44 практических совета по воспитанию детей

 

  "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как - нибудь...."
Учились. И воспитывались - кем-то, когда-то. Те из нас, кому повезло, теперь пытаются учить и воспитывать сами.

Почему вопрос о воспитании детей так важен? Во-первых, потому, что мы отлично знаем: мы все - только гости на этой бренной земле и рано или поздно перейдём в иной, лучшие из нас - в лучший мир, - а всем нам, если честно, очень хочется и после этого, как выражаются писатели, "остаться" - продолжиться, запомниться, остаться хоть в чём -то, хоть в ком-то. Чтобы о нас помнили... Физически мы продолжаемся в наших детях. Люди творческих профессий останутся в своих творениях : писатели в строчках, музыканты в нотах, скульпторы и художники - в скульптуре и полотнах. Но есть и третий путь - путь воспитателя, наставника, духовного отца, учителя. Учитель тоже останется - в душах своих учеников. Хороший учитель... А у каждого из нас есть или будут дети, чей духовный мир и судьба нам небезразличны: дети, внуки, воспитанники, крестники, духовные чада, племянники, ученики.... Есть и вторая причина. Говорят: "тот народ, что не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую". Есть и другое выражение: "хочешь победить своего врага - воспитай его детей". Так вот. Если мы не хотим быть побеждёнными кем - то, своих детей мы должны воспитывать сами. Иного пути нет. Чтобы не кормить со временем чужие армии и своих детей, ставших чужими. А самое главное... Моя бабушка Луша - та самая, что привела меня к вере и научила меня моей первой молитве - говорила моей маме, а я запомнила: "Галя, не переживай, какую одежду покупать детям. Было бы на кого надевать!" Современный вопрос воспитания - даже не то, какими будут наши дети, а будут ли они вообще. Выживут ли. Я не преувеличиваю. Современный мир похож на бурлящее море. Море перед штормом, море перед грозой. И по этому морю мечется в тревоге "племя младое ,незнакомое". А на каждом шагу - зубастые акулы неоязычества, еретических объединений и тоталитарных сект, огромные "синие киты"  с крокодиловой слёзкой, заманивающие детей в свои страшные сети, ядовитые медузы - цианеи цинизма, сибаритства и неверия,  прожигающие душу до костей, и омуты грехов и страстей, грозящие поглотить свои жертвы с головой. А мы - родители, воспитатели, учителя - плывём по этому морю - кто на авианосце, кто на яхте, кто на ковчеге, кто на утлой лодчонке, а кто и на бревне - и пытаемся подать руку нашим детям, вытянуть их на безопасную палубу или хотя бы кинуть им спасательный круг. Этот круг - вера в Бога . Не будет веры - не будет ничего. Потонут. Причем в буквальном смысле. И очень быстро. Единственное для них спасение - воспитать их в православной вере. Запомните: если вы наняли вашему ребенку сто нянь и двести учителей, купили ему три вагона одежды , еды и игрушек, но при этом не привели его к вере, вы не сделали для него ничего. НИ-ЧЕ-ГО! И если с ним что - то случилось или случится - это ваша и только ваша вина. А если не случилось, то только по милосердию Господа Бога, Который дал нам время на покаяние и исправление ошибок. Ну а если ваш ребёнок с самого детства ходит с вами в храм, причащается, исповедуется, воцерковлен вместе с вами (а без вас не получится), то вы сделали для него все, что могли,--во всяком случае, сделали главное. Остальное Господь управит. Сам. Так что вот вам совет №1: воцерковляйте ваших детей! Приводите их к вере, приводите их в храм!
Как воспитать ребенка в православной вере? Тут нам с вами не надо изобретать велосипед. Святой матери нашей Церкви больше 2 тысяч лет, и за это время святыми отцами накоплен бесценный опыт борьбы со всеми видами зла и в себе, и в других. Вопросам воспитания они уделяли огромное внимание. Открывайте творения святых отцов и читайте! А для начала я здесь процитирую и прокомментирую вам их советы.  Некоторым из них почти  2 тысячи лет, некоторым лет двести, а некоторым нет и двух десятилетий, - но все они звучат очень актуально, как вчера писаны, и -поверьте! - очень нам с вами пригодятся в важном деле воспитания наших детей. «Не пустяки это, об устроении вселенной идет у нас речь! Это и расстраивает всю вселенную, что мы нерадим о собственных своих детях: заботимся об их приобретениях, а душою их пренебрегаем, допуская крайне безумное дело». Автор православной Литургии святой Иоанн Златоуст, как всегда, пугающе точен и разяще современен.

