Под вывеской промкооперации Правда 1950

О недостатках СССР большинству читателей хорошо известно из либеральных буржуазных СМИ. Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что информация о социалистическом государстве рабочих и крестьян из подобных источников как минимум идеологизирована и как максимум лжива, особенно о сталинском периоде. Гораздо интереснее находить критику и самокритику недостатков советского строя, которых просто не может не быть у молодого строящегося общества, в советских СМИ.

На страницах газеты “Правда” №109 от 1950 года речь пойдет о “капиталистах”, орудовавших под вывеской промкооперации в одной из советских республик. В заключение по традиции комментарии редакции.
===
«На улицах города Каунаса идет бойкая торговля с рук промышленными товарами. Ловкие коммерсанты предлагают прохожим трикотажное белье, капроновые чулки, носки, шоколад, духи, папиросы, посуду. На товарах красуются марки промышленных предприятий или артелей промкооперации. Но люди, продающие их, не имеют никакого отношения к промышленным предприятиям, ни к советским торговым кооперативным организациям. Это обычные частники.

Но где же частники приобретают все эти товары?

Главным образом путем жульнического использования промысловой кооперации и местной промышленности в своих личных корыстных целях.

На улице Сенавичева, в доме № 3, ютится скромное учреждение, называемое промысловой артелью «Утилизация». Эта артель имеет столярное, костяное, веревочное, швейное производства и цех мягкой мебели. В артели есть свое правление, есть
текущий счет в Госбанке, есть рабочие, но для промкооперации артель почти ничего де делает.

Группа частников, прикрывшаяся вывеской кооперативной артели, получая по государственным фондам сырье, без всякого зазрения совести наживает себе здесь капиталы. В артели частным способом производятся различная мебель, всякого рода жестяные изделия, одежда, и все это реализуется на рынках. Мастерскую жестяных изделий этой артели в городе называют мастерской Фрейзингера. Это типичный частник, формально занимающий хозяйственный пост в промысловой кооперации. Заготовитель Пилянский открыл здесь даже свой собственный склад товаров. Цепи, вилы, проволока, гвозди — все можно приобрести у этого дельца.

У артели есть еще четыре заготовителя. Официальная зарплата их составляет от 4 до 54 рублей в месяц, но заготовители не обижаются. Им не нужна зарплата. Им куда выгоднее иметь определенный пост в промкооперации и использовать его в своих
предпринимательских целях. Зарплата заведующей магазином артели, складывающаяся в зависимости от товарооборота, составляет 20 рублей в месяц. Но заведующая вполне удовлетворена этим. Попробуйте ей предложить оклад в тысячу рублей, но на другом месте, она откажется. Над магазином висит лишь вывеска артели, а принадлежит он со всем содержимым заведующей.

Еще 26 ноября прошлого года газета “Советская литва” выступила с разоблачительной корреспонденцией о засорении промкооперации города Каунаса частниками. В корреспонденции сообщалось, что в артелях “Ратялис”, “Техническая помощь”, “Каунас” и “Гудок” окопавшиеся частники расхищают кооперативную собственность.

Председатель многопромсоюза тов. Лившиц, окруживший себя подхалимами, всякого рода спекулятивными элементами, решил одним росчерком пера избавиться от всех тех, кто выступал против его различного рода махинаций. За короткое время
с руководящих постов промкооперации были уволены коммунисты тт. Антипин, Макаров, Чесноков, Алексеев, Семашко и другие.

12 января газета «Советская Литва» опубликовала фельетон «Кацман греет руки». В этом фельетоне рассказывалось о том, как частники, окопавшиеся в пищевой артели, разворовывали кооперативную собственность и наживали себе состояние
на труде членов артели. В фельетоне показана неблаговидная роль руководителей Республиканского управления промысловой кооперации, сросшихся с дельцами и проходимцами и потворствующих их деятельности.

На защиту Кацмана и его компании стали секретари райкома т.т. Вильджюнас и Ростов, которые, пытаясь спасти от ответственности Кацмана, пошли на прямой зажим критики. Через месяц потребовалось вторичное выступление газеты уже по руководству райкома партии.

