Путешествие Степана. Часть 4, глава 6

6.
ЖИЗНЬ В ЛЕСУ
На десятый день к нам пришли великаны. И хотя я ждал их, в первый миг я почувствовал опасность, страх, глядя на огромных людей, которые могли легко раздавить любого из нас. Они были, как две оживших горы с руками, ногами и головами людей. Но когда я услышал их весёлые голоса, доносившиеся сверху, и увидел добрые улыбки на их лицах, я успокоился и доверился им.
— Вы уже ходите? — спросил молодой великан по имени Роги.
Они подняли меня и Малыша на помост, сняли с нас и с Кабанчика белые ленты, закрывающие раны и стали внимательно разглядывать раны. Затем вынули из мешков всякие трубочки, блюдо, похожее на зеркало и круглую вещицу, похожую на небольшое яблоко. Сначала они приставили это «яблочко» к моему животу, груди и другим ранам, и, глядя на блюдо, видели, что происходит внутри меня, переговариваясь меж собой. То же самое они сделали с Малышом и Кабанчиком. Мне показалось, что всё это длится очень долго. Наконец, старший великан Сибр сказал:
— Вы с собакой уже почти здоровы, а у Кабанчика рана до конца заживёт через семь или десять дней. И тогда он сможет ходить и бегать. А сейчас нам нужно, чтобы Кабанчик встал и сделал два шага, а мы посмотрим на него.
Я сказал Кабанчику, чтобы он встал и немного прошёл. Кабанчик обрадовался, встал и походил.
— Надоело мне лежать, — проворчал он.
— Он с тобой говорит и понимает тебя? — спросили великаны.
— Да, — ответил я. — Пока мы здесь лежали, подолгу разговаривали друг с другом.
Великаны удивились.
— А собака?
— Собака говорить не может. Но многое понимает. Скажите, кто вы, откуда и где живёте.
— Вы нас называете великанами. Так и называйте. Мы не враги людям. Мы живём не так далеко от вас. Вы можете прийти к нам в гости, и мы ответим на все ваши вопросы. А вы расскажете нам о себе. Хотя мы уже немного знаем о вас от птицы Сирин.
— Если мы придём, то и птицу Сирин увидим?
— Да. Но вам нужно будет до конца выздороветь, потому что путь  нелёгкий. Ты сам почувствуешь, что сможешь ходить далеко и долго. Нам тоже очень важна встреча с тобой и твоими друзьями. Евпраксея скажет вам, как нас найти.
Великаны сказали Ирине и Евпраксее, как нас лечить дальше, закинули мешки за плечи, попрощались с нами и зашагали по лесу. Я долго не мог прийти в себя после встречи с ними. Ирина сказала мне:
— Я так хочу пойти к ним. И знаю, они могут научить нас чему-то полезному.
— Непременно пойдём, — ответил я.

Мы решили дождаться, когда Кабанчик полностью выздоровеет, и только тогда сможем идти в город, где приготовимся к путешествию к великанам. В этот день Фёкла и Василий ушли вместе с Даниилом и Евсеем в город, а Ирина осталась помогать Бабе-Яге долечивать нас с Малышом и Кабанчика. Остался с нами и огородник Леонтий, который помогал Бабе-Яге собирать травы и узнавал от неё о лечебных свойствах многих растений. Ему очень понравилось жить в лесу, у Бабы-Яги. Наш пёс Малыш гулял по лесу то со мной, то с Леонтием, то с Ириной.
— Далеко в лес не заходите! — предупреждала нас Баба-Яга. — В моей части леса дикие звери не тронут вас, потому что я дружу с ними, спасаю их.
— В этом лесу есть Леший? — спросил Бабу-Ягу любопытный Леонтий.
— Есть. Он хозяин этого огромного леса и всех его обитателей. Мы с ним не враждуем и не мешаем друг другу. Он бережёт лес, зверей и птиц, а я лечу их и людей, которые приходят ко мне. Они порой мне жалуются, что Леший пугает их, когда они собирают ягоды и грибы, а я говорю им: «Не заходите далеко в его владения, не топчите растения, не спугивайте птиц, что гнездятся в траве или в кустах». Он прогоняет из леса и заядлых охотников.

Мы ходили с Малышом к Оленьему роднику, пили из него, купались в ручье, текущем от родника, но едва видели, как к ручью приближаются звери или птицы, мы уходили, чтобы не мешать им. Когда Кабанчик, наконец, смог ходить с нами по лесу, мы повели его к Оленьему роднику. И ему так понравилось лежать в целебном ручье, что мы подолгу не могли вытащить его оттуда. После купания в реке он быстро выздоравливал.

