Желаемое и действительное Валерии Коренной

Это - не реклама. Это - не критическая статья. Этот, почти стенографически записанный разговор - попытка портрета. Журналист - не фотоаппарат - он не может быть объективным. Хотя независимость фотообъектива - тоже иллюзия. В любом случае, на тебя влияют мнения, настроения, чьи-то интересы. Но попытка, как говорил Иосиф Виссарионович, "не питка". А уж читателю судить, что из себя представляет человек, чье имя - на слуху, а лицо, так сказать - на виду...
Концерт начался с небольшим опозданием. Из-за дождя. Но когда он начался, то хрупкая женщина с лицом и фигурой подростка все равно "взяла" зал. Она пела свои песни под гитару. В основном это были грустные песни - о любви, о ностальгии, о жизни... Голос ее был низким, - иногда чуть хрипловатым, и совершенно, на мой взгляд, не соответствовал внешности. Что и создавало во многом эффект некоей природной тайны. Или атмосферы, как выражается одна моя знакомая... Простые, похожие одна на другую и чем-то знакомые мелодии.

Манера исполнения не певческая, а, скорее, актерская. Полтора часа пролетели, и в конце, когда Валерия Коренная отвечала на записки, а слушатели дарили ей цветы (а то и горшочки с цветами), произошло нечто, что придало иной смысл всему происходящему.
Организатор концерта - преподнес автору-исполнительнице букет, к которому была прикреплена записка, и что-то передал Валерии на словах. Видно было, что она слегка подрастерялась.

А дело было вот в чем; некий мужчина купил билет на ее концерт, купил цветы и прибыл за десять минут до начала концерта. В зал не вошел, поскольку должен был ехать на работу. Попросил распорядителя положить цветы на его место и вручить их потом Валерии. Цветы были переданы вместе с запиской на концертном "флаерсе". Стрелочка вела к тексту: "Верните любовь из детских скупых поцелуев,/ из парка с качелями, где мы цепями сплелись./ Верните любовь, верните мою, не чужую,/ на этих качелях пусть даже с цепями взлетела б я ввысь". Рядом была надпись: "Спасибо за это". И там же, в конверте, лежал билет. Ну, чем не сюжет для еще одной песни?


Зрительские записки наперебой, просили рассказать "о себе".

- Да уж куда больше? - сказала Валерия, улыбаясь.

- Ну, а все-таки?

Москвичка, сегодня Валерия Коренная живет в Нью-Йорке... Бывшая актриса Театра Райкина, она - автор сборника стихов "Попытка пробуждения", альбомов песен "..."И было утро" и "Качели моего двора". А кроме того, ее можно увидеть в роли ведущей на 40-м канале кабельного телевидения в программе с Юрием Ростовым "Пульс планеты".

- Валерия, почему именно Вам Иван Менджерицкий предложил участвовать в передаче "Пульс". Вы были знакомы?

- Нет, для меня это загадка до сих пор. Мы с ним никогда не видели друг друга. Он слышал мои песни, слышал обо мне. С Юрой Ростовым я была знакома до этого, и никто об этом никогда не заикался. А сейчас мне нравится все это безумно, потому что, наконец-то, я ощущаю себя на своем месте. Хотя с детства была на радио.

- В Америке тоже?

- И на первом радио, и на втором, потом была радиостанция "Эра" - с покойным Иосифом Сацем

- А давайте сразу о личной жизни?

- Попробуйте...

- Вы разведены, у Вас дочка трех с половиной лет... Сколько лет Вы прожили вместе и почему расстались? Женились -"там"? Как на допросе...

- Восемь лет. Поженились и расстались здесь. Это было обоюдно. Здесь нет ни вины ничьей, ни правоты. В какой-то период жизни вы просто, если вы в хороших отношениях с человеком, можете прийти к выводу, что ваши пути немножечко разошлись. Начался другой цикл в моей жизни. Я счастлива, что начался другой цикл и в его жизни. Мы остаемся друзьями, и я надеюсь, что мы будем еще большими друзьями, чем раньше.

- А как-же дочка?

- А она половину времени со мной, половину с - ним. Я считаю, что если люди расходятся и у них ребенок маленький, нет понятия сохранения семьи ради ребенка - нужно расходиться ради ребенка. Потому что ребенок все равно будет ощущать, что не та атмосфера в доме, напряженная. Там очень плохая энергия будет. Невозможно сохранить семью и говорить потом, что ты сделал это ради ребенка. Это в корне неправильно. Когда моя дочь спросит, в чем дело, я попытаюсь ей объяснить, я буду предельно честна в этом.

