Валерия Коренная в роли себя самой

"Портрет в семейном интерьере".

Бывают в жизни встречи, когда малейшее движение души собеседника тебе понятно. И не то, чтобы ты заранее знал, что он скажет - нет, просто ловишь это движение, может быть, даже на уровне дыхания - и чувствуешь, воспринимаешь, понимаешь...
Валерия Коренная нередко гостит на страницах "Теленедели". Наши предыдущие беседы касались разных актуальных тем: песенного и поэтического ее творчества и творческих вечеров; сложностей профессии актрисы и особенностей работы ведущей телевизионных новостей. Вот только "о своем, о девичьем" все как-то не удавалось поговорить. И чтобы восполнить пробел, я напросилась к Валерии в гости...
Итак, в нашем журнале стартует рубрика "Портрет в семейном интерьере".

- Знаешь, в каком фильме я бы с удовольствием снялась? Про себя. Потому что вся моя жизнь, как кино.

- Ты имеешь в виду художественное кино?

- Да. В моей жизни так много наворочено, что самой еще долго придется разбираться.

- Тогда пиши сценарий.

- Нет, я хотела бы, чтобы кто-нибудь другой его написал.

- Ты смогла бы кому-нибудь рассказать свою жизнь?

- Спокойно смогла бы. Мне вообще скрывать нечего. Для меня самое страшное в жизни и в общении с людьми - вранье и недосказанность. Я очень остро на это реагирую.

- А книгу о себе хотела бы написать?

- Может быть. И если бы я писала книгу о себе, то начала бы ее с фразы "Детства у меня не было".

- ?!!

- Мои родители - эстрадные артисты - много гастролировали, и я несколько лет в общей сложности провела в интернатах. Там такая закалка! Когда жизнь тебя учит каждый божий день, бьет по голове в буквальном смысле слова... Да, у меня не было детства. Я его не ощущаю. Практически не помню игрушек. Единственное светлое воспоминание - лето, пляж... А вот сейчас у меня хороший период в жизни. Я много пишу. Занимаюсь собой. У меня раньше как-то не оставалось времени на себя. Но я, конечно, понимаю, что все это до поры до времени, рано или поздно захочется делать что-то еще. Я бы с удовольствием снова работала на телевидении.

- Скажи у тебя в жизни было много периодов, когда ты не работала?

- Практически нет. Даже когда я была замужем, то все равно работала с мужем (он - врач) и, кстати, очень мало тогда писала.

- Почему?

- Крылья были обрублены. Хотя я довольно долго была мужниной женой, но не смогла заземлиться окончательно и вырвалась из этого. Очень хотелось летать.

- А когда ты ждала ребенка?

- Ожидание ребенка - самый божественный период в жизни. И ожидание ребенка и даже... роды. Я об этом могла бы написать книгу - такое пособие, как рожать. Потому что я, как мне кажется, точно знаю, как это делать безболезненно и как день родов сделать самым счастливым днем жизни. Мне кажется, что могу любой женщине рассказать КАК, и у нее получится.

- Ты имеешь в виду чисто психологическую подготовку?

- Исключительно. Дело в том, что на втором месяце беременности я узнала, что у ребенка во время рождения адреналин вырабатывается с такой же силой, как у человека в период инфаркта. Это переход в другое состояние, в другую жизнь, и я сказала себе, что если у ребенка и так будет колоссальный стресс, то зачем же я еще буду добавлять? И обратилась к дочери: "Мы с тобой родимся легко, весело и беззаботно". В момент ее рождения я пела: "Расцвела сирень-черемуха в саду...".
С этим я ее и родила всего за 30 минут.

- А как реагировали врачи?

- Были поражены. Мой врач сказал, что принял около 5 тысяч родов, но такого еще не видел: "Ты, как будто, в поле рожала: настолько натурально и естественно". А если учесть при этом, что за появление ребенка мы с мужем боролись четыре года, и что это мой первый ребенок, да и рожала я в 34 года... Но я себя так настроила, что даже моя дочь, как мне помнится, родившись, не плакала, а смеялась.

