Миссия

Учительница Севиль долго не могла уснуть. То и дело переворачивалась с боку на бок. Не могла избавиться от мыслей, засевших в голове. Еще не рассвело. Она взглянула на часы, было около 4-х ночи. Поняла, что заснуть не сможет, и встала с постели. Ей не давало покоя то, что отличник класса Илькин вдруг стал отставать, сделался непослушным и спутался с плохими ребятами. Она не могла понять, что вдруг произошло с мальчиком, который всегда считался образцовым учеником не только в классе, но и в школе. Его фотография украшала доску почета, поведение и учеба предвещали ему блестящее будущее.
Вглядываясь в полумрак на улице, она решила, что сегодня непременно должна поговорить с Илькином наедине и узнать, что с ним происходит, и, если придется, оказать необходимую помощь.
Учительница, беспокойная, вышла из дома, даже не позавтракав. Как пришла в школу, зашла в класс и сделала в журнале необходимые пометки. После этого обратилась к Илькину:
 - Иди к доске отвечать урок. В прошлый раз я не поставила тебе «двойку», хоть ты и не был готов.
Илькин тихо встал, но с места не сдвинулся. Учительница повторила:
 - Не слышишь меня? Я с тобой говорю.
 - Я не выучил урок, - тихо ответил мальчик.
 - Почему не выучил? Может, тебе что-то мешает готовиться к урокам?
Ученик опустил голову.
Учительница сказала:
 - Илькин, я тебе и на этот раз отметку не ставлю. Но, а если и в следующий раз ты не будешь готов к уроку...
После недолгого перерыва продолжила:
 - Тогда на меня не обижайся. Ты больше не будешь моим любимым учеником. Если так будет продолжаться, я тебя на второй год оставлю. Сядь.
Илькин молча сел. Учительница Севиль замечала, как ему стыдно, но для нее оставалось загадкой, почему он перестал заниматься. Ведь и семья у них считалась вроде образцовой. Она была у них дома год назад и говорила его родителям, что они могут гордиться своим сыном. Ее поразил уровень интеллекта родителей своего ученика: отца Вугар бея и матери Севиндж ханум. Ей пришлось признаться, что в успехах Илькина немаловажную роль наравне со школой играют также его родители.
Шум учеников прервал цепь ее раздумий. Она собралась и обратилась к классу:
 - Кто пойдет отвечать урок?
Руки потянулись вверх.
 - Иди ты, дочка, - обратилась она к маленькой улыбчивой Сабине.
Учительница настолько была погружена в раздумья, что даже не слышала, что рассказывает ученица. Севиль ханум думала только об Илькине. Почему успевающий ученик вдруг стал отставать и приходил в школу, не выучив уроков? В чем причина?
Дети стали шуметь.
 Она опомнилась:
 - Что такое? Что за шум?
 - Учительница, в одном месте она допустила ошибку, - сделал замечание кто-то из учеников.
После фронтального опроса учительница подытожила старую тему и стала неохотно объяснять новый урок. Когда прозвенел звонок, она проводила детей в коридор, а сама осталась с Илькином в классе. Подсела к нему за парту, погладила по голове и начала с ним мило беседовать:
 - Илькин, не скрывай от меня, скажи честно, что с тобой происходит? Почему не готовишься к урокам? Ты знаешь, как я тебя люблю? Ничего от меня не скрывай. Расскажи, что случилось? Я тебе только хорошее посоветую.
Илькин ничего не говорил, сидел молча. Учительница поняла, что так его не разговорить, поэтому прибегла к другому методу:
 - В тот день двое учеников из нашей школы украли телефон в маркете. На это преступление их подговорила группа из малолетних преступников. Она занималась также и распространением наркотиков. Спасибо нашему директору Яшар-муаллиму. Воспользовался своим авторитетом, а также положением в обществе и после долгих усилий вырвал детей из-под влияния этой банды. Если б не он, гнить бы детям в тюрьме. Мы заявили, что это воспитанные дети, отличники и ручаемся за них. Таким образом, нам удалось спасти их от наказания. Видишь, если б они не были отличниками и детьми из хороших семей, а также не раскаивались бы, то и Яшар-муаллим не встал бы на их защиту. Сейчас настало такое время, что приходится уберегать единицы от общей беды. Илькин, сынок, я беспокоюсь за тебя. Боюсь, что вдруг и ты попадешь под влияние какой-нибудь шпаны. Поверь, если б ты занимался по-прежнему,  то никаких сомнений у меня не возникло бы.
 - ...
 - Видишь, про твое непонятное поведение последних дней я никому не рассказывала, даже твоим родителям не сообщала. Подумала, лучше с тобой выяснить... Не надо скрывать от меня, скажи, что вдруг с тобой произошло? Почему ты перестал заниматься?
 - ...
 - Илькин, не обижайся на меня. Если не раскроишь причину, то придется твой вопрос вынести на педсовет. Ты, наверное, в курсе, что детей, которым необходимо строгое воспитание, направляют в исправительные учреждения.
