В области адской

В области адской

Вспомним стихотворение Иосифа Бродского

На смерть Жукова

Вижу колонны замерших внуков,
гроб на лафете, лошади круп.
Ветер сюда не доносит мне звуков
русских военных плачущих труб.
Вижу в регалиях убранный труп:
в смерть уезжает пламенный Жуков.

Воин, пред коим многие пали
стены, хоть меч был вражьих тупей,
блеском маневра о Ганнибале
напоминавший средь волжских степей.
Кончивший дни свои глухо в опале,
как Велизарий или Помпей.

Сколько он пролил крови солдатской
в землю чужую! Что ж, горевал?
Вспомнил ли их, умирающий в штатской
белой кровати? Полный провал.
Что он ответит, встретившись в адской
области с ними? "Я воевал".

К правому делу Жуков десницы
больше уже не приложит в бою.
Спи! У истории русской страницы
хватит для тех, кто в пехотном строю
смело входили в чужие столицы,
но возвращались в страхе в свою.

Маршал! поглотит алчная Лета
эти слова и твои прахоря.
Все же, прими их — жалкая лепта
родину спасшему, вслух говоря.
Бей, барабан, и военная флейта,
громко свисти на манер снегиря.

1974

Стихотворение исследовано вдоль и поперёк многими литературоведами и поэтами.

Остановимся всего на двух строках

Что он ответит, встретившись в адской
области с ними? "Я воевал".

Строки эти до сих пор вызывают ожесточенные споры, и до сих пор о них высказываются совершенно полярные мнения.

Собственно, полюсов всего два: либо Бродский действительно поместил Жукова и его солдат в ад, либо здесь имеет место какое-то иносказание и «адская область» означает нечто вполне приемлемое для полководца и его армии.

Дмитрий Быков, например, пишет:

«У меня довольно много претензий к этим стихам, там можно со многим поспорить...»

И далее:

«Что он ответит, встретившись в адской
области с ними? «Я воевал».

«Почему в области адской? Почему солдаты-победители должны оказаться в области адской? И почему вместе с ними там Жуков?»

/Д.Быков. Один: сто ночей с читателем.  АСТ: Редакция Елены Шубиной. М.2017/

Поэт Иван Котельников в своём эссе
«Бродский: маршал Победы Жуков в аду» задается тем же вопросом:

        «А теперь о главном. Ибо наиважнейший вопрос: почему, в силу каких убеждений русский поэт решил, что место маршала Победы и его солдат-победителей в аду, остаётся открытым.»

И жесткий ответ Котельникова (кстати, превосходнейшего поэта) таков:

«Вот теперь всё встает на свои места. Если советский коммунизм для Бродского – это ровным счётом такое же зло, как и германский фашизм, тогда Жукову и его солдатам, безусловным служителям зла, человеконенавистникам и убийцам, в самом деле место в послесмертии уготовано лишь одно – ад. Где они должны ответить за все свои земные прегрешения. А сам герой стихотворения Георгий Жуков в глазах Бродского сражался за сталинское «правое дело» как за фашизм с человеческим лицом.»

/Сайт Поэзия.ру — https://poezia.ru/works/116149 /


Наконец, обратимся ещё к одной работе: «В области адской»: выражение из стихотворения И.А. Бродского «На смерть Жукова» в контексте русской поэзии XVIII – первой трети XIX века»
Это глава из книги «Перекличка Камен [Филологические этюды]», автор — Ранчин Андрей Михайлович. ВикиЧтение /https://lit.wikireading.ru/40316 /


«Помещение поэтом и победоносного маршала, и его солдат-героев в преисподнюю представляется на первый взгляд совершенно необъяснимым, никак не мотивированным.»

Однако путём очень обильных сопоставлений и отсылок автор приходит к выводу, что адская область не есть христианский ад, но царство Аида, то есть, восходящая к античной мифологии бездна, смерть — загробное царство, но не область мучений грешных душ.


Пожалуй, эта трактовка мне ближе всего, хотя мое толкование ещё проще и значительно короче.

Вот оно.

Под «адской областью» в стихах Бродского на смерть Жукова можно понимать первый круг Дантова ада — место вполне достойное для доблестных воинов-язычников (не христиан), коими являлись наши солдаты вместе со своим полководцем.

Предположение чисто интуитивное, но почему-то я в нем уверен.

2015
——————————
Примечание. Ссылки на приведённые источники могут не работать на данном сайте, но надеюсь, что по названиям работ или книг и именам авторов заинтересованные читатели легко найдут нужные материалы.


Рецензии