Моё радиолюбительство!

 Снова память отправляет  меня в моё далёкое детство.Город Борисов,полный жуликов и хулиганов.Вечером,а тем более ночью ходить по городу было довольно опасно.
Милицейский патруль,дежуривший по ночам на тёмных улицах ,запасную рацию с собой всегда брал для надёжности,если понадобиться срочно вызвать подмогу.
Я же ,парнишка лет десяти ,мечтал о своей радиостанции и решил заняться радиолюбительством  - изучать эту непростую науку-радиосхемы,азбуку Морзе,радиодетали и т. д..
Первое моё знакомство с электрическим током произошло недалеко возле моей двенадцатой школы, около памятника Владимира Ильича Ленина ,на школьном дворе.Подошли ко мне два великовозрастных отморозка и предложили два проводка  подержать.Почему не подержать? Меня  током и долбануло.У них магнето было,его ещё называют"адская машинка",когда-то с помощью этой штуковины партизаны-герои под откос пускали фашистские эшелоны ,а теперь такие вот ублюдки малых пацанов этой машинкой пытают.
 Отец мой работал электриком и он мне рассказал про эту машинку,она вырабатывает импульсный ток,который вызывает довольно сильные судороги мышц .Мой папаня мне еще рассказал, что у них в бригаде электриков устраивали соревнование.Крутили такое магнето и каждый по очереди брал два провода  в руки и измеряли вольтметром,кто большее напряжение выдержит .Отец мой 600 вольт выдержал,рекордсменом стал среди  электриков на фабрике музыкальных инструментов,как видите ,баловались с током не только уличные хулиганы ,но и великовозрастные электрики-шалуны.
 В нашем четвертом-а классе мы жили весело, в котором также было много хулиганов из района "канифольки" и "старого кладбища"; один был самый вредный из "болота".Кто-то,как-то принёс в класс круглую чёрную "палку, на конце которой два металлических штырька торчат и кнопочка была -это  милицейская электрическая дубинка и если происходила драка.милиция разгоняла такой дубинкой драчунов.Я и не думал.что такое оружие находится на вооружении советской милиции.но это было так.Кнопочку нажали, внутри чёрной трубки начинает что-то жужжать,возможно магнето и только дотронься до штырьков-,током треснет ,как положено.так на переменке мы друг друга током и"колбасили"-развлекались.
 Я сидел за одной партой с хорошим другом своим Валеркой Повловцом,мы с ним жили недалеко друг от друга и увлекались радиотехникой и,  однажды мы решили сделать рейд на борисовскую городскую свалку.
Борисовская свалка - территория,на которую свозились с военного полигона разные железяки,она была любимым местом обитания малолетней детворы,чего там только не было- и стреляные гильзы от крупнокалиберного пулемёта;и клапана от двигателей,из которых мы извлекали натрий ;и от бронетанковой техники различные перископные приборы.Мы с Валеркой много раз там бывали и имелась у нас когда-то найденная на свалке пулемётная лента и часы со светящимся циферблатом, и разного другого"добра",но на этот раз нам повезло особенно.
Из огромной кучи металлического лома мы вытащили настоящую военную радиостанцию.
Удивлению нашему и огромной радости не было предела,для нас,радиолюбителей, это была ценнейшая находка.
 Взяли мы ее вдвоем и не спеша понесли Валерке домой.Надо сказать.что эта штука очень тяжеленная,вы все смотрели фильмы о разведчиках, такая радиостанция и у них была.Видимо радистка Кэт из "Семнадцати мгновений весны" была очень сильная женщина , если такую аппаратуру в чемодане переносила, да еще батареи анодного питания в придачу.
  Появилась у нас ламповая радиостанция коротковолнового диапазона РБМ ,которую начали производить в 1942 году и, этот антиквариат мы поставили на прикроватный  столик в спальне у Валерки,предварительно накрыв столик чистой белой скатертью. Как на церковный колокол из колокольни, мы не отрывая глаз смотрели на это радиотехническое чудо.Выглядела она вполне прилично.Ручки щёлкали и вращались как положено; только отсутствовали две линзы на шкале диапазона волн.