Илькин сидел и молча слушал любимую учительницу. Но после ее последних слов не выдержал и начал громко реветь.
Он так горько рыдал, что наблюдавший за ним со стороны схватился бы за сердце. Севиль ханум пожалела, что так строго отчитала мальчика. Илькин не успокаивался. Вместо того, чтобы успокоить своего ученика, учительница сама присоединилась к нему и тоже стала рыдать.
Кончилась перемена. Севиль взяла себя в руки и ласково сказала:
 - Ты – хороший мальчик. Если у тебя какие-то проблемы, то не переживай, со временем все утрясется. Будь сильным, ведь ты же мужчина! Старайся придти на следующие уроки подготовленным. Ты не переживай. Можешь рассчитывать на мою помощь. Ты снова будешь отличником. Я верю в тебя.
В выходные дни время тянулось. В понедельник учительница с большими надеждами отправилась в школу, думала, после последней беседы Илькин исправится и придет на занятия, выучив уроки. Предчувствовала, что сегодня заметит перемены в своем ученике.
Как прозвенел звонок, она уверенными шагами направилась в класс. Поздоровалась с детьми и осмотрела комнату. Хотела узнать, в каком настроении пребывает Илькин. Но задняя парта, где обычно он сидел, была пуста. Ее, будто, током ударило.
 - Ребята, а где Илькин? – спросила сразу.
 - Он не пришел, - хором ответили дети.
Она забеспокоилась, можно сказать, испугалась. «Не дай бог, вдруг мальчик после моих строгих замечаний что-то сделает с собой...» Севиль обратилась к Ильгару, живущему в одном доме с Илькином:
 - Ты не знаешь, почему он не пришел на занятия? Ты никакого шума не слышал из их квартиры?
 - Не знаю, учительница. Утром, когда я шел в школу, он стоял на балконе. Я позвал его, поздоровался, но он не ответил.
Учительница, озабоченная, кое-как завершила урок и на перемене поспешила в класс, где училась сестра Илькина – Арзу.
Учительница Шалаля – классный руководитель встретила свою коллегу у дверей и спросила:
 - Севиль, что-то случилось? На тебе лица нет.
 - Шалаля, сегодня Илькин не пришел в школу. Я пришла узнать у Арзу причину.
 - Странно...
 - Что ты имеешь в виду?
 - Арзу тоже сегодня отсутствует. 
Учительница Севиль сначала опешила, а потом сказала:
 - Тогда я сбегаю к ним домой, чтобы узнать причину. Должно быть, что-то случилось.
 - Какая ты странная, Севиль. Что в этом такого? Мир что ли перевернулся? Да не волнуйся ты. Первый раз что ли сталкиваемся с этим? Наверное, в район поехали погостить.
 - Может быть...
 - Никаких «может быть». Арзу позвонила и сообщила детям, что передайте учительнице, я сегодня не смогу придти в школу.
После этих слов Севиль вроде успокоилась, но, вместе с тем, решила, что после занятий обязательно навестит семью своего ученика и поговорит с родителями. Тем временем постаралась узнать у Шалали кое-какие подробности:
 - Шалаля, ты в последнее время не замечала в Арзу какие-либо изменения?
 - В каком смысле? – спросила она.
 - Знаешь, Илькин был самым прилежным учеником в моем классе. И знаниями, и своим поведением всегда радовал меня. Но в последнее время с ним что-то стало происходить. К урокам не готовится. Я полагаю, что он попал под дурное влияние. Хотела узнать у тебя про Арзу. Не изменилась ли она тоже?
 - Ты эту девочку лично знаешь?
 - Конечно, знаю.
 - А если сейчас увидишь, то не узнаешь.
 - Отчего же?
 - Сильно похудела, стала замкнутой. Спрашиваю о причине, ничего не говорит. А была добродушной, приветливой девочкой. Душа компании, одним словом. Сейчас же избегает всех, ни с кем не общается. Ходит мрачная. В тот день у нее был день рождения. Скинулись всем классом, купили торт, поздравили ее. А она совсем не радовалась. Забилась в угол и тихо плакала.
 - А уроки она учит?
 - Учит, но не так охотно, как раньше. Я пыталась беседовать с ней наедине. Но она молчит. Мне так и не удалось узнать причину ее подавленности.

                ***
Хоть было уже поздно, но Севиль вместо того, чтобы пойти домой, решила навестить своего ученика. Лифт был на ремонте, и ей пришлось на пятый этаж подняться пешком. Она страдала астмой и пока шла, одышка ее замучила. Остановилась, достала из сумки ингалятор и спрыснула им себе горло. Когда пришла в себя, нажала на звонок. Дверь никто не открывал. Она позвонила снова. Кажется, в доме никого не было. Учительница решила обратиться к соседям. Дверь напротив открыли после первого же звонка.