Бюро ЦК КП(б) Литвы, хотя и с большим опозданием, но сделало строгие политические выводы по райкому партии, призвало к порядку распоясавшихся глушителей критики. Но как же с промкооперацией? Сделаны ли какие-нибудь выводы из материалов печати?

К сожалению, ни Вильнюсский горком партии, ни ЦК КП(б) Литвы до сих пор не дали политической оценки руководству Республиканского управления промкооперации в связи с засорением артелей частнособственническими элементами.

А между тем частнособственническая деятельность продолжает процветать. Начальник Республиканского управления промкооперации тов. Мицкевич и его заместители т.т. Гутманас и Утыро легко раздают обещания, что наведут порядок в артелях. На деле же кооперативная демократия грубо попирается, выборность правлений артелей и союзов зачастую подменяется назначениями, критика зажата.

Управление промкооперации Литвы примиренчески относится к проникновению дельцов, спекулянтов в промкооперацию. Его работники сжились с извращениями советских законов, забыли о своей ответственности перед партией и государством.

Пора партийным и советским органам Литвы навести большевистский порядок в промкооперации.

М. ФИЛИМОНОВ.
(Корр. «Правды»)
г. Каунас»

===

Комментарии редакции:

Читатель, ностальгирующий по Советскому Союзу, спросит: зачем коммунисты выносят сор из избы, неужели мало вылитой на СССР и Сталина буржуазной грязи? В который раз повторимся, задача современных коммунистов состоит не в пропаганде идеализированного образа СССР, как выражался один философ-диссидент, - рая на земле, а во всестороннем изучении и понимании советского периода со всеми его достоинствами и недостатками. Такая честная, в первую очередь перед самими собой, работа позволит коммунистам избежать или минимизировать подобные ошибки в будущем.

Мы не раз публиковали статьи, где со страниц газеты “Правда” специальные корреспонденты или сами трудящиеся выступали с критикой бюрократии и канцелярщины в госорганах, бескультурья и кустарщины на производстве, слабой внутрипартийной работы на местах, зажимания критики местными бонзами и т.п. Сигналы в центр поступали из разных уголков Советского Союза, например, в приведенной выше статье из Литвы и предавались огласке. Не всегда из последующих номеров газеты “Правда” удается отследить решение того или иного конкретного вопроса. Но периодически в газете “Правда” печатались отчеты или заметки о проделанной работе, об изменении ситуации, о наказании виновных с отсылкой на предыдущую статью.

Нет, сомнений, что при Сталине критика снизу, прорвавшаяся в главную газету страны, не повисала в воздухе, а анализировалась и прорабатывалась компетентными органами, возможно, под личным контролем кого-то из членов ЦК. За публичной оглаской шли конкретные меры, которых боялись как скрытые враги советской власти в партии, так и нечистые на руку хозяйственные работники. За антисоветскую, антинародную деятельность к ответственности могли призвать любое должностное лицо независимо от его положения в иерархии.

Проблема критики и самокритики была поднята позже и на XIX Съезде ВКП(б):