- Когда тебе лучше всего пишется: когда хорошо, или когда плохо, или когда ни хорошо - ни плохо?

- Раньше писалось, когда было катастрофически плохо. Когда казалось, что жизнь рушится. И это был единственный стимул. Поэтому состояние, например, влюбленности, я никогда не воспринимала, как позыв к творчеству. Влюбленность - это счастье, это восторг. А вот состояние любви - это как глубокая депрессия. И оно давало толчок к написанию чего-то. Сейчас я уже могу это делать автоматически, независимо оттого, как я себя чувствую. Важнее то, придет ли что-нибудь ко мне в этот момент. Строка, взгляд человека, мысль какая-то, что-то увиденное. Вспышка - и все включается. В общем, мне сейчас для того, чтобы писать, уже не нужен стимул трагедии.

- Знаешь, порой мне кажется, что уже исчерпан лимит чувств, как положительных, так и отрицательных...

- Наверное, это сродни утреннему состоянию, когда невыспавшееся утро тебя просто прибивает, а к вечеру организм разгуливается и опять хочется чего-нибудь новенького, интересного, хочется перемен. Нет, у меня нет ощущения, что все уже было. У меня, наоборот, жизнь в 36 только началась. Именно в этом возрасте я себя ощутила женщиной. До этого все было неосознанным. И не потому, что я этого не могла ощутить. Мне не давали этого ощутить. И люди, которые меня окружали, и мужчины, и семейная жизнь, которая превращается в рутину, и ты уже себя не ощущаешь женщиной. В 36 я поняла, что вот только сейчас все начинается. А то, что было "до" - практически почти все можно вычеркнуть, оставив только какие-то вспышки, моменты.

- Из того, как ты сказала про утро, я поняла, что ты - сова, как и я. Правильно?

- Абсолютная сова. По ощущениям у меня утро может длиться до 2-х, 3-х часов дня. Зато ночь может длиться до 5 утра.

- Знаешь, подумала, жаль, что нас не записывают на телекамеру. Интересная бы получилась передача...

- А у меня как раз есть мечта вести телепрограмму "О чем говорят женщины". Мужчины же понятия не имеют, что у нас в головах.

- Да, они создают о нас мифы...

- И им хочется в эти мифы верить. Хочется верить, что они отличаются от женщин.

- Тебе нравился какой-то определенный тип мужчин или нет?

- Нет, нравились совершенно разные. Самые главные качества в мужчине - ум, чувство юмора и самоирония. Физически - обращаю внимание на глаза и руки. У моего папы были просто божественной красоты руки.

- Для тебя, насколько я знаю, папа значил очень много?

- Да, и теперь, когда его уже нет, я понимаю это и могу оценить. И мне все больше и больше его не хватает.

- Наверное, ты всех мужчин сравнивала с ним?

- И до сих пор сравниваю. Сейчас даже может быть больше, чем раньше.

- Тебе бы хотелось вернуться, скажем, в свои 20 лет?

- Нет, ни за что. В студенческие годы я бы ни за что не хотела вернуться.

- Почему?

- Суммируя все годы учебы, я поняла, что это были такие внутренние муки! И я была не такой как надо, я неправильно себя вела, неправильно реагировала. Я, в конце концов, не с теми людьми общалась. Я принимала за чистую монету то, что являлось, на самом деле, кусками из помойки. Нет, вернуться туда не хочу. Хотя, сталкиваясь с интригами, с предательством, ты понимаешь, что это определенный урок, этап, и если ты его пройдешь, то тебе станет легче, и ты станешь сильнее, если пережила его.

- У тебя в жизни было много предательства?

- Очень. На уровне дружбы даже больше, чем на уровне любви. Может быть потому, что я считаю, что дружба сильнее любви.

- А может ли дружба сопутствовать любви?

- Я пыталась создать такой идеал взаимоотношений. Не работает. То есть, работает, но до поры, до времени.

- А что потом происходит?

- Знаешь, как Светлов сказал - "Дружба - понятие круглосуточное"? Вот если это уходит, то - все. А любовь тогда тоже уходит. Автоматически.