Как воспитывать правильно? А надо ли? А может, само вырастет? А потом " что  выросло, то выросло?"  А если надо, то как? Как и чему учить? Воспитывать или само обойдётся? Что главное, что не главное? Учить - это учить самому или свалить на детсады, школы, гувернанток и телевизор? А может, пусть телевизор с компьютером и воспитывают, раз уж время такое - продвинутое? А если нет, то  как защитить ? Потому как явно: тянуть с этими спрутами мы будем в разные стороны? Сможем ли мы одолеть этих антивоспитателей и антизлатоустов нашего времени? Хватит ли нам сил? А если не хватит, то где их взять? И что делать? …

Эти вопросы - только малая часть того, что обрушивается на тех, кто встал, встаёт или собирается встать на нелёгкую стезю воспитания. И начнем мы с такого вопроса: как помочь спастись нашим детям? Не только спасти свою душу, но и спастись буквально? Для этого надо понимать главное: без Бога мы ничего не можем, с Богом мы можем все. Думать, что мы справимся сами - гордыня, и больше ничего. Не справимся! Враг рода человеческого хитёр, ловок и коварен. И внушает - то он нам эту гордыню, если хотите знать, именно потому, что хочет оставить нас на этой брани с ним беззащитными. Пока мы "своими силами" (как некоторым из нас кажется) справимся с одним, например, "синим китом", на его место тут же всплывут со дна преисподней десяток других зубастых чудовищ всех цветов и оттенков. И что теперь? Отчаяться, сложить лапки и топориком ко дну? Ни в коем случае! Эта мысль - тоже от лукавого. Эти чудовища страшны только для неверующих, не воцерковленных. А мы, верующие, знаем, как с ними бороться. Сам Христос нам дал оружие: крест, молитву и пост. Исповедь и Причастие. Это для всяких "синих китов" - как гарпун. А если наших слабых сил и познаний не хватает, мы всегда сможем обратиться к священнику: это для них уже подводная мина. Так что совет № 2: где можете сами - объясняйте сами, где не можете - просите помощи у служителей Церкви.

Совет №3: молитесь за них! Начинайте с молитвы! «Родителям о детях своих должно молиться Богу, дабы их Сам Он наставил на страх Свой и умудрил во спасение», - говорил святой Тихон Задонский. «Надо помнить, что молитва родителей за детей имеет перед Богом особую силу», - учил Амвросий Оптинский.

Совет № 4: Учите ваших детей молиться! Прислушайтесь к совету Амвросия Харьковского: "Научайте детей не словам только молитвы, а знакомьте их с состоянием и опытом молитвы. Молитесь сами при них с горячностью и усердием". И к совету Амвросия Оптинского:  «Необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением.Это многих спасало от великих бед и опасностей. Качество нашей молитвы мы должны восполнять количеством её.  Дайте им опыты внутренней победы над злом силою призывания имени Господня, и тогда они будут отпущены в мир, исполненный нравственных опасностей, с оружием в руках». Современный мир действительно полон нравственных опасностей. И святые отцы видели их как нельзя лучше. Прочтите и убедитесь: такое ощущение,  что эти тексты написаны вчера:  "Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского». (Иоанн Кронштадский). «Время мудреное. При всем том нельзя думать, чтоб все внушаемое им (доброе) пропадало или пропало. Все остается и в свое время принесет плод». (Феофан Затворник). «В настоящее время, кажется, более, чем когда-нибудь, желающие благочестно жити окружены всякими неудобствами и затруднениями. Особенно становится трудно вести дело воспитания детей в духе христианском и в правилах святой Православной Церкви. Остается нам одно : прибегать к Господу Богу, усердно просить от Него помощи и вразумления и затем со своей стороны делать все, что можем, остальное же все предоставить на волю Божию и на Его промысл». (Амвросий Оптинский). «Вас смущает участь детей. Что делать? Воздух  дурной, и предурной. А средств горю помочь нету. Хорошо, если б можно было расположить детей, чтоб сказывали, что их отталкивает от веры. Тогда можно бы исподволь наводить их на неправость вновь слышанного и правость исстари ведомого!» (Феофан Затворник). «Острие удара мира по Православию направлено прежде всего на детей. Сегодня человек сталкивается не с отдельными искушениями, а с постоянным состоянием искушения. Навязываемые нам самопоклонение, расслабление, наплевательство -  это в различных формах обучение безбожию.» (Серафим Роуз). “Я вижу, что сегодняшняя молодежь творит столько бесчинств, чтобы получить удовольствия, тогда как в духовной жизни они получили бы гораздо более глубокие Божественные радости. Ныне молодые полагают, что получают что-то. Они напоминают голодных детей, которые подбирают то, что выбросили солдаты-оккупанты. Они грызут это и воображают, что нечто получили, тогда как это ничто."Филарет Московский). Несколько штрихов- и ясная картина ,правда?
 Так что делать? Чему учить, как воспитывать? Есть ли выход?  Есть! И  святые отцы указывают его вполне конкретно: Совет № 5: «Нужно «связать» детей с Богом и развивать у них понимание, что надо творить добро. Если человек получил духовную помощь в детстве, то он снова придет в себя, даже сбившись с пути. Если дерево пропитано олифой, оно не гниет. Если немножко «пропитать» детей благоговением, страхом Божиим, то это будет помогать им всю жизнь»,-учил Паисий Святогорец.