“В настоящее время особенно важно обеспечить развертывание самокритики и критики снизу, повести беспощадную борьбу, как с злейшими врагами партии, с теми, кто препятствует развитию критики наших недостатков, глушит критику, допускает преследование и гонение за критику. Дело в том, что в связи с победоносным окончанием войны и крупными хозяйственными успехами в послевоенный период в рядах партии развилось некритическое отношение к недостаткам и ошибкам в работе партийных, хозяйственных и других организаций. Факты показывают, что успехи породили в рядах партии настроения самодовольства, парадного благополучия и обывательской успокоенности, желание почить на лаврах и жить заслугами прошлого. Появилось немало работников, которые считают, что «мы все можем», «нам все нипочем», что «дела идут хорошо» и незачем утруждать себя таким мало приятным занятием, как вскрытие недостатков и ошибок в работе, как борьба с отрицательными и болезненными явлениями в наших организациях. Эти вредные по своим последствиям настроения захлестнули часть плохо воспитанных и неустойчивых в партийном отношении кадров. Руководители партийных, советских и хозяйственных организаций нередко превращают собрания, активы, пленумы и конференции в парад, в место для самовосхваления, в силу чего ошибки и недостатки в работе, болезни и слабости не вскрываются и не подвергаются критике, что усиливает настроения самодовольства и благодушия. В партийные организации проникли настроения беспечности. Среди партийных, хозяйственных, советских и других работников имеет место притупление бдительности, ротозейство, факты разглашения партийной и государственной тайны. Некоторые работники, будучи увлечены хозяйственными делами и успехами, начинают забывать о том, что все еще существует капиталистическое окружение и что враги Советского государства настойчиво стремятся засылать к нам свою агентуру, использовать в своих грязных целях неустойчивые элементы советского общества”.
Г.М.Маленков, Отчетный доклад, 1952 год

Другое дело - вся ли критика доходила до компетентных органов и успевали ли они на нее вовремя реагировать? Как показала история, нет.

Многие добропорядочные эксперты и исследователи советского периода констатировали, что отход от сталинской внутренней политики прежде всего был вызван желанием партийной, хозяйственной, военной номенклатуры избавить себя от излишней опеки правоохранительных органов, избавить себя от адекватной ответственности за неверно принятые решения, выторговать себе дополнительные привилегии и гарантии. Даже буржуазные историки задним числом признают эту причину, называя процессы, начавшиеся после смерти Сталина, демократизацией или либерализацией общества, хрущевской оттепелью. Как понимает читатель, весна, прежде всего, наступила для “советской элиты” (партийной, хозяйственной, военной и высших слоев интеллигенции), которая расцвела при Хрущеве, Брежневе, Горбачеве, воспользовалась предоставленным ей шансом на все сто процентов. Только использовала “элита” его не в интересах большинства, а для себя любимой. Плоды десталинизации россияне пожинают до сих пор.

К.Планктонов


Рецензии
Не знаю как хотите вы, а мне хотелось бы жить в обществе, в котором с правом на труд у каждого по закону есть право на жизнь достойную труда!

Где работает закон гарантирующий каждому по способностям в труде на благо общества иметь необходимое для достойной труда жизни от норм для нормального физиологического состояния организма, физического и морально-нравственного здоровья и для интеллектуально-духовного развития каждого!

Чтобы каждый имел от своего справедливо устроенного общества всё необходимое для творческого труда и отдыха от общего количества производимых базовых средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды относительно равномерно, по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, а благоустройство жилья, приготовление блюд питания и изготовление одежды можно и по зарплате от разряда, класса, категории или по другим критериям определения результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны, сохраняя зарплату и рынок для удовлетворения потребностей вне базовой социальной сферы и на средства для жизни производимые сверх необходимых норм необходимых для удовлетворения базовых потребностей населения страны!

Именно в этих условиях социально-экономическая система общества становится саморазвивающейся, ибо каждый заинтересован в производстве качественной продукции и в высоком качестве своего труда на любом месте общественной экономики страны для повышения качества своей жизни и жизни общества!

И никакой уравниловки и какого-либо равенства, кроме равенства прав Человека перед социально-экономическим ЗАКОНОМ принятого большинством населения страны!!! Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по трудолюбию, по бережливости в производственных отношениях и в быту, а также по духовно-нравственным качествам есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества. Закон суров, но это закон! Но справедлив он только тогда, когда защищает право КАЖДОГО Человека на созидательный труд направленный на социальное благополучие достойно труда от его количества и квалификации!

Дети должны иметь всё необходимое в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений как будущие производительные силы страны, имея определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, старики как уже заслужившие своим трудом благополучную старость!

