Загадка Анны Ахматовой. Часть 3

Загадка Анны Ахматовой. Часть 3.



     Ахматова – исследователь поэзии…
Пушкинской, в первую очередь. Лермонтовской, в охотку. Блоковской, обязательно, творили в одном веке.
Поэт Александр Блок тоже исследователь и немного учёный, так как официально значился литературным критиком.
Его пророческие слова о Лермонтове, диссонансом прозвучали  для изучения наследия Пушкина.
   
 "Лермонтов — писатель, которому не посчастливилось ни в количестве монографий, ни в истинной любви потомства: исследователи немножко дичатся Лермонтова, он многим не по зубам…
 Почвы для исследования Лермонтова нет — биография нищенская. Остается "провидеть" Лермонтова…. Хочется бесконечного беспристрастия, пусть умных и тонких, но бесплотных догадок, чтобы не "потревожить милый прах"…
Анна Андреевна знала и принимала  пожелание…
 
      «Ахматова не любила двух женщин. Когда о них заходил разговор, она негодовала. Это Наталья Николаевна Пушкина и Любовь Дмитриевна Блок. Про Пушкину она даже говорила, что та — агент Дантеса…»                Фаина Раневская.
Ахматова любила Пушкина. В ней жило неистребимое,… женская ревность. Иногда сумасшедшая.
«Теорию» женской ревности к Пушкину подробно описала поэтесса Марина Цветаева. Её виртуальная любовь к поэту, когда с детского девичьего, от нахлынувшей страсти, готова была зацеловывать, заслюнявить любые портреты Пушкина, и она без стеснения написала об этом потомкам. Моё исследование и об этом «Гончарова, Ахматова и Нос…» http://www.proza.ru/2017/12/21/965
Женская любовь, которая проявляется, по определению Виссариона Белинского, (исследовал «Евгений Онегин») у девочек с 12 лет.

Через сто лет позже. Пример известной советской актрисы, с народом поделилась девичьей тайной, совсем не стесняясь. «Актриса театра и кино, знаменитая Лидия Смирнова, вспоминала: «В школе втрескалась в пучеглазого невзрачного одноклассника. От нахлынувших чувств, со страстью покрыла поцелуями всю его парту».
Но…
Анна Андреевна считала себя «пушкиноведом», в отличии от Цветаевой, исследователем творчества поэта. Литературным учёным…
В таком положении женские эмоции, разве что для рассказов той же Раневской. Так рассказывала, что Фаина Георгиевна верила,
«...Мне думается, что так, как А.А. любила Пушкина, она не любила никого».
Синтез своего женского и учёного, плюс, предмет любви, как народное достояние… 

     Раневская.
«… изображение Дантеса,… Журнал с Дантесом она держала, отстранив от себя, точно от журнала исходило зловоние…
Ненавидела она и Наталью Гончарову…».
Женское в Ахматовой перемешалось с деловым подходом к вопросу. Её ненависть не давала беспристрастного исследования. О своей неприязни говорила вслух среди литераторов и в авторитетных научных кругах… Её откровенно «торпедировали» эти самые круги. Критиковали, запрещали печататься, её строго наказывали…
Доходило до угроз властей, прикасаться к литературе вообще. Пушкин был всемирным достоянием… В отечестве, и не только в годы войны, народ военный и гражданский отдавал честь по воинскому подобию, памятнику, монументу, архитектурному ансамблю, где Александр Сергеевич Пушкин.

И был риторический вопрос, от чего страдала Ахматова от властей? Притом, ей много прощалось, если не всё…

     «Прекрасная Дама», понятие к ревности или литературной ревности Ахматовой…
Ревность из – за прекрасного в чужой женщине.
Она простая, внешне не броская, обыкновенная, подражает в мыслях, поведению Клеопатры.
Зло ревнует Любовь Менделееву к Блоку.
«Она была похожа на бегемота, поднявшегося на задние лапы. Глаза — щёлки, нос — башмак, щёки — подушки... И толстые, большие ноги и руки. Внутренне же она была неприятная, недоброжелательная, точно сломанная чем-то... Но он (Блок) всегда, всю жизнь видел в ней ту девушку, в которую когда-то влюбился... И любил её...»
Ахматова, как учёный, объективна…

Её исследовательский подход к вопросу с научной точки зрения… Она – женщина, оценила по – женски, подвела итог своим изысканиям, Блок любил её такой.