Связать детей с Богом.... Водить их в храм, рассказывать им о Боге, о догматах веры, читать с ними Священное Писание. Понемногу, посильно, не постоянно, но неотступно. В идеале - ходить в храм вместе, на все службы. Практически - максимально сколько сможете. Воцерковляться с ними вместе. Совет №6: не скрывайте  от них, что дорога в православный храм - единственный путь к спасению. Путь, по которому можно дойти - а можно не дойти, но путь этот - единственный. И надо вести их по этому пути за их маленькие ещё ручонки, потом - идти с ними за руку, потом под руку, потом - уже опираясь на эту сильную руку, а, может, идти потом за ними...Это, напомню, в идеале. Уже делаете так? Прекрасно! Сами ходите - а их не берёте? Потому что слабые, маленькие, не хотят, не поймут? Слабые? Так ву ле ву? Сил от нехождения не прибавится, скорее уйдут последние. Маленькие? Нельзя быть настолько маленькими, чтоб не ходить в храм! Грудными, годовалыми, в утробе матери, здоровыми, больными, любыми! В храм ходить можно и нужно! Не понимают? Объясните! Не знаете, как? Спросите священника! Сами не ходите? Тогда начните с себя, и чем раньше, тем лучше - хотя бы ради них, если вы их хоть немного любите. Кто - то из их окружения против этого? А если этот кто -то будет против того, чтобы вы их кормили, вы и тут послушаетесь, стесняюсь спросить? Или найдёте - таки способ всё же их покормить?... Да что вы говорите!? Ну а духовная пища куда важнее, поверьте! Да и Сам Господь сказал: «Пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте». Кто такие эти «из окружения», чтобы вставать между Господом и вашими детьми?! Между ними и спасением их душ и, кстати, вашей?!  Не хотят? А вы сами -то хотите? Если хотите, то ни за что, простите, не поверю, что не хотят и они. Если они маленькие. Если вы ещё ничего не упустили. А если упустили - нагоняйте! И начать надо прямо сегодня. Сейчас. И помните слова Филарета Московского :"Одни, без ваших детей, вы спастись не можете ".А ведь и о своём спасении мы тоже начинаем уже думать, ведь правда?...

Совет №7: «Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, должно проверяться и исправляться дома.Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы (слушая или смотря с ними вместе, если необходимо), - и всему этому давать христианскую оценку. В тех домах, где недостает мужества выбросить телевизор в окно, его надо контролировать строго, стремясь избежать отравляющего воздействия, которое оказывает этот главный проводник антихристианских идей и оценок. Зная, что именно мир пытается сделать с нами, мы должны активно защищаться», - предостерегает Серафим Роуз. Вы знаете, я дополню этот совет. Выкинуть в окно телевизор, увы, сейчас недостаточно. Даже если вы выкинете все 5, что  у вас в каждой комнате. Любую телепередачу сейчас можно без проблем посмотреть по компьютеру. А выкинуть компьютер неразумно:  компьютер  - необходимый в каждом доме инструмент, некий гибрид письменного прибора с почтовым ящиком, телефоном, энциклопедией, музыкальным центром, фотостудией,  справочным бюро, видеомагнитОфоном и много чем ещё, включая тот же телевизор. Проконтролировать эти потоки информации  нам с вами не по силам, это не по силам даже огромному государству. Но мы должны научить детей критически воспринимать информацию оттуда. Это совет №8.  Ограничьте технически то, что можно ограничить (такие возможности есть, было бы желание!). А для начала надо понять: компьютер сочетает в себе огромные возможности и огромные опасности, и разрешать детям им пользоваться можно только после предварительных занятий по некоей "технике безопасности" обращения и  с ним и с аккумулируемой им  информацией. Не знаете как? Посоветуйтесь с тем, кто знает, а  прежде всего со священником: вы удивитесь, узнав, сколько знают эти люди и по какому широкому спектру знаний они могут дать вам совет.