- А может быть так, что любовь ушла, но осталась дружба?

- Это не может произойти одновременно. Нужно время. В основном все мужчины, с которыми когда-то была любовь, остались моими друзьями. Но ты знаешь, все меньше и меньше остается пальцев, по которым можно пересчитать друзей. Знаешь, как легко заводить новую записную книжку? И все равно, вновь заполняются пустые листочки, потому что мы верим в новые встречи и встречаем... Я думаю, что с годами все труднее приобретать друзей, а с теми, что из прошлого, с которыми съедены пуды соли.... у меня есть несколько проверенных друзей.... оттуда.

- А чем проверяются друзья - счастьем или несчастьем?

- И тем и другим, но больше счастьем, конечно. Потому что посочувствовать может человек, который даже не очень искренен с тобой. А если за тебя искренне радуются, когда по отношению к твоему счастью нет зависти... На этом проверяется абсолютно все.

- Ты когда-нибудь кому-нибудь кому-нибудь завидовала?

- Я считаю, что я очень счастливый человек именно потому, что никогда никому не завидовала. У меня атрофировано это чувство с рождения. Я могу только радоваться за кого-то и считаю, что нет понятия белой зависти, зависть всегда только черная. У меня бывает восторг по поводу кого-то или чего-то. Но я никогда не хотела бы быть на чьем-либо месте. И знаешь, с годами поняла, что не зря в английском языке зависть и ревность обозначены одним словом - jealousy. Ведь это - две стороны одной и той же медали! Ревность - тот же грех, что и зависть. Если ты ревнуешь человека, значит ты завидуешь тому, что он себя чувствует с кем-то лучше, чем с тобой. И когда я это поняла, то стала с этим бороться, выключать в себе этот механизм ревности. Конечно, сложно, но если ты от этого избавляешься, то будто обретаешь крылья.

- Мне всегда казалось, что не ревнуешь, если не очень любишь.

- Мне тоже так казалось. Но теперь я думаю, что наоборот, чем больше любишь, тем меньше ревнуешь. Ведь если любишь, то желаешь человеку добра и радуешься за него. Ему хорошо и, значит, ты должен быть счастлив.

- Можно это понимать, но на деле...
- Да, мозгами осознать гораздо легче. Я тоже боюсь, что не до конца преодолела это в себе.

- А тебя сильно ревновали мужчины?

- Да, всю жизнь. Но мне это не доставляло никакого удовольствия, меня это мучило.

- Может быть, потому, что когда ревнуют, посягают на твою внутренюю свободу?

- Я думаю, что быть свободной в любви - абсурд. Невозможно быть свободной от любви. Идеал - когда именно любовь дает тебе чувство внутренней свободы.

- Но в любви тоже существуют разные периоды. Есть период страсти, а если люди долго вместе, то чувства трансформируются. Во что, как ты думаешь?

- Это зависит от двоих. Если они хотят, то могут период страсти превратить в период ренессанса. Это значит, что они действительно хотят сохранить отношения и вывести их на более высокий, более тонкий уровень. Самая долгая любовь в моей жизни длилась восемь лет. Я имею в виду свой брак. У меня было желание стать семейной женщиной. Но постепенно это состояние наседки меня просто прибило, приклеило к земле. И это было невыносимо. А дальше был только один вариант - взлетать. И взлетать одной. Мы, к счастью, сохранили прекрасные дружеские отношения. Поэтому я всегда говорю, что бывших мужей тоже надо уметь выбирать. Дочь нашу, Лану, он обожает, все выходные она проводит у отца.

- Ты можешь простить измену?

- Конечно, господи! Разве я могу владеть чьим-то телом? Знаешь, у меня есть строка "И больше нет понятия измены, поскольку ничего не изменить". Да, могу простить, но если это не сопровождается враньем. Конечно, я не всегда была такой и не всегда так все понимала.

- Как бы ты охарактеризовала нынешний период своей жизни?