 - Вы к кому, дочка? – вежливо спросил седой мужчина, открывший дверь.
 - Ради бога, извините, дяденька. Побеспокоила я вас. Я пришла к Илькину, но их дома нет. Подумала, может, вы знаете, где они? Мальчик сегодня отсутствовал на уроке. Я его учительница.
 - Илькин не виноват, дочка. Его родители совсем голову потеряли. Поэтому он и не пошел в школу.
Учительница в недоумении спросила:
 - А что случилось, дяденька, можете сказать? Я очень беспокоюсь.
 - В этом доме, дочка, каждый день скандалы. От их шума спать не можем ночью. Вроде уважаемые, интеллигентные люди. Что им скажешь? Подали в суд. Хотят разводиться.
 - Что?! – вскрикнула учительница.
Голова у нее закружилась, в глазах потемнело. Прислонилась к стене.
 - Разводятся? Такая прекрасная семья? Почему? А как же дети? О них они подумали?
Перед ее глазами встали Арзу и Илькин: грустные и отчаянные. Учительница стала расспрашивать старика:
 - Дяденька, милый, а почему разводятся? Что вдруг случилось? Какое несчастье. А куда смотрят родные, соседи, аксакалы? Почему допускают такое? Неужели некому образумить их, отговорить от этой затеи?
 - Были попытка, доченька. И я, и моя супруга немало старались, но было бесполезно. Здесь сильно постарались злые языки. Стали сеять вражду между супругами. И пошла ревность. Уже поздно, чтобы помириться.
Учительница Севиль не хотела верить своим ушам. Болела душа за судьбу невинных детей. Попрощавшись с мужчиной, она ушла. Рыдала и молила бога. «А как же двое прекрасных детей? О Аллах, молью тебя, не позволь, чтобы они страдали, чтобы остались без опоры». Всю дорогу она задавала себе вопросы и не помнит, когда дошла до дома, какой дорогой шла. Она думала только об Илькине и Арзу. Опомнилась только у своих дверей. Перед тем, как войти, привела себя в порядок, вытерла слезы, чтобы дома не догадались, что она не в себе. На пороге ее встретил муж Горхмаз:
 - Где ты пропадаешь?
 - Была у Илькина. Я говорила тебе, что он перестал учить уроки.
 - Хватит! Надоело уже! Ты думаешь когда-нибудь вовремя явиться домой?! И аппетит пропадет, пока тебя дождешься. В этой школе кроме тебя других учителей нет что ли?! Хватит ходить по чужим домам! Кончай уже! Поняла меня?!
 - Обещаю, больше не буду задерживаться, - сказала она виновато.
В комнате воцарилась тишина. Увидев расстроенность мужа, Севиль молча прошла в кухню. Приготовила ужин и положила на стол. Затем принялась заваривать чай. Муж имел привычку пить чай сразу после еды. И она не хотела рассердить его. Дала ему чай и убрала все со стола. Вымыла посуду и принялась наводить в доме порядок. Просмотрела завтрашние уроки, а потом легла спать. Долго ворочалась, но засыпать не могла. Все думала о брате с сестрой. Планировала пойти завтра к ним и попытаться помирить их родителей. Не знала, удастся ли ей. А тут мужу обещала, что завтра после уроков сразу домой придет. Не могла нарушать свое обещание. Тогда придется отпроситься у директора и пойти во время занятий.
Начала думать о том, как помирить родителей своего ученика. Сама не могла понять, почему эта история ее так волнует. Что ее вынуждало вмешиваться в семейную проблему посторонних людей. В один момент подумала отказаться от этой затеи, но не смогла. Перед глазами снова встал образ Илькина и Арзу. Представила себе их печальные глаза и расчувствовалась. Подумала про свою семейную жизнь длиною в 17 лет, за которые так и не смогла стать матерью. Вспомнила свои переживания. Судьба не наградила ее радостью материнства. Это и было причиной прохладного отношения между ней и мужем. Его нетерпеливость, а порой грубость тоже были следствием этого.
Пребывая в своих раздумьях, заметила, что уже начинает рассветать. Наступало утро. Что оно принесет Илькину и его сестре?
Она понимала, что ради спасения будущего безвинных детей готова даже пожертвовать собой. Хотела, чтобы дети были счастливы, живя со своими родителями. Ей пришло в голову, если расскажет Вугар бею и Севиндж ханум о своих страданиях, то ей удастся примерить их. Когда они осознают, каким огромным счастьем наградила их судьба, то поймут, что совершают ошибку и воздержутся от разбивания своей прекрасной семьи.
...Будто, это не она провела бессонную ночь. Совершенно бодрая встала с постели и стала собираться. Сегодня она ощущала себя человеком более ответственным и более важным для общества, чем прежде. Она была уверена, что одну семью непременно спасет от разрушения, а двух прекрасных детишек – от гибели под ее завалами.


Рецензии