История одного ужина

Туркмения. Девяностые годы прошлого века. Мы с Анатолием Григорьевичем Костиным едем на объект. Это будущая автомобильная дорога. Нам предстоит бурить скважины, проводить взрывные работы в горной местности за пределами города Кара-Кала. Этот небольшой районный центр находится в Юго-Западной части Республики. Теперь это город Махтумкули. Между прочим, как- то в Туркмении стали говорить, что это родина народного артиста СССР Ролана Быкова. И когда он побывал в Туркмении, вроде его даже возили в Кара-Калу. Но факты говорят о том, что в молодости некоторое время он с родителями жил в Кушке. Однако едем дальше. Вначале мы побывали на строящемся объекте: автомобильная дорога вдоль реки Сумбар. Левый берег наш, противоположный принадлежит Ирану. О взрывных работах бок о бок с иранскими пограничниками я уже рассказывал. Проверили документацию, расписались в журналах где нужно (работа со взрывчаткой требовала жесткого контроля) и двинулись на будущее место дислокации производственной единицы. Анатолий Григорьевич – начальник участка. Для нас всех просто Григорич. Я главный инженер. Но сегодня я еще и водитель. Штатного водителя на сутки отпустили за ненадобностью. Нам нужно ездить много, а автомобиль грузовой, так как легковому там не пройти. В кабине места мало. Нам необходимо попасть к вечеру на гору высотой одна тысяча пятьсот метров над уровнем моря. Завтра с утра осмотрим местность и наш путь продолжится дальше на запад. У нас еще идет стройка на четвертой очереди Каракумского канала. А сегодня нужно приготовиться к ночлегу в вагончике. По пути купим продуктов, наберём дров для костра. Река после дождей выбросила на берега обломки деревьев. Многие уже высохли. Вид их, правда, нас насторожил. Больно уж они долго пребывали в воде. Так сказать, морёные брёвна. В лес за сухим хворостом подниматься далеко. Справа почти вертикальные скалы, слева крутой обрыв или река. Потом это сказалось на приготовлении ужина. По пути в каком-то населенном пункте видим киоск с крупной вывеской «ЭТ». Мясо, значит. Продавец – пожилой местный житель. Спросили, какое мясо, ответ – «телёнок». Ну хорошо. Взяли. Проехали еще один аул, там продовольственный магазин. Можно сказать, минимаркет. Картофель есть, хорошо. Лук есть, тоже хорошо. Хлеб, водка есть – тоже взяли. Вода всегда с собой, заварка чая, сахар есть. Да и река рядом. К вечеру доехали на вершину горы. Вершина — это сильно сказано. Просто плоскогорье. Но высота ощущается. Не жарко, воздух свежий. Вагончик на месте, нам его приготовил заказчик – подразделение Министерства дорожного строительства.  Дверь на замке. Ключ у Анатолия Григорьевича с собой. Осмотрелись пока не стемнело. Вокруг лишь горы. А там внизу раскинулся городок Кара-Кала. Красиво! У подножья почти всё выгорело от солнца, а здесь трава зеленая по колено. Запах цветов приятно будоражит ноздри. Хочется глотать этот воздух и не выдыхать, чтобы наполниться им, ощутить вкус чистоты. Глотнули по рюмашке за приезд. Однако в горах темнеет быстро. Приготовили керосиновый фонарь «Летучая мышь». Начали разжигать костер. Но не тут-то было. Дрова не хотели разгораться. Слишком долго они лежали в воде. Хоть и высохли, но видимо потеряли своё деревянное свойство и «забыли» как это - гореть. Мы побродили вокруг вагончика, нашли какие-то ветки, хворост. В вагончике лежали доски для дополнительных полок. В общем костер начал разгораться. И все-таки высота давала о себе знать. Разрежённый воздух слабо поддерживал огонь. Пока разгорался костёр, начали разделывать мясо «телёнка». Оно никак не хотело поддаваться лезвию ножа. Уж и нож точили. Оказалось, дело не в ноже. Анатолий наконец понял причину:
 - Он нам верблюжатину подсунул, гад!
 - И что теперь, мы ведь с тобой уже ели верблюжатину!
 - Ели, но не такую старую, варить долго, - Анатолий выругался, но продолжил разделывать мясо. Я попытался его упрекнуть в том, что он имеет опыт и мог бы сразу определить, говядина это или верблюжатина. Он ответил:
 - Я в этих краях работаю уже не первый год. Я думал, что мы вообще суп из тушенки будем готовить. Здесь мясо обычно едят, когда дома барана зарежут. А тут вдруг мясной киоск неожиданно появился. Вот от радости и решил тебе не говорить, что мясо - не «телёнок». Мясо всё же не тушёнка.