Совет №9: "Внимательно наблюдайте за поступками детей, за их сообществами, за их связями", - говорит Иоанн Златоуст. Перевожу: вы должны быть в курсе, с кем они дружат, чем дышат, кого и чего боятся, кому верят... Что вы сказали? Шпионить? Против наших детей вполне осознанно и давно ведется информационная война. Рада, что открыла для вас Америку - во всех смыслах. А  "а ля гер ком а ля гер". Так что в крайнем случае можно и шпионить, если все запущено донельзя. Но часто вполне достаточно внимательно слушать, что ребенок расскажет о себе вам сам. Совет №10:  ежедневно разговаривайте с ним, уделяйте ему время! Проводите с ним вечерние часы, а если есть возможность, то и дневные. Проводите с ними максимум вашего свободного времени! Подайте ему пример: рассказывайте о себе. Делитесь с ним  вашими переживаниями, мыслями - на доступном им языке, разумеется, - и вы сами не заметите, как он засыплет вас мириадами подробностей своей жизни. Трудно, жалко времени? Пардон, а сколько времени вы тратите на разговоры с соседями, коллегами, родственниками, просто посторонними людьми? Сколько времени вы тратите на своих кошку или собаку, уж не говорю про компьютер с телевизором? А что  для вас важнее? Заняты домашними делами? А кто вам сказал, что дети и домашние дела живут на разных планетах? Дети домашним делам не помеха, скорее наоборот, и вот вам совет №11: пусть они лепят с вами сырники и пельмени, мастерят табуретки и клеят обои, моют с вами посуду, помогают нести продукты из магазина...И пусть сумочка в его пока ещё слабых ручонках чисто символическая, пусть на вас недовольно зыркают продавцы за то, что ваш сын без калькулятора умножил 326 грамм на 250 р за кг в уме и получилась сумма на рубль меньше, чем предполагал на калькуляторе продавец с честными глазами, - ничего! Пройдёт время, и он будет таскать из магазина картошку, капусту и вообще все продукты. Пусть он разобьёт тарелку, сами соображайте: особо ценный немецкий сервиз мойте сами, ему давайте что попроще,  пусть его помощь иной раз состоит в том, что он подержит доску или просто постоит рядом - и вам, и ему это на пользу, уверяю вас! А параллельно можно и нужно с ним разговаривать, скажем, учить стихи или повторять географию, или разбирать подробности детской ссоры. 12й совет- лично от Тома Сойера: не заставляйте его помогать ! Пусть   его помощь вам будет ему в радость! Скажите так: "Сегодня ты получил двойку, так что посуду я помою сама." Поверьте: этот прием работает безотказно,  независимо от того, понимает ли воспитуемый это или нет. Не понимаете, о чем это я? А вы перечитайте "Приключения Тома Сойера" в том месте, как тётя Полли заставила его красить забор...Не читали? Ну так опять начните  с себя: прочтите. Обещаю: вы и получите удовольствие, и многому научитесь. Да, кстати ,совет №13: читайте с ним вместе! Что читать? Читайте учебники, читайте классическую детскую литературу (от современной убереги нас, Боже!), читайте маленьким сказки  Сутеева, а старшим  эпопеи Носова, Драгунского  и Катаева. Читайте с ними  прекрасную детскую энциклопедию «Что такое? Кто такой?» - не современную развратную гиль, а старое советское издание. Исторические реалии подкорректируете, зато не испачкаете душу. Читайте классику, читайте с ним духовную литературу.  Обставьте так, что чтение будет для вас обоих праздником:"Ты сегодня хорошо себя вёл ,получил пятерку, мы переделали все дела, так что заслужили - пойдем прочитаем главу из Библии и поговорим потом ,хорошо?" А когда вы скажете это, пусть в вашем голосе будет не тоскливая  покорность судьбе, а  еле сдерживаемая радость - поверьте, он и услышит, и поймет, и проникнется! Рассказы из Библии можно подбирать по темам из жизни.....Нет Библии? Купите или возьмите в библиотеке. И читайте им, читайте с ними! А вообще, тема «что читать, как читать» достойна отдельного разговора, скажу только, что необходимый минимум - миниморум классической литературы ребенком, безусловно, должен быть прочитан. Потому что "ребёнок, с детства приученный к классической музыке, не подвергается искушениям современной псевдомузыки. Хорошее музыкальное воспитание, по словам оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений. Ребенок, приученный к хорошей литературе,   не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов.  Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится извращённым современным искусством. Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни и философии нашего времени. В общем, человек, хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой», - объясняет очевидное Серафим Роуз.
Да, совет №14 : будет очень  хорошо, если дети в среднем школьном возрасте одолеют, кроме русских классиков, несколько произведений Жюля Верна и Александра – Дюма – отца: Жюль Верн «оживит» им географию, а Александр Дюма - историю. Прочитав хотя бы знаменитую трилогию о мушкетерах и "Графа Монте - Кристо", они будут знать, кто такой Наполеон Бонапарт и будут знать, что такое Реставрация, кто такой Кромвель, и сколько было во Франции Людовиков, а в Европе революций. А прочитав не менее знаменитую трилогию  о Таинственном острове, они не спутают уже никогда Австрию с Австралией и будут знать, где белые медведи, где койоты, а где кенгуру.  Прочитав "Ярмарку тщеславия"Теккерея, ваш ребенок обретет нить Ариадны в блужданиях по миру человеческих душ и поступков, а прочитав историю Робинзона Крузо, будет иметь представление, из чего сделаны самые элементарные вещи и научится ценить блага цивилизации...Словом, читайте, читайте и ещё раз читайте!

Совет №15: Знакомьте их с полными текстами произведений! Не марайтесь о т.н. "адаптированные варианты": читать такие книги всё равно, что вместо котлеты жевать  картонку, на которой написано"котлета". N. B. , и Библию некоторые на западе адаптируют, а теперь докатились и до того, чтоб   её переписывать. Вероятно, даже адаптированный текст великой Книги ведёт не туда, куда этим переписывальщикам надо. (Кстати, слово "адаптированный" начинается со слова из 2 букв - прочтите сами!)  И под обложкой "ад. Библия" может скрываться  что угодно, вплоть до товарисча с рогами и хвостом, пахнущего серой. Не доверяйте таким! Читайте ортодоксальные синодальные издания, с крестом на титуле и с грифом "рекомендовано РПЦ " . Так и только так.