     Любовь втроём её очень интересовала,… историческая коллизия взаимоотношений мужчин и женщин.
Любопытство и практический пример любовного треугольника, Александр Блок, Андрей Белый, Любовь Менделеева.
«… отношения с Белым у Менделеевой дальше поцелуев так и не зашли. Однажды она пришла к нему и уже вынула все гребни и шпильки, но... убежала!»

Любовь на троих.
«… месяцы безумия... Менделеева никак не могла принять окончательного решения. Белый писал в мемуарах: «Щ. (так он засекретил Менделееву) призналась, что любит меня и... Блока; а — через день: не любит — меня и Блока; ещё через день: она — любит его, — как сестра; а меня — “по-земному”; а через день всё — наоборот; от эдакой сложности у меня ломается череп и перебалтываются мозги».

     Белый, Блок – одногодки, 1880-го…
«… общая страсть — поэзия. И одна на двоих любовь: к дочери знаменитого химика Любови Менделеевой. Когда Блока спросили на одном из публичных литературных вечеров, сколько у него было женщин, он ответил: «Люба — и все остальные». Хотя сам незадолго до смерти признавался, что их было около трёх сотен — и знаменитых, и уличных «незнакомок» из дешёвых кабаков, где поэт пытался утопить в вине одиночество и тоску». Менделеева о похождениях знала…
В своих откровенных мемуарах «И были и небылицы о Блоке и о себе» (Ахматова назвала их «порнографическими»). Заметим словосочетание «и о себе», оно, ведь, совсем не зря.
Исследовала саму себя? Это очевидно…

     «В августе 1906 г. Любовь Дмитриевна пишет письмо Белому с категорическим запретом бывать у них. Позже ещё раз подтверждает — она выбрала Блока. Белый обезумел: «Я думал про неё — Богородица, а она оказалась дьяволицей». Уговорил одного из друзей отвезти Блоку вызов на дуэль. На что Блок спокойно ответил, что никакого повода к дуэли нет, а Боре «надо отдохнуть». Белый бесновался, умолял о встрече, плакал... Хотел даже утопиться в Неве…».

К чему и шло, апогей возвышенной или плотской обыкновенной любви…, дуэль.
Устранить соперника, хотя и был другом. Убить, уничтожить и никакого сожаления …
Два самца в природе дерутся за обладание самки, а что она? … Тщеславное, из-за неё… Человеческое и животное – борьба, это жизнь! Победил, радуется вместе с ней…

     Раневская.
«Ахматова не любила двух женщин… Это Наталья Николаевна Пушкина (Гончарова) и Любовь Дмитриевна Блок (Менделеева)».
События в жизни, судьбе Блока, как исследователь Пушкина, моделировала возможную дуэль гения. Она считала Гончарову виновной в смерти мужа.
Копия любовного треугольника с девятнадцатого века. Там: Пушкин, Дантес, Гончарова. Её личная дуэльная версия, она в неё верила…
В её веке: Блок, Белый, Менделеева.
Троица, «порнографический» треугольник, осуждаемый ею.
Её любовный треугольник интереса к Пушкину, смоделированный виртуально Цветаевой, она скопировала… Обе любили поэта Пушкина при жене Наталье. Тоже «порнографический» любовный треугольник, в этот раз виртуальный, заочный, но чувственный даже через столетия. Себя осуждает нежно, ласково, потому что Пушкина она очень любила, а другие просто любили. Это огромная разница, слово «очень» глубоко личное, тревожное даже через время…

     В виртуальной любви к Александру Сергеевичу была верна ему до старости. В молодые годы критиковала, ругала, обвиняла в страшном для поэта,… в плагиате. Выдержала наказание соратников – литераторов за оговор гения.

     … Магия чисел, где треугольник. По её мнению, биографию Пушкину писал женский «треугольник» маразматического возраста, три «… старухи, выжившие к старости из ума:  Вяземская, Полетика, Смирнова – Россет».
Ахматова знала, это были исторические старухи и они писали историю Пушкина, любовных страстей века поэта.
А кто ещё?
Ни один мужик, к старости старик, не напишет о чувственной страсти женщины, когда «крышу» сносит от… любви.



К будущему циклу…, женщины – старухи сочиняли биографию Пушкину...
К разгадкам Пушкина.
Разгадать Наталью.


Рецензии