Где народ сплочён, организован и налажена такая система, то общество экономически, социально и интеллектуально стабильно развивается! А в процессе развития экономики общества такой порядок должен распространяться и на все средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт при развитии образования для повышения квалификации, для развития медицины и спорта для сохранения здоровья, для защиты населения от посягательств кого-либо на свободу жить по своим законам! И только если придерживаться такого принципа система может быть саморазвивающейся, как писал Маркс! Поэтому либо сам Сталин и руководители ЦК КПСС Маркса не читали, либо просто обманывали советский народ, что Маркс не дал им никаких рекомендаций по построению общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости.

Сегодня создание социально прогрессивной партии, способной объединить народ России для предотвращения дальнейшего распада, архинеобходимо и очень жаль, что многие этого не понимают. У всех перед глазами уничтожение коммунизма в России, которого НЕ БЫЛО, а была только партия с таким названием и которая на самом деле коммунистической никогда не была!

Распад СССР на крупные национальные государства с РЕАЛЬНОЙ угрозой распада Российской федерации на мелкие республики нечего и сравнивать, это будет национальная катастрофа, но многие ли это понимают? Ведь пострадает именно простой народ, а у многих представителей крупной буржуазии уже дома куплены во многих странах мира, где они со своими капиталами давно СВОИ!

К великому сожалению, в России не скоро появится хорошо организованная партия с реальной программой социальных реформ, способная убедить народ в её справедливости и победить в парламентской борьбе международный буржуазный клан России. Очень большая вероятность того, что революционная ситуация возникнет в России как всегда раньше, чем появится реальная сила, способная объединить народ и спасти страну от распада. А абсолютно справедливый протест масс используют совсем не те силы, которые стремятся к единству и социальному благополучию народа России и тогда распад будет неизбежен и надолго вопрос о социальном прогрессе для многих россиян будет закрыт.

Слишком много желающих разодрать Россию на части, ведь действительно 40% неразработанных мировых ресурсов очень лакомый кусок для многих стран мира. Возникает ощущение, что Россия для россиян существует на другой планете и нет угрозы её уничтожения, а это совсем не так. Вспомните, каким колоссом выглядел СССР всего каких-то двадцать лет назад и где это могущество? Сегодня Россия в социальном развитии ниже Гондураса…

Сегодня в России справедливость нашла своё осуществление в буржуазной юстиции, где справедливость и равенство соединились в гражданском равенстве перед несправедливостью буржуазного закона с правом найма рабочей силы по договору с зарплатой без каких-либо социальных гарантий и одним из самых существенных буржуазных прав человека провозглашена была неприкосновенность частной собственности.

Справедливое буржуазное государство на практике может быть только буржуазной демократической республикой, поэтому все российские мыслители, так же как и все их предшественники, не могли выйти из рамок, которые им ставила их собственная эпоха, в том числе и Ленину.

Даже многих из тех, кто читал Маркса, сознание не отпускает за эти рамки и они не в состоянии представить себе такое общество и социально-экономические взаимоотношения людей такого общества не только не укладываются у них в голове, но они даже не представляют для себя жизнь в таком обществе.

Давно известно, что мы воспринимаем мир не в объёме, как в кино 3-Д, а в плоскости. Психолог В. Лозовский говорит: "Наше восприятие однофазно - мы делим мир на две части: хорошо и плохо, правое и левое, верх и вниз, внутри и снаружи. Есть видимая нам часть и есть скрытая. Можно повернуть объект и рассмотреть его с другой стороны, но видеть сразу две стороны не получается".

Вроде мы делали всё правильно - любили свою страну искренне, преданно, жертвенно, а получили обратный результат - нас предали! Почему так? Потому что отношения с нашей страной мы превратили в иллюзию, а наши естественные чувства стали неадекватны в иллюзорной реальности.

Иллюзии вообще, а тем более, относительно наших чувств, страшны тем, что они делают нас СЛЕПЫМИ. Но не только. Иллюзии отправляют нас в так называемый параллельный мир, сотворённый нами самими.