- Я думаю, как начало. Скажем, новых отношений, которых я всегда жду. И любовных, и человеческих отношений. И с новыми людьми, и со старыми друзьями, и с собой. Я всю жизнь увлекалась эзотерической литературой и меня это очень привлекает. Через самопознание - познание окружающего мира и людей.

- А что ты сейчас читаешь?

- Ох, многое. Я одновременно читаю, бывает, по шесть книг. Это зависит от настроения, самочувствия, времени дня. Сейчас в моей спальне можно найти и Евтушенко, и Платона, и Аллилуеву, и эзотерическую литературу. Есть такая писательница Кора Антарова, которая говорила, что книги ей диктуются свыше. Я тоже, кстати, считаю, что мне стихи "надиктовываются".

- Ты хочешь сказать, что черновиков не черкаешь?

- Как правило нет. За исключением лингвистических правок.

- У тебя очень уютный дом, и я понимаю,что этот уют создала именно ты. Что для тебя вообще значит понятие дома?

- Знаешь, гастролируя всю жизнь, я никогда не обращала на это внимания. Привыкла жить в гостиницах. Я очень рано ушла из родительского дома, снимала квартиры. В принципе, я где угодно могу ощутить себя дома. Я не держусь за материальное. А дом - это для меня все-таки материальное понятие. С удовольствием создаю уют, если предоставляется такая возможность, но если бы этого не было, я могла бы жить в совершенно других условиях. Мне гораздо важнее, насколько я могу существовать с самой собой.

- Мне все время хочется спросить: твоя тонкая фигура - подарок природы?

- Ни в коем случае. Всю жизнь борюсь сама с собой. Например, уже 24 года занимаюсь лечебным голоданием. Голодаю по 21 дню. Нет, ничего просто так не дается. Всю жизнь насилую, испытываю себя. Для меня испытать себя на физическом уровне - все равно что на психологическом. Если я знаю, что могу что-то преодолеть в психологическом плане, то почему я не могу бороться со своим собственным телом? Я же владею им, а не оно - мною.

- Нужна такая сила воли...

- Нет, даже не сила воли, просто жгучее желание. Когда тебя ударяет по голове... Я предпочитаю с первого раза понимать, что это сигнал. Когда-то я поняла, что никто, кроме меня самой мне не поможет. И помогла. Теперь для своих друзей я иногда "работаю Кашпировским". Нет ничего невозможного. Это самое простое - договориться с собственным телом.

На этом месте наш разговор на какое-то время прервался. Валерия вышла
встречать дочь из детского сада. Вскоре за дверью послышался смех-колокольчик, а вслед за смехом в квартиру влетело очаровательное четырехлетнее существо по имени Лана и тут же заполнило собой все пространство вокруг.

- Она ходит в сад, как на работу. Говорит, приходя, что устала, должна отдохнуть, переделать свои дела, а потом уже и со мной общаться.

- Тебе интересно общаться с дочерью?

- Очень.

- Каким человеком она растет? Похожа на тебя?

- Она лучше. Она понятливее, не такая капризная. Конечно, проявляет свой характер, когда нужно, но все анализирует. Лана взрослее, мудрее, чем я была в ее возрасте. В нее, все-таки, что-то закладывается мною, отцом, окружением. В четыре с половиной года она, наверное, понимает меня лучше, чем я ее. Она тоньше реагирует на мое поведение.

- Существует такая теория, что каждому человеку соответствует определенный возраст. Одному всю жизнь - 18, другому - 50, а еще кому-то - пять. Тебе сколько лет по этой теории?

- По внутреннему состоянию я, наверное, остановилась на 36. Это пограничный возраст между безграничной веселой юностью, которая ведет, на самом деле в никуда и состоянием мудрости, уравновешенности. До этого я была безумной максималисткой, неуравновешенной идиоткой. Но я хотела измениться, и я меняюсь, перекраиваю себя. Меня не устраивает формула: "Воспринимайте меня таким, каков я есть". Человек должен меняться. Но больше 36-ти мне теперь будет только по паспорту.


Наталья Белая
Russian TV guide,
Нью-Йорк,
4-10 июня 2001 года


Рецензии