Зачем?!

 

- Зачем? – кричал Славка и метался во сне на нарах в камере – Зачем?
- Успокойте ево. Чево он там раздухарился? – сказал сквозь сон авторитетный Славкин сокамерник.
- Постучи ему по дыне, штоб в чувства пришёл. Спать не даёт, - добавил другой.
Славка и сам уже проснулся и немного очухался. Его замучил один и тоже сон. Во сне его, как и тогда, наяву,  допрашивал следователь. Он спрашивал Славку:
- Скажи, зачем ты взял наган?
Славка в первый раз растерялся и пробормотал что-то невнятное, а сам с ужасом подумал: «Уж не грохнул ли я кого из него по пьяни? Тогда всё – вышка».
Следователь вновь повторил вопрос:
- Я повторяю, с какой целью ты взял из сейфа наган?
- Не знаю. Кок-то машинально получилось. Думал, постреляю и выброшу. Вот и пострелял.
Теперь эта сцена  допроса сверлила его мозг. «Зачем?» - в тысячный раз спрашивал он себя. Зачем он взял этот ствол? Он понял свою ошибку только сейчас, и так ясно, так чётко, но было поздно.
 Это была глупость. А могло быть совсем по-другому. Он мог купить новый мотоцикл. Да чего – мотоцикл, даже машину. Мог бы поехать на Чёрное море, на котором ни разу не бывал, и который казался ему блаженным раем на земле. Там на пляже, как он представлял себе, ходят стройные, красивые, загорелые девушки с загадочными улыбками. Там шумит, набегая на берег, зелёная морская волна. Воздух наполнен ароматом шашлыка, который проникает в тебя и возбуждает звериный аппетит. А на берегу ждёт ресторан с яствами и винами. Всё это могло у него быть, если бы не его дурная голова. Так казалось Славке.
Утром сокамерники, улыбаясь, начали спрашивать его:
- Ну, чо, колись давай. Чо ты каждую ночь орёшь: «Зачем, зачем». Ты у нас за што срок тянешь?
И Славка начал им рассказывать, как однажды на своём стареньком мотоцикле поехал без шлема, и как остановил его знакомый автоинспектор. Денег у Славки не было, и тот выписал ему штраф, и с улыбкой сказал, чтобы он поехал в райцентр и уплатил его, а права пока у него полежат. А когда,  говорит, заплатишь, верну. Рассказал Славка, как упал он жене в ноги, чтобы дала денег уплатить штраф. Та сжалилась, и тогда он поехал в райцентр. Он оставил мотоцикл недалеко от сберкассы - у знакомого мужика на соседней улице. Сам побежал в сберкассу и стал там заполнять квитанцию. А грамотности у него маловато. Пришлось несколько раз подходить к работникам сберкассы и спрашивать, как правильно заполнить квитанцию. Один, говорит, квиток испортил, потом другой. А когда подходил к  стойке, заметил в приоткрытом сейфе столько денег, сколько он никогда в жизни не видел. Заполняю, говорит, квитанцию, а они в глазах стоят, деньги-то. Я,  говорит, прикидываю, что можно всю жизнь не работать, горб на колхоз не гнуть. Заполнил, говорит, квитанцию, подхожу к стойке, а мне и говорят - всё, не принимаем, посмотри на часы. Время - обед. Приходи после обеда. Я,  говорит, туда-сюда, говорю: «Может…», а мне: «Никаких «может», давай выходи».
- Вышел я на крыльцо. Ступени его ведут к двери, которая выходит на улицу, она была приоткрыта. Вторая, что слева от неё, вела во двор, она была закрыта изнутри на запор. Под лестницей была небольшая ниша. Как я шагнул в эту нишу, не помню, и там притаился. Только слышу голоса: «Давай быстрее. Чево там копаешься? Пошли на обед. Да зачем ты сейф закрываешь? Мы - одна нога здесь, другая там, и дверь давай только на улицу закроем». Сижу я под лестницей и ушам своим не верю, что такие деньги сами мне в руки плывут.