Аникеев Александр Борисович   25.06.2019 12:15     Заявить о нарушении
Первые Ваши шесть абзацев (до того, где у Вас Сталин обманщик)достаточно ясно обрисовывают общество равных возможностей, общество обеспеченного справедливого потребления и общество, способствующего развитию человека. Это простые и важные для каждого человека желания и мало кто возьмётся спорить с вами в их необходимости. Но я хочу обратить Ваше внимание на то, что нигде (обратите внимание - нигде)у вас не сказано, что ещё одной важнейшей потребностью человека является стремление к активному участию в процессе управления производством и государством. Рабочий и трудящийся не может реализовываться без удовлетворения этой потребности. Настоящее развитие человека происходит не в рамках абстрактного «интеллектуально-духовного развития», а в ходе его деятельного участия в управлении производственным процессом и государственным механизмом.
Вы в своих рассуждениях об организации справедливого общественного уклада мысленно вращаетесь вокруг социализма (и это верно), но при этом полностью игнорируете его исторический опыт. Для Вас ошибки и поражение (временное) социализма исключают возможность использовать уникальный опыт прорыва социализма в область, как говорил Маркс, действительной истории, там, где уничтожается эксплуатация человека человеком и наступает возможность полной самореализации человека. Для Вас Сталин обманщик (или неуч); остальных генсеков Вы уравниваете со Сталиным; коммунистической партии никогда не существовало; Ленин, как мыслитель не смог преодолеть буржуазную формацию (здесь насмешили!) и в итоге Вы сами себя лишаете массива действительной практики построения справедливого общества и вынуждены изобретать абстрактно-утопические модели социализма и искать ошибки в проблемах восприятия действительности. Обратитесь к истории социализма, к теории научного коммунизма, подвергните это критике и анализу и это приведёт к научному мышлению и выводам.

Беспартийные Коммунисты   24.06.2019 22:49   Заявить о нарушении
И в чём вы видите абстрактно-утопическую модель социализма?

Если Ленин и большевики не приняли предложение Маркса для реализации решения как жилищного вопроса, так и вообще удовлетворения социально-бытовых потребностей населения и потребности быть нужным обществу. Поэтому все их задумки по построению коммунистического общества потерпели крах.

А ведь ещё более 150 лет назад Энгельс (1820 — 1895) совершенно определено указывал, что «подобно тому как Чарльз Дарвин открыл закон развития органического мира, Карл Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, чтобы быть в состоянии заниматься трудом и творчеством в науках, искусствах, в политике, в религии и прочее, то есть для того, чтобы трудиться! Для этого, следовательно, всякое общество и формирует свою организацию производства и распределения непосредственных материальных средств для жизни, чтобы удовлетворять свои насущные потребности! Тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, культура и прочее…» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19, с. 350–351.

Как будто до Маркса об этом никто не догадывался.

Вопрос общественного производства и справедливого распределения средств для жизни оказался настолько важен, что Маркс выделил в противовес монополии капитала, при производстве и распределении необходимого для развития жизни общества, монополию ЗАКОНА о социальных гарантиях на базовые средства для жизни по количеству и квалификации труда как основной признак социализма и до сих пор никто ничего лучше не придумал:

<<Наконец, представим себе, для разнообразия, союз людей равноправных и свободных от угнетения другими людьми, планомерно производящих общими усилиями в своё рабочее время средства для своей счастливой жизни и вместе их потребляющих для восстановления своих потраченных жизненных сил, что необходимо для ежедневного и благополучного продолжения жизни как своей семьи так и всего общества. Весь продукт труда союза этих свободных людей сначала представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства и она остаётся общественной.

А другая часть потребляется в качестве необходимых всем базовых средств для жизни членами союза и должна стать индивидуальной собственностью каждого члена общества для восстановления своих сил и для удовлетворения других своих личных потребностей. Именно поэтому общая масса необходимых каждому базовых средств для жизни должна быть распределена между ними по потребностям каждого количеством относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, а качество благоустройства жилья, приготовления блюд питания и изготовления одежды по зарплате или от степени мастерства делать эти средства удобными и готовыми для своей счастливой и благополучной жизни. Формы такого распределения будут меняться соответственно характеру развития экономики и уровня социально-политического развития общества.