Совет № 16: Позаботьтесь обучить его ремеслу. Вы богаты и считаете это излишним?  Святые отцы церкви с вами не согласны. Процитируем :  " Родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели». Это- совет №17 от Иоанна Златоуста. А от себя я расскажу вам одну сказку. Один царевич хотел жениться на любимой девушке, а она поставила ему условие: научись хоть какому-то ремеслу - тогда я выйду за тебя замуж. Он выучился ткать ковры. Состоялась пышная свадьба и началась семейная жизнь. На это царство - государство напали враги, царевич, ставший на тот момент уже царём, поехал на эту войну. Была большая битва, и он попал в плен к врагу. У него достало ума не обнаруживать своё происхождение. Враги собрали всех пленных и спросили у них, что они умеют делать. Тех, кто ничего не умел, тупо убили. А наш царевич сказал: я умею ткать ковры. Так умение, приобретённое им «из под палки», спасло ему жизнь. Он соткал удивительной красоты ковёр с прекрасным орнаментом и чудесными цветами. А среди цветов он зашифровал послание к жене с указанием, где он находится и что делать. И сказал: отнеси его на базар и продай только женщине царского рода за огромную цену. Пленивший его так и сделал. Этот ковёр купила жена царевича, прочитала послание, взяла войско и освободила его, а в войне они одержали победу- кстати, благодаря не только своему умению, но и безграмотности своего врага. Отсюда совет № 18: дай своему ребенку  максимально лучшее образование, как минимум, сделай его грамотным. Кстати, на вопрос, учить ли детей языкам и прочим наукам, старец ответил: «Что же худого знать что-нибудь?»,-рассказывает Серафим Саровский. Дополним этот совет старца словами  Агаты Кристи :"Знать-это значит обладать властью". Один Бог знает,где и когда ему пригодятся приобретенные в детстве умения и навыки! Помните, для чего пригодились героине Хмелевской связанная ею крючком шаль и сам крючок? Не знаете? Ну что  могу сказать?-повторю совет, высказанный ранее: читайте, читайте и ещё раз читайте...

Совет № 19: Поощряйте занятия, развивающие мелкую моторику: вышивание бисером, плетение кружев, выпиливание, собирание головоломок, выработку почерка, рисование...Мелкая моторика - это развитие мозга, а развитый мозг - это бОльшие возможности в любой сфере деятельности и более долгая жизнь - это если вкратце.Вы же хотите ,чтобы он жил хорошо и долго?Знаю-хотите...

Совет №20: если есть возможность, дайте ему музыкальное образование и научите играть в шахматы. Шахматы-это гимнастика ума, это пригодится в любой сфере деятельности, а музыка развивает душу и примиряет с жизнью. Кроме того, это - хороший кусок хлеба в любом государстве и  при любой жизненной ситуации. А главное - по некоторым исследованиям ученых, при прочих равных условиях дольше всего  живут люди верующие и классические музыканты, прежде всего  пианисты. Вас уже не удивляет, что русские цари в обязательном порядке учили своих детей играть на фортепиано? Цари! Люди, имевшие возможность слушать лучших музыкантов,  всё же  предпочитали владеть инструментом сами. Вот так.

Совет №21. Ремесло ремеслом, образование образованием, а самое главное-воспитать ребенка христианином. Святитель Тихон Задонский, обращаясь к родителям, говорит: "Господь у вас не спросит, учили ли вы детей ваших по-французски, по-немецки, по-итальянски говорить, но научали ли по-христиански жить?"Начало мудрости-страх Божий - часто то единственное,что удерживает нас на самом краю пропасти. Снова дадим слово святым отцам:  «Грамота без страха Божьего , -увещеваает Тихон Задонский,-"не что иное, как меч у безумного.» А Феофан Затворник подсказывает:  "Бог милостив! Он имеет много средств предотвращать, какие нам и в голову не придут. Бог всем правит. Он мудрый, всеблагий и всемощный Правитель. И мы принадлежим к Царству Его. Он не даст Своих в обиду. Об одном надо заботиться, как бы не оскорбить Его, чтоб  Он не вычеркнул вас из числа Своих."  Зто - совет №22. Важный совет.

Совет №23. «Чаще с любовию и благоговением говорите им о Боге, Отце, Промыслителе и Судии человеков, о Боге всевидящем, назирающем всякую мысль и дело человеческое и благословляющем все доброе, отвращающемся от всякого зла ", - говорил игумен Вонифатий.  Амвросий Оптинский подчеркивал, что "особенно важно суметь внушить детям, как важно хранение заповедей Божиих и какие бедственные последствия бывают от их нарушения". А Амвросий Харьковский советовал:" При обсуждении детских проступков не ограничивайте ваши замечания словами: "Как это стыдно или неприлично", а говорите чаще: "Как это грешно и страшно". А самый лучший совет - совет №24 от Иоанна Златоуста: "Какое зло думать, что можешь обокрасть Бога. Ибо Он видит все, и даже то, что совершается скрытно. И если одно только это правило сможешь насадить в душе ребенка, не будет у тебя нужды в воспитателе". No comment.