- Понятно. Уходим от этого... Исходя из посвящения на Вашем диске "Качели" понятно, что Ваш отец оказал на Вас колоссальное влияние, и не только как джазовый музыкант...

- Да. Но, к сожалению, я поняла это только после того, как его не стало.

- Очень близкий человек был по духу?

- Безусловно, Он никогда не проявлял своей любви, не опекал. Он дал мне что-то, не навязывая этого, не давая мне понять, что он что-то для меня делает. Только теперь я это сознаю и прокручиваю назад, хотя была уже достаточно взрослым человеком, когда папы не стало - два с половиной года назад.

- А как Вы в Америку попали?

- Совершенно легально, 10 лет назад. У меня бабушка с дедушкой здесь с 81-го года. Они пробили дорожку нам всем.

- Я читал, что Вы МХАТ закончили?

- Да. Но училась я еще и в Щукинском, поступила в 79-м году, сразу после того, как закончила школу. Отучилась там год и мне показалось, что это не мое. Слишком, наверно, молода была. Мне казалось: ах, вся жизнь еще впереди, все будет замечательно! Пошла работать в институт со странным названием: "Энергосетьпроект". Секретаршей. Выучила все секретарские дела. От меня зависел отдел - 60 человек. А потом пришла весна, запели птички... и я себе сказала: "Надо бы опять в театральное". И стала поступать по новой. И поступила, но только теперь во МХАТ, с ходу.

- А какое амплуа у Вас было, интересно?

- Вообще, меня брали, как "травести-инженю". Я такая была... смешная, маленькая, заводная, с какими-то горящими глазками.

- Вы завершили учебу?

- В 85-м. И сразу пошла в театр Райкина.

- Вот я на Вас смотрю, и у меня как-то не увязываются Ваши песни, такие серьезные, грустные - с этим амплуа. Какое-то здесь противоречие...

- На сцене все это было... нормально. Ввиду того, что все мы в жизни играем разные роли в разных ситуациях и в разные периоды своей жизни, на сцене можно делать все, что угодно, если у тебя есть какой-то достаточно большой диапазон и ментальности твоей, и актерский диапазон.

- Судя по песням, Вы - влюбчивый человек, страстный... Или это только такой артистически-поэтический образ?

- Влюбчивый.

- То есть, если влюбилась, то все, трава не расти...

- Нет, я голову стараюсь не терять. Раньше, наверно, теряла.

- В молодости...

- ?! В молодости, ну да. Сейчас уже старость приближается, 37 все таки...

- Сорри.

- Нет, нормально. Наоборот, я возраст не скрываю, Я считаю, что это достоинство наше - возраст.

- Мои года-мое богатство?

- Да. Если ничего больше нет, то богатство. Не скрываю, потому что ко мне это пришло с годами - понимание этого. Я себя сейчас лучше ощущаю, чем в 21. Я бы не хотела вернуться в то время.

- Спокойнее?

- Надежнее, мудрее. Хотя не могу сказать, что много глупостей делала, но на самом деле их было навалом.

- Общепринято мнение, что актерская жизнь сама по себе к этому как бы располагает.

- К совершению глупостей?

- Люди выкладываются в театре, а после него "отрываются". Чтобы восстановить энергию.

- Мне всегда помогало восстанавливать энергию то, что я делала помимо театра - мои песни, мои стихи.

- А когда Вы их начали писать?

- В 85-м. Как только пришла в театр.

- Театр повлиял?

- Нет. Личная жизнь. Театр меня только отваживал.

- Какой-то человек?

-Да.

- Такое ощущение, что когда Вы пишете песню, то это происходит по принципу "что вижу, о том и пою". Ну, посидели в "Самоваре", выпили, задремали, а утром - раз, песня готова!

- Нет, очень часто песня начинается в процессе... Не имеет никакого значения, произошло ли какое-то событие. Подчас дает стимул и какая-то одна строка, и какое-то одно слово, и взгляд человека. Вдруг какой-то образ к тебе приходит. Скажем, о том, что произошло на последнем концерте, я просто обязана написать песню.

- Это о тех цветах от отсутствующего поклонника?

- Да. Ни я в глаза его никогда не видела, ни он меня...

- Ну, он-то, может, и видел. Хотя все равно - фантастика...

- Потрясающе. Ну, как можно не написать об этом? Вот и ответ - что рождает. "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи..." Вот они и растут. Они из воздуха растут. Если ты это замечаешь, если ты открыт для этого. Для людей закрытых это не имеет никакого значения.

