своим бесчеловечным обращением с пленниками вы толкаете нас на ответные злые деяния! Вы вынуждаете нас к сему. В нашем ответе не сомневайтесь!

Примечание.
На снимке - план средневекового Псковского пригорода крепости Опочка.


Рецензии