Совет №25: заботьтесь о чистоте его внутреннего мира! "Если он в особенности будет приучен к тому, чтобы не говорить непристойностей, - объясняет Иоанн Златоуст, - то с самого начала будет обладать требуемой скромностью".  Совет №26: "Когда возможно, читайте им жития святых.  Дурные товарищества противны будут душе, ознакомившейся мыслию и сердцем с сообществом святых."Этот совет - от Амвросия Харьковского. А чтобы дурные сообщества не сильно ему докучали,-совет  № 27: Внимательно следите за кругом его общения. Пресекайте даже теоретическую возможность вредного влияния на них. Словами Игнатия Брянчанинова, «охрани сына от ядовитых еретиков».  А чтобы дурное влияние не подействовало - совет №28:  станьте другом вашему ребенку! Дружба с вами станет истинным щитом от любого вредного влияния,а общение с вами - от него громотводом.  Получайте искреннее удовольствие от общения с ним, тогда и ему будет приятно общаться с вами. А если хотите, чтоб ему было с вами  интересно -  сделайте ,чтоб вам самим было интересно и главное - станьте интересными сами! Читайте, думайте, развивайтесь!Словом - опять – таки - начните с себя!

Совет  № 29: Отдайте его в воскресную школу.  «Если в не окрепшей еще душе запечатлены будут благие учения, никто не сможет их изгладить, когда она затвердеет, подобно тому, что бывает с восковой печатью",- констатирует  Иоанн Златоуст. А протоиерей Алексей Мечев  утешает: «В душе религиозно воспитанного человека зло торжествовать не может.Рано или поздно семена истины, посеянные в нем,  возбудят его от сна греховного и приведут к утерянному Эдему."

Совет №30: Научите его избирательности!  Научите его парировать аргументы вроде "тебе что, слабо?", "надо попробовать всё" и другие, придуманные, несомненно, лично  врагом рода человеческого,-  такими , например, словами"да, мне слабо, оТстань" и "я не собираюсь пробовать всю грязь, что есть на свете, чтобы разбираться в сортах этой грязи. Тебе надо - пробуй сам, а я пошёл". Вообще,  учите его искусству полемики.  А тут только одно средство: читать ,читать и ещё раз читать! Лучше всего читать творения святых отцов церкви, того же Иоанна Златоуста:  лучшего полемиста история не выдумала и вряд ли выдумает: к его уровню можно только приблизиться, если исключительно повезёт. А об избирательности лучше всего сказал Филарет Московский: " Духовный отец мне говорил: "Старайся делать, смотреть и читать только хорошее, потому что наша память - не свалка, не яма, в которую нужно всё сбрасывать. Мы должны заполнять душу и все свои мысли только добром. Посеем добро, оно принесет обильные добрые плоды. В жизни как на огороде: если сеять и хорошие семена, и сорняки, все зарастет бурьяном."

Совет №31: Не лгите детям! И учите их не лгать. Будьте с ними всегда искренними и честными. Это очень важно, поверьте! Ваши отношения должны строиться на доверии и безусловном взаимном уважении. Доверие и уважение - то топливо, без которого не поедут ни грузовик сотрудничества, ни  поезд дружбы, ни  самолет влюблённости, ни корабль  любви - даже под алыми парусами.

Совет № 32 - для матерей. Думайте, что им говорите! Тщательно взвешивайте слова! Каждое ваше слово ложится неизгладимо на детскую душу, поймите! "Слова матери более могут действовать на них, нежели слово постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери - -на сердце", - констатирует Амвросий Оптинский.

Совет № 33 - для учителей, наставников, бабушек, дедушек, соседей, словом, для Неродителей. Ни в коем случае не говорите при детях неуважительно об их родителях и не позволяйте говорить им! Серафим Саровский не позволял детям говорить неуважительно даже о тех  родителях,  кто имел несомненные недостатки, например, был пьяницей. Что бы там ни было - родители есть родители. «В семейной жизни необходимые и естественные преподаватели Божия благословения - родители. Они как бы продолжают действие творения Божия и, следовательно, носят на себе печать власти и силы Божией, которая дает и поддерживает жизнь всего живущего. Вот почему значение власти родительской ограждается Самим Богом, когда между десятью заповедями только одна о почитании родителей заключает в себе явное обетование награды: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет», прибавлено: «и долголетен будеши на земли». Игумен Вонифатий, безусловно, прав.

Совет №34: уважайте собственных родителей,уважайте старших! Человек познается в своих детях. «Сколько кто сам любит своих родителей, столько будет любим и уважаем своими детьми, когда их Бог пошлёт. Это повсюдный урок опыта»,-учит Феофан Затворник.

