Анонс романа

http://proza.ru/2019/10/10/979
   Мансаф – мой школьный друг. После армии он остался на Дальнем Востоке и закончил «мореходку». Исходил весь Тихий Океан за добрых десяток лет, а и того больше. Про нас не забывал, наезжал к родителям в Андижан во время продолжительных отпусков. Я ему был интересен, как проводник в горах. Поколение наше поголовно было заражено туризмом, романтикой дальних странствий.
   В тот его приезд я решил потянуть Мансафа на перевал Турум – маршрут повышенной сложности. Не всё же нам пионерскими тропинками довольствоваться, пора вкусить настоящих горных страстей. Туда я ещё не хаживал, но был наслышан о высоких красотах тех мест. Был у меня в знакомых чабан, Иганберды, пасший своих баранов в ущелье Шаид – преддверии нашей вожделенной цели. Чабан непременно подскажет дорогу и расскажет обо всех подстерегающих нас опасностях.
   Иганберды встретил нас со всей восточной приветливостью, угостил на славу приготовленным им самим ужином. Мы в долгу не остались, одарили хозяина свежими лепёшками – самым дефицитным в горах продуктом. Тушёнка наша к ужину не сгодилась. Палатку мы поставили на высотке, вместо флага, сами же переночевали в пастушьей хижине. А наутро Иганберды вызвался сопроводить нас до перевала Турум. Чабану всё равно, куда гнать отару, да и овцам направления не особо важны, им сочная трава высокогорий милее всех заоблачных красот.
   До перевала я не дошёл метров 100 – 200. Присел на камень в полной абстракции с помутневшим взором. Проводник – ага! Иганберды, которому за полвека давно перевалило, легко шёл впереди, не увидав моей слабости. А что я там не видел, на перевале? Нам всё одно назад спускаться, не в Киргизию же идём – домой, в родную Фергану. Мансаф поднял меня словом, не помню уж каким, не помню, как до перевала добрался. Там, наверху уже, присел на камень, отдышался и понял, зачем мы сюда поднимались: внизу искрились два чудных озера, два радостных девичьих глаза привлекали нас своей голубизной.
   Заинтересованный читатель может ознакомиться с героями восхождения на перевал Турум здесь:  http://www.proza.ru/2014/12/02/1467 . Меня, позорного, на том фото нет. Не заслужил.
    Назад мы с Мансафом спускались по проторенной тропе вдвоём. Игамберды поднялся выше, пробежался по хребту и шуганул вниз, к высокогорным лугам, двух баранов, возомнивших себя архарами. По пути чабан подстрелил двух гураков (горный голубь) и спустился к хижине раньше нас.
   На том восхождении я впервые понял, что высота открывается не всем. Я был спортивнее Мансафа, тянул друга в горы, учил, что на подъёме не отдыхают. Всегда гордился приобретённой в спорте выносливостью: и в работе, и в жизни, приучившись бодрствовать по трое суток без сна и отдыха. Мансаф оказался более приспособленным к высокогорьям. Конечно, если бы я тренировался должным образом, мне по плечу бы стали пять тысяч метров, не больше. К сожалению, к той высоте приближаться мне больше не приходилось.
   И ни в какое сравнение с нами, здоровыми молодыми парнями, не подходил щуплый, пожилой Иганберды. Горы для него были домом родным, в горах родились его предки. По узким горным тропкам они ходили, как мы по тротуарам городским. Те пращуры, которым высокогорные красоты не покорились, спустились на обжитые равнины, более приспособленные для жизни человека. Так проходил отбор горцев.

                ***
   Берингов пролив зимой бывает забит льдами. Месиво из колотого льда напоминает болото. Южные ветра разгоняют ледяные массивы до 7 – 8 километров в час. Лёд часто расходится, неожиданно вскрывая чистую воду, которая тут же смерзается в нилас на 30-градусном морозе. По чёрному ниласу не пройти ни на лодке, ни на лыжах, и только белые медведи чувствуют себя здесь комфортно и бродят во льдах, как у себя дома.
    80 километров этого буйного пролива пешим ходом удалось преодолеть лишь дважды: Дмитрием Кифером и Карлом Бушби в 2006, Дмитрий и Матвей Шпаро – в 1998 году.
   А вообще-то, говорят, что местные эскимосы частенько гоняют с Америки в Азию и обратно по родственникам, и никакие торосы им не встают непреодолимой преградой.
   
   Эту информацию я почерпнул с Википедии. Ещё многое чего встречалось мне о непревзойдённых способностях аборигенов, обладающих качествами не подвластными пришлому люду. Необычные способности людей, проживающих в суровых условиях, подтолкнули меня к написанию романа «По тундре…».
    Чествуя великих первооткрывателей, мы незаслуженно забываем об истинных первопроходцах, безымянных, не сумевших оставить в истории свои имена. Надо бы помнить, что почти везде, куда впервые вступала нога человека цивилизованного, «берингов» и «магелланов» встречали добродушные туземцы. Узнаем ли мы когда их имена – пионеров безлюдных стран? Вряд ли. Так может, присочиним хотя бы о них, легендарных, как принято это у всех народов, не замороченных цивилизацией?
   С нетерпением жду увлечённого читателя к совместному путешествию по Арктике. Обещаюсь познакомить с удивительным заполярным миром, с интересными героями, которые не признают запредельных холодов и запретных дорог.
http://proza.ru/2019/10/10/979


Рецензии
Во...ссылка на произведение есть, анонс тоже, а где само произведение?😊

Сергей Лукич Гусев   01.07.2020 02:53     Заявить о нарушении
Как я так опростоволосился! А сколько времени провисело с удалённой ссылкой. Исправил. Спасибо Сергей Лукич.

Игорь Бородаев   01.07.2020 03:00   Заявить о нарушении
Бывает...😊Что за произведение там было? Не "тундра?"

Сергей Лукич Гусев   01.07.2020 03:12   Заявить о нарушении
Она самая. На другую страничку переместилась, на север с наших мест южных.

Игорь Бородаев   01.07.2020 03:14   Заявить о нарушении
Понятно..."Тундра" мне понравилась! Мощная вещь!

Сергей Лукич Гусев   01.07.2020 03:23   Заявить о нарушении
Писали вместе.
Читаю "Алитет уходит в горы". У меня они человечные. Хочется верить, что предки наши далёкие не приносили в жертву духам своих детей ради своего выживания. Это потом уже пришло, отголоском с цивилизации.

Игорь Бородаев   01.07.2020 03:34   Заявить о нарушении
Что-то знакомое... Книга?

Сергей Лукич Гусев   01.07.2020 03:40   Заявить о нарушении
Книга Семушкина. "Начальник Чукотки" будто по ней снят, но есть и одноимённый фильм 1933 года.

Игорь Бородаев   01.07.2020 03:51   Заявить о нарушении
Еще в школе учился, помню, как с родителями при свете керосинки читали эту книгу...

Сергей Лукич Гусев   02.07.2020 02:22   Заявить о нарушении