Пока готовилась шурпа, мы закусили тем, что обычно брали в дорогу: колбаса, яички, помидоры, огурцы. Время девять вечера. Наконец костёр взял свою температуру, и бульон в казане тихо закипел. Вздохнули и стали ждать. Водка не идет в горах без положительных эмоций, без стимула. Рисовали план разворачивания взрывных работ на новом месте. Необходимо «выбить» у заказчика еще один вагон для рабочего персонала. Надо наладить связи с местным колхозом и поговорить о выделении продуктов питания. Нужно временное помещение для бурового оборудования. Начало работ на новом участке всегда требует дополнительных усилий по обустройству, организации, наборе новых сотрудников из местных жителей. Кроме высококвалифицированных специалистов: взрывников, бурильщиков нужны подсобные рабочие, сторожа и другие кадры.
Через пару часов приготовились есть наш суп-шурпу. Выпили, попробовали еду. Всё сварилось кроме мяса. Тем не менее его тоже немного покушали. Через полчаса Анатолий отказывается пить и есть. Он стал жаловаться на желудок:
 - У меня там всё остановилось, застопорилось, желудок стоит. Жирное мясо и жёсткое.
 - Тогда пей чай, - советую ему.
 - Так ты ж меня поддержи…
 - Да я еще чаю не хочу.
 - Вот и я о том же, водки выпей, а я – чаю.
Так и продолжили. Выпил пару рюмочек. Тут уже и мясо, пусть и жесткое, но сварилось. Я его употребляю. А Григорич налегает на чай. Прошло еще полчаса. Время за полночь. Пора уж и отдыхать. И тут Анатолий повеселел:
 - Ура! У меня всё провалилось, есть хочу. Давай выпьем.
 - Куда же мне пить, - отвечаю, - я же утром за рулём, а время – посмотри на часы.
 - Не беспокойся. Здесь милиция, ГАИ и пограничники меня знают, как облупленного. – Продолжили ужин вместе. Время половина второго. Наконец мы завершили вечернюю трапезу. Спасть не хотелось. В желудке ощущается некоторая тяжесть от старого верблюжьего мяса. Подышали воздухом. В горах небо, не освещенное бликами большого города, очень красивое: такие близкие и большие звёзды, множество спутников движутся по разным орбитам. На вершине горы мы как в космосе. И тишина. Даже шакалы не воют. Не хотелось расставаться с такой удивительно красивой ночью. Редко выпадают такие свободные вечера, когда не отвлекает текучка, никто не мешает сидеть и просто вот так ничего не делать. Но надо хоть малость отдохнуть. Улеглись спать.
Утром я проснулся рано (вроде и не спал) от того что мне показалось, будто слышу тяжёлое дыхание, и кто-то на меня смотрит. Открываю глаза и что же: в раскрытые двери вагончика заглядывает корова. Вагончик стоит высоко на колёсах. Голова с рогами в вагончике, сама внимательно смотрит на стол. Туда мы сложили ночные продукты, в том числе хлеб. Хлеб привлёк её внимание, но как она открыла дверь, для нас осталось тайной. Я выглянул из вагона и увидел стадо коров. Никого из пастухов не было. Меня осенила мысль: раз есть коровы то должно быть и молоко. Быстро схватил ведро и пошёл к животным. Однако ни одна к себе не подпустила. Вернулся за хлебом, думаю, сейчас приманю какую-нибудь бурёнку и надою парного молока. Но тут вмешался проснувшийся Анатолий:
 - Ты что собираешься делать?
 - Как что! Не видишь, коровы молоко принесли, а не отдают.
 - Ты вымя хоть у одной видел?
 - Ну, я уж отличу корову от быка.
 - Не в том дело, это молодые тёлки. Они еще не доятся. – Только теперь я обратил внимание, что коровы молодые, не столь большие ростом и недойные: вымени как такового нет. Только небольшие соски.
 - Эх ты, любитель молочных продуктов!
 - А как было бы здорово с утра молока натощак, а потом чаю, – на что Григорич ответил:
 - Давай начнем сразу с чая.   
Позавтракали, попили чай. Схему базы нарисовали, план работ составили, поехали вниз. Сразу за городом шлагбаум. Первое препятствие – пограничный пост (не соображу, как мы вчера проехали). Анатолий пошел с моим удостоверением водителя. Его вообще не проверяют. Мои данные занесли в журнал. Из машины я не выходил. Второй пункт проверки – пост ГАИ. Я притормозил, готовясь к остановке. Инспектор на приветствие Анатолия махнул рукой, «проезжайте». Я возмутился:
 - Вот тебе раз! Я вчера, то есть уже сегодня недопил, боялся инспектора ГАИ, пограничников, а нас даже не проверяют. Непорядок!
 - Так допей сейчас! – смеётся Толик.
 - Нет уж, теперь едем на большую дорогу. – Дальше наш маршрут проходил по республиканской автотрассе. Впереди была трасса Каракумского канала, но это уже другая история.


Рецензии