Совет №35: " Воспитание христианских детей должно предначинаться ещё в утробе матери  - христианки. Вас в этом заменить никто не может", - говорил Амвросий Оптинский. А старец Филофей поучал: “  Буквы, написанные на чистой бумаге, останутся неизгладимыми. И то, что узнает маленький ребенок, неизгладимо останется с ним до старости. Если на дерево, когда оно мало, подует ветер и согнет его, а мы подставим столбик, то оно станет прямым, если же мы не подставим столбик, то оно навсегда останется кривым.  Так и наши дети. Когда они малы, будем укреплять их в вере и страхе Божием. Соорудим для них ограду и воздвигнем для них стену из поучений и добрых примеров, доколе они не укоренятся в добродетели, когда им не будет страшна никакая опасность.”

Совет №36: регулярно причащайте детей!  "Ребенка необходимо причащать Святыми Тайнами - Кровью и Телом Христовыми. Тогда его душа живет и развивается. Она попадает под особое покровительство Господней благодати",-объясняет Тихон Задонский.

Совет №37:  Остерегайтесь сквернословия! Уважаю своих читателей и уверена: сами вы этому пороку не подвержены. Но в окружающей среде, увы, есть такое .Так что берегите детей от этого, как от заразы. Учеными уже доказано пагубное влияние сквернословия на структуру молекул ДНК и на кристаллы воды. Думаю, и на всё остальное эта грязь влияет, и тоже непозититивно.   И  объясните самим детям опасность греха сквернословия. Объясните им: ты же не ругаешься при директоре школы, -из страха. При старшем родственнике - из уважения, а кого можно уважать больше ,чем Бога?! И у кого больше власти над нами?! Уж побольше, чем у директора школы, уверяю вас, и даже чем у министра образования! Бог везде, Бог всё видит, всё слышит, всё знает - как же можно при Нём -то?!

Совет №38:  Не позволяйте им капризничать! «Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви», - справедливо предостерегает Иоанн Кронштадский. Как бороться с капризами? Пресекать их на корню безразличием. Дайте им понять:  есть важное, есть необходимое - и есть  капризы. И решать, что важное, а что каприз, будете вы и только  вы. И чтобы с первого раза и навсегда он знал:  бесполезно орать, стучать ногами и тому подобное. Дайте ему понять, что капризами от вас ничего не добьешься. Не закрепляйте в них этот условный рефлекс: поорал - получил. Это опасная стезя. Сегодня это игрушка из «Детского мира», завтра - дорогущая аудиоустановка, послезавтра — лексус или феррари, а послепослезавтра что? Чья-то голова на блюде? И не исключено, что ваша? Так что с самого начала не  позволяйте детям манипулировать вами путем капризов. Только не доводите этот совет до абсурда! Не прикрывайте им ваше равнодушие к действительным нуждам ребенка! Различайте сами, что  важно что неважно.

Совет №39: наказывать детей и можно и нужно. Но только в случае крайней необходимости, когда без этого реально нельзя. А в  остальных случаях лучше обойтись увещеванием и предупреждением. Но "«если видишь, что нарушается закон, накажи: когда суровым взглядом, когда язвящим словом, когда и упреком, порой же хвали его и обещай награду. Ударами же не злоупотребляй, чтобы не привык он к этому способу воспитания – ибо, если приучится к тому, что его постоянно этим воспитывают, приучится и пренебрегать этим, и когда приучится он презирать это, тогда все потеряно". Прислушайтесь к словам Иоанна Златоуста!

Совет №40: Не ленитесь заниматься с ними, как бы вам ни было некогда! Сегодня вам некогда - завтра будет некогда им. А послезавтра вы будете спрашивать ваших знакомых, взяв их за пуговицу: почему ваши дети отдалились от вас? Почему вы друг друга не понимаете? Почему вы с ними как на разных планетах? «Детей отчуждение — дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки, то что дивного, что они отчуждаются от вас?» Феофан Затворник ничего не говорил о компьютерах и телевизорах, но это не значит, что  это меньший грех,чем рукоделие. А те родители, что суют маленькому ребенку компьютерную игру, чтоб заниматься своими делами, совершают больший грех, чем те матери-крестьянки, что совали детям пустышку в рот с маковым, а то и с опиумным настоем, чтоб те не орали и не мешали им работать. Кроме того, их грех на тех, кто заставлял их трудиться непосильно. Ваш - на вас, и более ни на ком.

Совет №41: Не давите на своих детей. Не кричите на них. Крик -признак слабости. «Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит». Феофан Затворник, безусловно, прав. Если б вы знали,  сколько ваших слов пропало втуне, если слова сказаны не тем тоном! Слово, будь оно сто  раз правильное,но сказанное со злобой, с перекошенным лицом,  с криком и истерикой, в лучшем случае будет пропущено мимо ушей, а в худшем вызовет реакцию, прямо противоположную ожидаемой вами. Вот так. "Дети не слышат ушами. Только когда приходит Божественная благодать и просвещает их, они слышат то, что мы хотим им сказать. Когда хочешь что-нибудь сказать своим детям, скажи это Богородице, и Она все устроит".Старец Порфирий сказал, безусловно, что-то очень  важное. Запомним! Как совет № 42.

