о классике. заметки на полях
Что происходит с классическим искусством в странах, где лозунг «хлеба и зрелищ» вытеснен лозунгом «зрелищ и хлеба»? Иначе - в постиндустриальном обществе...
Мы отмечали, что технический прогресс способствует снижению планки массового вкуса. Люди, в своем подавляющем большинстве, ждут от искусства удовольствий, все более простых и незатейливых. А те, кто распоряжается искусством, - скажем, художественные руководители драматических театров, вынуждены либо «осовременивать» классические образцы драматургии, либо поощрять производство поделок. Отсюда, в частности, такие явления, как характерный репертуар в постановках Гоголь центра (http://www.proza.ru/2017/05/28/1013). Несколько иное, но сходной природы , явление можно наблюдать и в театре "модерн" Ю.Грымова, или в театре Р. Виктюка и многих других театрах, вовсе и неплохих … А актеры, заинтересованные не только духовно, но и материально, в творчестве, также будут рады любой возможности присутствовать на сцене.
В этих условиях традиционные драматические театры, добросовестно придерживающиеся классического репертуара, не в состоянии обеспечить наполненность зрительного зала и обречены на исчезновение.
Представляется следующий выход из этого удручающего положения.
Зрелища определенного сорта, так сказать, «развлекаловку», следует отдать на откуп многочисленным, и, как сказали бы в восьмидесятые, - «хозрасчётным», коллективам и труппам, которые сами заработают себе на безбедную жизнь. А традиционные театры должны финансироваться государством, которое поручит им серьезную задачу - задачу сбережения национального языка и национальной культуры. В таких театрах сохраняется классический репертуар– пьесы А.Н. Островского, Мольера, А.П. Чехова, Шекспира, Володина и всего того, что еще сегодня мы называем классикой… И обходятся они безо всяких хитроумных приемов, призванных заинтересовать зрителя чем-то иным, кроме как талантливым драматургическим материалом и безыскусной игрой актеров.
Таких театров не может быть много, и наполненность их не будет высокой. Однако не следует думать, что зритель туда вообще не придёт! Придет в такой театр тот зритель, которому захочется, хоть ненадолго, уйти от развлекательного мельтешения на городских и телевизионных подмостках. Ведь хочется иногда любому человеку уйти за город, чтобы полежать спокойно на траве, глядя в небо на облака, неторопливо проплывающие над ним, на обширные кроны деревьев, шевелящие ветвями на свежем ветре. И такой театр явится для зрителя чем-то родным и близким, к чему в городской суете нам захочется обратиться ... хоть изредка.
Свидетельство о публикации №219062300651