 Настало время испытать радиостанцию в работе.Достал мой друг Валерка где-то специальные батареи "БАС-60", подключили их,и в головных телефонах мы услышали вечный " бархатный" шумок радиоэфира.Валерка повернул ручку шкалы и вышли мы на  3,5-3,8 Мгц или 80 метров,мы уже знали,что это радиолюбительский диапазон связи.Недалеко от Валерки возле мелькомбината находился радиоклуб ДОСААФ туда мы иногда захаживали,у нас там было много знакомых и радиостанция там находилась коллективная со своими позывными.Поэтому мы  уже кое-что понимали  в теории приема радиоволн,а Валерка даже немножко знал азбуку Морзе.
Путешествуя в диапазоне 80 метров, мы в головных телефонах услышали треньканье радиопозывных однообразное и монотонное и, тогда мы приняли решение выйти в эфир, подключили свой ключ и, сигнал "SOS" отправили в эфир,так как больше ничего не умели.Всполошился радист в эфире, монотонность в его треньканье исчезла и морзянка зазвучала совсем по другому,тогда мы поняли что радиостанция наша вполне исправна.
С Валеркой мы часто видели и своими руками трогали ,крутили радиостанции еще военных фронтовых лет,когда ходили заниматься в спортивную секцию"охота на лис".Мы с приемниками в лесу бегали искали "Лис"у которых были радиостанции Р-109,но у нас была теперь своя радиостанция,которой ни у кого не было.
 Нам конечно же хотелось выйти на радиовещательный диапазон ,интересно ведь было,чтобы нас услышали жители города Борисова и решили мы тогда собрать специальную приставку к радиоприёмнику,превращающую радиоприёмник в передающее устройство.
 Схема нехитрая,все  детали доступные .Одна единственная лампа 6п3с  использовалась в устройстве,называли её радиохулиганской,а личностей которые выходили незаконно в радиоэфир - радиохулиганами.
 Это время было  весёлое !В городе Борисове средневолновый диапазон кишел кишмя радиохулиганами всех мастей.Кто-то иногда появлялся в эфире,а кто-то каждый день там тусовался.Крутили музыку.которую не услышишь нигде - Высоцкого,Беляева,Северного,Битлз.Это  был  "островок"демократии в то советское  давнее время.Звучали новости города,где какие драки предстоят.Интернета ведь тогда не было,сами мы свои радиохулиганские приставки паяли.
 Наступил долгожданный час,когда я  сам создал такое устройство.Дело это было  опасное,вся радиоаппаратура была на лампах,а там ,как вы догадываетесь высокое напряжение.Пришлось мне со своей радиолы провода вытянуть высоковольтные наружу,установить как можно длиннее антенну,от которой ток и искры обжигали часто мои бедные пальцы.Установка моя наконец заработала и зазвучала моя радиостанция "Мираж" в свободном радио-пространстве.Так моя мечта в моем детстве и осуществилась - иметь свою радиостанцию.
 Молодым современным людям хочу пожелать,чтобы у них мечты сбывались.но для этого нужно приложить свои руки туда куда нужно,а не только развлекаться бестолковыми компьютерными играми и мозг свой периодически "включать" по полной программе..


Рецензии
Хорошее время было в этом отношении. Сейчас даже дети с хорошим потенциалом не развивают своих талантов, убивают их на корню сидением у компьютеров, смартфонов и т.д.

Мила Садко   03.01.2022 18:45     Заявить о нарушении
Плохо ,что современные дети привязаны к компьютерным играм. У меня младший сын 13 лет играет в игры в своём телефоне. Пытаюсь отучить, бесполезно .В семь лет его родная тётя подарила ему смартфон. Цифровое рабство. Я в свое детство изучал окружающий мир, увлекался природоведением .В стареньком родном бревенчатом домике проводил различные опыты. Сейчас мне шестьдесят и я еще увлекаюсь науками, что-то вроде хобби. С уважением! Интересны Ваши рассказы, Вы делитесь в них своим педагогическим опытом и это кому-то нужно. Большое спасибо!

Сергей Комаровский 2   08.01.2022 15:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.