Я выждал немного. Потом зашёл в здание сберкассы, и сразу к сейфу. Смотрю: ключи в замке торчат. Открыл я сейф и начал пачки денег по карманам рассовывать. Потом смотрю: лотерейные билеты лежат, их зачем-то  взял. И тут я увидел наган и патроны. Взял его в руки. Вытянул руку и прицелился в часы, которые висели на стене напротив. С этой минуты время стало для меня другим. Что-то на улице зашумело. Я машинально сунул наган за пазуху, схватил патроны  и выскользнул на крыльцо. Открыл дверь во двор и через забор махнул в парк, в кусты. Огляделся: вокруг никого. Потом выбрался из кустов. Пошёл, взял мотоцикл и поехал домой. Вдруг вспомнил, что нужно уплатить штраф. Тогда я съехал с дороги, нашёл укромное местечко и спрятал награбленное. Затем вернулся обратно. Когда подошёл к сберкассе, понял, что туда никого не пускают. Я всё-таки решил попробовать зайти. Меня встретили начальник милиции с милиционером со словами: «Так, давай выходи, закрываем». Я ему: так мол и так, штраф надо заплатить, а мне: «Никаких штрафов, завтра придёшь».
 Я покрутился возле здания, мне было странно, что они не могут понять, что это я банк ограбил. Ну, я опять к двери, постучал, мне открыл милиционер, и на меня: «Ты чево, не понял, што ли? Тебе же начальник сказал: завтра приходи, вот и приходи». И захлопнул дверь.
Все в камере слушали Славку молча, не перебивая. А он перевёл дух и продолжил:
- Деньги, лотерейные билеты я перевёз домой и спрятал в надёжном месте. На следующий день съездил и уплатил штраф. Работники в сберкассе были уже другие.
Вначале я каждый день ждал, что за мной придут. Потом успокоился и начал сорить деньгами. Начал понемногу выпивать, потом стал угощать друзей. Жена начала  бузить. Говорит: на какие-такие денежки пьёшь, да ещё друзей угощаешь. Говорит: и на работу ты не рвёшься. В общем, пошли у меня с ней рога, скандалы. Ну, я ещё больше стал поддавать. Схватил как-то наган и начал по бутылкам палить. А она мне и говорит: из чего ты там палишь?  А я ей говорю: да так, у одного друга по случаю игрушку приобрёл. Смотрю, она насторожилась, а я, дурак, ей спьяну, видно, пригрозил. А она, зная мой дурной вспыльчивый характер, и што это к добру не приведёт, решила принять меры. Позвонила в райцентр, в милицию. А там сразу всё и сообразили. Ну, и к нам в гости. Потом мне передали, что на задержание почти всем отделом выехали. И вооружились, говорят, по-настоящему. Преступник-то вооружён. Приехали в село. Окружили мой дом. А баба, говорят, у меня до этого из дома сбежала. А они, говорят, все в касках, в бронежилетах и с автоматами. Это, конечно, мне потом всё передали: несколько человек вместе с начальником милиции потихоньку начали пробираться к входной двери. Вдруг в сенях что-то загромыхало, и дверь открылась. Начальник бросился на землю, но успел дать команду «вперёд». Когда упал на землю, с него слетела каска, и он выронил автомат.  Остальные ворвались в сени. Из сеней во двор вылетел перепуганный большой рыжий кот. Когда они ворвались в комнату, то увидели меня на кровати. Храпел, говорят, я, как паровоз. На столе бутылка водки  недопитая. У кровати наган, будь он неладный.
Дослушав рассказ, кто-то из сокамерников сказал:
- Это ты правильно кричишь: «Зачем?». Ещё только добавляй слово «дурак». Долго тебе здесь кричать придётся!   


Рецензии