Просто отзыв о выставке Э. Мунка

                О выставке Э. Мунка
Чудом удалось попасть на выставку  Э. Мунка. Трагическая жизнь художника учит преодолению. Своё горе он превратил в искусство, привлекающее людей не только к созерцанию прекрасного, но и к проблемам психического развития индивидов и ответственности за будущую судьбу человечества. Рядом с картиной «Крик» в моей памяти встало полотно «Наследственность» и изображение больной сестры художника. Всё это могло бы быть ключом к любовным историям Э. Мунка, в частности, о его разрыве с богатой, красивой, интересной  дамой Туллой Ларсен. Есть версия о тои, что Мунк не хотел жениться, так как был свободолюбив.  Но я думаю, что причины были глубже. В детстве художник страдал от побоев полубезумного отца, сестра его мучилась от меланхолии и фобий, грозным роком над семьёй художника нависал туберкулёз, а нормальная семья предполагает продолжение рода. Быть может, Э. Мунк хотел поступить благородно: порвать отношения, чтобы в итоге женщина выполнила свою миссию материнства, от здорового мужчины родила здорового ребёнка. Но как нельзя быть беременной наполовину, так и благородным наполовину быть, вероятно, тоже невозможно. Отношения вошли в любовную фазу, быть может, подсознательно Тулла хотела ребёнка именно от Мунка, каким бы он родился, и продолжать свою жизнь желала  именно с любимым человеком. Как надо было поступить художнику? Наука говорит одно, религия другое.  Впрочем, история не терпит сослагательного наклонения. Как повествует сайт « Роковая любовь Э. Мунка», «… В 1902 году Тулла, сходившая с ума от ревности и безуспешно пытавшаяся женить непокорного и свободолюбивого Мунка на себе, чуть не стала причиной гибели художника. Всё произошло как в страшном сне. Тулла, обиженная на Мунка и чувствующая, что их роман неминуемо движется к своему завершению, заставила его поверить, что она вот-вот умрёт(…). Приехавший к ней Мунк увидел страшную картину: Матильда, завёрнутая в саван, лежала в гробу посреди комнаты, заставленной горящими свечами. Стоило ему только подойти к гробу, как она поднялась и начала жарко обвинять его и угрожать самоубийством, размахивая револьвером. Ситуация накалилась. Прозвучал выстрел, в результате которого пуля попала Мунку в левую руку. Что это было? Случайность или совершенно осознанное действие? По одной из версий, Мунк пытался остановить Туллу и отнять у неё оружие, но в пылу схватки нажал на курок…» повествует об отношениях Э. Мунка и Туллы Ларсен Людмила Прохорова. Мне нравится последняя версия: Э. Мунк в роли спасителя женщины, отнимающего у неё орудие самоубийства, выглядит благородным, решительным, любящим.
    Выставка начинается с картины Э. Мунка «Крик». Удивительно, что люди, фотографируясь с нею, делают одно и то же: встают в позу кричащего и озвучивают предполагаемую беду. Например, произносят: «Налоговая». Конечно, весёлый у нас народ, но есть вещи, с которыми шутить опасно. 
«Крик» на выставке представлен не таким, каким я привыкла видеть его в учебных пособиях, хотя и говорят, что вариантов этой картины было много. Для меня подлинный «Крик»---это не только само вопиющее о своём горе инопланетное (как бы иное) не совсем человеческое  существо, но и огненные  кривые в небе.
О том, что легло в основу «Крика», сам художник написал в своем дневнике: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Не исключено, что багряный цвет неба не преувеличение. Мунк действительно мог видеть такой цвет. В 1883 году в Кракатау произошло мощнейшее извержение вулкана. В атмосферу было выброшено огромное количество пепла, из-за чего в течение нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Вполне возможно, что и тот крик, который слышал Мунк, не некая идея или галлюцинация. Рядом с Экебергом располагались крупнейшая скотобойня Осло и психиатрическая клиника. Крики забиваемых животных вместе с воплями душевнобольных были невыносимы». (https://diletant.media/articles/32267145/) Относительно последней фразы цитаты скажу своё мнение. Я думаю, что это был крик души самого художника о своем горе:  о какой-то психической болезни, которую не излечивают полностью, о невозможности продолжить своей род из-за наследственности,  о боли об ушедших в могилу матери и сестре. Горе, которому невозможно помочь, а потому бесполезно кричать о нём, но и не кричать сил нет --- вот что подсознательно изобразил Э. Мунк, хотя сам он говорил, что нарисовал  олицетворённую природу, вопящую: « Что же я натворила?!!!» В духе направления экспрессионизм на картине выделяется крупным планом ряд деталей: рот и голова кричащего, его материализующаяся в эллипсах, расходящихся по небу, душевная боль.  Двое, идущих по мосту, равнодушны к вопящему  от боли и ужаса человеку. Но и даже если бы они попытались помочь, в случае Э. Мунка ситуация не изменилась бы радикально. Хотя, как обратила внимание Лариса Саловатовна Магомедова, бывшая со мной на экскурсии, после лечения Э. Мунка в психбольнице его картины, представленные в отдельном зале, стали значительно солнечнее, ярче, но сам он, увы, остался от одиноким либо от свободолюбия, либо от, возможно, неправильно понятого благородства.   Мне запомнились картины художника, изображающие бессонницу, страх, одинокую фигуру просветлённого, стоящего на пороге вечности человека в доме с часами без стрелок.
К сожалению, эстетика  полотен Э. Мунка, в отличие от проблематики, меня не особенно привлекает и даже слегка раздражает. Я не люблю небрежно нарисованных  лиц, которые иногда можно наблюдать на тех картинах, где  художник увлечён сюжетом, а не портретом. Портреты же у Э. Мунка хорошие. Правда, я не увидела на выставке изображение Ф. Ницше, которое всегда очень нравилось, так как передавало дух создателя учения о сверхчеловеке. Дочке моей намного больше понравились фотографии, которые были отдельной частью выставки. Я решила не покупать книги о Мунке, лежавшие на прилавке, а теперь думаю, что надо сходить ещё раз на выставку, чтобы книги эти купить, так как экспозиция заставила меня вспомнить о том, что жизнь и творчество этого ярчайшего экспрессиониста достойны более глубоко изучения.
                И. Лесная-Иванова


Рецензии