- Вернемся на землю.

- Да. Вы меня все время одергивайте, потому что я улетаю.

- Это приятная способность - улетать. Я вот тоже - все время на лету, на бегу...

- Вас тоже одергивать надо, что ли?

- Ага. Да нет, на самом деле, я крепко держусь.

- Но вас стабильность интересует в жизни?

- Конечно.

- В каком плане? Жизненном, семейном?

- Любом. Финансовом, например.

- То есть, надежность какая-то нужна, да?

- А Вам - нет?

- Нет.

- Ну да? Неужели не нужен кто-то, кто подстраховывает, Вы там...а он обеспечивает Вам защиту? Вы на него опираетесь, и не думаете о каких-то материальных вещах?

- У меня просто не получалось никогда на кого-то опираться. Происходило наоборот. Хотя я опиралась, наверно, на какую-то- базу, в социальном плане принятую. Принято считать, что в социальном плане должна быть какая-то стабильность, а дальше ты художник, ты творец - твори все, что угодно. Ничего подобного! Никогда с этим жить не могла. Я тогда теряла себя. Когда я оставалась на этой базе, мне не давало какое-то мое внутреннее состояние ощущение полета испытывать.

- Вам, значит, для того, чтобы творить, необходимо испытывать чувство независимости?

- Не столько независимости - нестабильности.

- Качание на качелях, на весах? Раскачивание из стороны в сторону - стимул для творчества?

- Я же - Весы. А Весы все время ищут гармонию. Раскачиваются. Но никогда ее не находят. Это их глубочайшая иллюзия, что они гармоничны. Они могут более-не менее быть гармоничны в творчестве, но они не способны на гармонию в жизни. Они могут путем самоусовершенствования достичь какой-то видимой для людей гармонии, но внутри будут все равно балансировать.

- Вам "по жизни" интереснее всего Вы сама, или какие-то люди окружающие, события?

- Люди, конечно.

- Но Вы в себе "копаетесь" ведь?

- Очень сильно. Но от людей я получаю больше всего, на самом деле. У меня позитивное мышление в этом смысле.

- Как Вы определите то, что Вы делаете - это "бардовский" сплав музыки, текстов, исполнения, или это все-таки поэзия с музыкальным сопровождением?

- Я надеюсь, что кто-то сможет это определить точнее, чем я. Для меня всегда одно являлось продолжением другого. Вы знаете, сколько у меня стихов, не положенных на музыку? Я на них даже смотреть не могу! Мне мало слов, просто положенных на музыку, если это не несет твоего внутреннего "я", если это не твое исполнение.

- Ваши мелодии очень легко ложатся на слух, такое впечатление, что ты их уже где-то слышал... Вас не волнует, что кто-нибудь Вас может обвинить в плагиате?

- Нет, не волнует. Во-первых, я не знаю нот, поэтому воспроизвести в точности музыкальный ряд я не могу, я никогда этому не училась. И я же не занимаюсь слизыванием со стола чужих крошек.

- Основа Вашего творчества - это все таки Ваша личная жизнь, правда? Вы пишете о себе в разных меняющихся обстоятельствах. Вы для себя - главный объект исследования?

- Величайшее заблуждение окружающих людей. На самом деле это не я, это лирический герой, который присутствует внутри тебя - не более того.

- То есть часто то, что у Вас в песнях происходит, к Вам и отношения не имеет?

- Я принимаю желаемое за действительное очень часто, или нежелаемое принимаю за действительное, если речь идет о каких-то грустных песнях, лирических, романтических.

- Когда Вы приехали сюда, у Вас сменился круг общения, какие-то вещи пришлось начинать с нуля, как всем. Вам себя ломать пришлось?

- Конечно. Но, с другой стороны, не было шока ни от чего. Ни от витрин магазинов, ни от того, что здесь мой круг, по сравнению с тем, оказался довольно ограниченным. Я не думаю, на самом деде, что среда нас создает. Мы ее можем создавать, если у нас есть желание.

- В той же мере, в которой она нас создает?

- Все зависит от восприятия. Если ты можешь воспринимать позитивно все, что с тобой происходит в жизни, это - только в твою пользу, это остается в твоем багаже. А дальше - твое дело, как ты можешь это извлечь. Или ты откладываешь это в "хард-драйв" компьютера своей души, или ты что-то выносишь. Если ты это выносишь на "шорт-кат", то ты всегда можешь этим воспользоваться, "кликнув" один раз...

Беседовал Леонид Зоншайн
Русский Базар
Нью-Йорк,
23-29 марта 2000г.


Рецензии