Ирина и Леонтий, которые всё это время жили в избе у Бабы-Яги, рассказали мне, что вместе с ней живёт дикий лесной кот, которого она нашла в лесу ещё котёнком. Он почти вдвое больше домашней кошки, с густым серым мехом с чёрными поперечными полосами. Кот сразу невзлюбил меня, выгибал спину дугой и шипел, показывал зубы и когти, прогоняя из избы. К моей Ирине и Леонтию он относился спокойнее, чем ко мне, но больше всех не любил Малыша, который пятился от него, помахивая хвостом. Жил у Евпраксеи и большой чёрный ворон, которого она тоже подобрала в лесу птенцом. Он был умён и умел говорить десяток слов. Когда к Бабе-Яге приходили люди за помощью, она прогоняла кота и ворона из избы. Часто ворон сидел на крыше, и, если кто-то приближался к избушке, он кричал резким голосом: «Человек идёт!» Если он видел пришедшего к ней за помощью зверя или прилетевшую птицу, кричал: «Выгляни!» А кот в это время уходил в лес и приходил только к ночи.

Однажды я спросил Бабу-Ягу:
— Где ты взяла летающую бадью?
— Мне её подарили великаны, — ответила Евпраксея. — А люди, которые видели меня летящей, думали, что я лечу в ступе с метлой, а это не метла, попробуйте с метлой полетать! Это им снизу так кажется.
— А я слыхал, что ведьмы летают верхом на мётлах.
— Я никогда не видела, чтобы кто-то мог летать на метле. На ней не усидишь, это не лошадь! Не верь никому. А я — не ведьма. Я не знаюсь с чёртом, как они! И не причиняю зла людям, не навожу порчу, не делаю приворотов, не колдую. Многих людей я спасла от всяких болезней, да и от козней ведьм. Две недели назад ко мне пришла немолодая крестьянка Лукерья из села Чижиково. И рассказала, что ей нужно было проведать свою дочь, которая вышла замуж и уехала к мужу в город Кондрашов. Дочь родила ей внучонка. Лукерья набрала гостинцев и уехала к ней. Перед отъездом она попросила свою соседку, чтобы та доила её корову. Корова у неё была знатная! Давала много молока, жирного, вкусного, долго не портилось. Если дашь кому-нибудь попить, всю крынку выпьет! Через десять дней Лукерья вернулась домой, а муж говорит ей: «Что-то с нашей Бурёнкой случилось! Молоко быстро портится, прокисает». «Как соседка твоя выглядит? — спросила я Лукерью. —  Волосы чёрные? Глаза тёмные? Худа телом?» «Да, такая и есть», — ответила Лукерья. «Зависть у неё лютая к тебе, — сказала я ей, — порчу навела на твою корову, вот и молоко у неё порченое». Дала я Лукерье трав, которые снимают колдовство, чтобы она одними протёрла вымя коровы, а другие положила на порог и повесила на стенах в избе. Когда соседка на другой день подошла к  дому Лукерьи и хотела позвать её, дошла до порога и остановилась, увидев мои травы на пороге. «Что это у тебя за травы тут висят?» — спросила она Лукерью. А Лукерья дотронулась правой рукой до плеча соседки и крикнула ей, как я научила: «ВОЗЬМИ САБЕ!» Это означает «Возьми себе беду, которую ты на нас наворожила». Так в старину отводили от себя колдовство. Соседка вздрогнула и убежала к себе домой. Вечером Лукерья подоила свою Бурёнку и набрала много молока во все крынки и вёдра. Его было так же много, как и раньше. Ночью она вскакивала и пробовала молоко несколько раз. А муж говорит ей: «Что ты не спишь, всё время вертишься и вскакиваешь? У тебя шило в заду?» Утром она ещё раз попробовала молоко — не свернулось! Бурёнка выздоровела. Принесли мне сегодня Лукерья с мужем и молоко, и сметану, и творог. Да так много, что мне одной не съесть. Попробуй.
Я попробовал молоко Лукерьиной коровы и не мог оторваться. Давно я не пил такого молока.
— Понравилось? — спросила Баба-Яга.
— Очень, — ответил я, вытирая губы.
— Вот и думай, кто я такая. С разными заботами приходят ко мне. Выручаю людей. Когда будете уходить, оставь мне Кабанчика или собаку. Скучно мне одной бывает, особенно зимой. Поговорила бы хоть с Кабанчиком. Ты заметил, как он потемнел? Уже больше похож на дикого кабана, чем на домашнюю свинью. Скоро клыки появятся, станет совсем диким. Жил бы тут, если захочет, с кабанами в нашем лесу, а порой ко мне бы приходил.
— Не могу, матушка. Мне он самому нужен. Не простой он кабан.
— И собака у вас умная. На что она вам?
— Не проси. Не уживётся она в лесу. Она спасла нам жизнь.
— Жил у меня раньше филин, но в прошлом году улетел и не вернулся. Зимой люди реже ко мне ходят. Снегу тут бывает по пояс. На лыжах едва добираются.

2017 г.
(Продолжение следует)


Рецензии