Совет №43 - снова от Иоанна Златоуста: "Сразу же установи закон: ни над кем не надмеваться, никого не оскорблять, не клясться, не быть драчливым. Научи его быть приветливым и человеколюбивым. Пусть рот у него будет зашит для всякого злословия. Если увидишь, что он бранит кого-либо, заставь его замолчать и переведи речь на его собственные проступки."

Совет №44: Учите наглядным примером! "Дети любят подражать. Как рано они умеют копировать мать и отца!  Во время молитвы надобно, чтобы благоговение выражалось во всех ваших словах и движениях. При входе священника показывайте детям, примером своим, с каким уважением, любовию должно обращаться со служителями церкви и внимать их урокам",- советует Филарет Московский."Когда отец не выходит из дома не помолившись перед святыми иконами, и мать ничего не начинает без крестного знамения, когда и малому дитяти не позволяют дотронуться до пищи, пока оно не перекрестится, - не приучаются ли этим дети просить во всем помощи Божией, и призывать на все благословение Божие, и веровать, что без помощи Бога нет безопасности в жизни, а без Его благословения нет успеха в делах человеческих?", - вопрошает Амвросий Харьковский.Необходимо"во образ добрых дел им самого себя предоставлять", по совету Тихона Задонского . Но - берегите их от дурного влияния, в том числе и вашего. Что я имею в виду? Вы курите?  Часто осуждаете ближних ? Ленитесь на молитве, ленитесь ходить в храм? Скупитесь на добрые дела, нарушаете посты?...Мне продолжать, или вы уже поняли?. ..Вот и хорошо. 
Преподобный Исидор Пелусиот писал: "Могучая деятельность примера обнаруживается и отрицательным образом, путем влияния дурных примеров, сила которых гораздо действеннее примеров добрых". Так что надо подавать им добрый пример. Жить так,чтобы сама жизнь ваша была им добрым примером. Словом-воспитание детей начинается с воспитания себя самого . «Попечение о детях должно начаться с попечения о вас самих», - говорит протоиерей А. Рождественский, обращаясь к родителям. Добавлю от себя: самое лучшее , что вы можете сделать для себя - это позаботиться о своих  детях, об их христианском воспитании. "Если бы отцы тщательно (по-христиански) воспитывали своих детей, то не нужно было бы ни судилищ, ни лишений и наказаний, ни публичных убийств." Вы уже научились узнавать этот разящий стиль? Да, вы правы: это Иоанн Златоуст.

Мы в ответе за тех, кого приручили,в том числе за наших детей. В ответе перед Небом. «Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, то это будет началом и основанием твоему спасению и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание.И даже если ты знаешь за собой тысячу зол, знай, что есть для тебя некое утешение. Воспитай борца для Христа! Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти опять научат своих; продолжаясь таким образом до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем.Ты первый воспользуешься благими плодами, если будешь иметь хорошего сына, а затем — Бог. Для себя ты трудишься". Иоанн Златоуст ,как всегда, схватил самую суть.

А можно  ли совсем не воспитывать? Ну вот совсем. Абсолютно. Ну вот не хотим мы, не можем ,ленимся, не считаем себя достойными, заняты чем - то другим, более, как нам кажется, важным, ещё по какой - то благородной или не очень причине? Ответ - нет. Нельзя. Не сможем. Воспитание ребенка (если он у вас есть) - это как дыхание : вы живёте - значит, вы его воспитываете, хотите вы этого или нет. Можете или нет. Прочитали что - то умнее надписей на заборе или не прочитали. И воспитываете вы его не те пять минут в день, что читаете ему нотацию и проверяете дневник, - воспитываете с утра до глубокой ночи. Потому что он бессознательно берёт с вас пример, что бы вы ни делали, а это тоже воспитание. Одобряет он вас или не очень, согласен с вами или нет, хочет или не хочет, пример это или антипример - он его берёт. Просто это закон жизни, и по - другому не бывает. Он всё равно берет с вас пример, а вы все равно его воспитываете, нравится вам обоим это или не нравится. Воспитываете своим присутствием,воспитываете отсутствием( только понятно, как и к чему это ведет),воспитываете с момента его рождения.Правильно будете воспитывать - воспитаете себе опору и отраду, соратника и друга, нет — соберёте себе на голову горящие уголья и в этой жизни, и в будущей.
Себе - и ему. Или ей. Так что думайте сами , решайте сами. Делайте свой выбор.
И Бог вам в помощь!


Рецензии
Как сильно и умно написано. Спасибо, Алла.

Николай Попов 7   10.07.2019 10:32     Заявить о нарушении
Вам спасибо :-) я рада,что Вам понравилось

Алла Турманидзе   11.07.2019 13:56   Заявить о нарушении