Лишь для того, чтобы провести параллель с товарным производством, мы предположим, что количественная доля каждого участника производственных отношений в необходимых жизненных средствах определяется равным количеством необходимого общественного труда по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда. В этих условиях рабочее время будет играть как бы двоякую роль и одна его роль определяет общественно-планомерное отношение каждого к различным трудовым функциям при участии в социально-экономических взаимоотношениях трудоспособных граждан страны.

В другой роли относительно равное рабочее время служит вместе с тем мерой не столько индивидуального участия населения в совокупном общественном труде, сколько в относительно равном количестве индивидуально потребляемой части производимых продуктов труда в виде необходимых каждому базовых средств для жизни, для восстановления своей потраченной энергии в труде и для удовлетворения других своих потребностей. но их потребительское качество может сохраняться по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны при сохранении рынка вне социальной сферы и на продукты производимые сверх необходимых норм потребления для благополучной жизни общества.

Именно поэтому социально-экономические взаимоотношения людей в труде и в потреблении необходимых всем базовых средств для жизни становятся при социализме прозрачно ясными и взаимосвязанными как по участию в трудовых отношениях, так и в распределении. Именно в этом случае общественно полезный труд и распределение базовых средств для жизни, которые необходимы для продолжения жизни каждому, более соответствуют общественному характеру производства для развития всего общества по сравнению с товарным производством!>>. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 88-89)

Таким образом решение проблем социально справедливого распределения необходимых каждому производимых обществом средств для жизни для нормальных и благополучных социально-бытовых условий, имея реальную власть и поддержку населения, до гениального простое!

От каждого по способностям каждому по необходимости от норм для нормального физиологического состояния организма, физического и морально-нравственного здоровья и для интеллектуально-духовного развития каждого! Чтобы каждый имел от своего справедливо устроенного общества всё необходимое для творческого труда и отдыха от общего количества производимых базовых средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды относительно равномерно, по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для свсех количества труда, а благоустройство жилья, приготовление блюд питания и изготовление одежды можно и по зарплате от разряда, класса, категории или по другим критериям определения результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны, сохраняя зарплату и рынок для удовлетворения потребностей вне базовой социальной сферы и на средства для жизни производимые сверх необходимых норм необходимых для довлетворения базовых потребностей населения страны! Именно в этих условиях социально-экономическая система общества становится саморазвивающейся, ибо каждый заинтересован в производстве качественной продукции и в высоком качестве своего труда на любом месте общественной экономики страны для повышения качества своей жизни и жизни общества!

И никакой уравниловки и какого-либо равенства, кроме равенства прав Человека перед социально-экономическим ЗАКОНОМ принятого большинством населения страны!!! Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по трудолюбию, по бережливости в производственных отношениях и в быту, а также по духовно-нравственным качествам есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества. Закон суров, но это закон! Но справедлив он только тогда, когда защищает право КАЖДОГО Человека на созидательный труд направленный на социальное благополучие достойно труда от его количества и квалификации!

Где народ сплочён, организован и налажена такая система, то общество экономически, социально и интеллектуально стабильно развивается! А при коммунизме такой порядок должен распространяться и на все средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт при развитии образования для повышения квалификации, для развития медицины и спорта для сохранения здоровья, для защиты населения от посягательств кого-либо на свободу жить по своим законам! И только если придерживаться такого принципа система может быть саморазвивающейся! Поэтому либо сам Сталин и руководители ЦК КПСС Маркса не читали, либо просто обманывали советский народ, что Маркс не дал им никаких рекомендаций по построению общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости, либо это простое решение не для варваров России...

А народы "капиталистического" Запада Марксу до сих пор памятники ставят!

Только я не понимаю, почему страны с монополией законов о социальных гарантиях называют в России капиталистическими, а страну, где явно была монополия капитала социалистической, а то и коммунистической...

Аникеев Александр Борисович   24.06.2019 23:15   Заявить о нарушении