4. Понятие о душе. Продолжение

Христианская Психология Аскезы.

«Введения в Христианскую Психологию Аскезы».

Глава 1. Понятие о «душе». Продолжение 3.

Как видно из святоотеческих высказываний о сущности человеческой «души», она есть не просто свойство или орган «тела», обеспечивающий «тело» жизненной энергией. «Душа» - это бестелесная сущность, носитель ипостасного «Я», собеседника Духа. Свободно и сознательно приглашающего к себе и принимающего у себя Бога. - Не просто само бесконечное божество, как свет или поток божественных нетварной энергий, а именно как собеседника, единого в трёх «лицах»: Отца, Сына и Духа.
Поразительно то, что святоотеческая традиция чрезвычайно устойчива в вопросах понимания «души» и её «природы». В отличие от философского и психологического научного сообщества. Вот, например, другие святоотеческие высказывания о «душе», из совершенно других времён и мест, по сравнению с теми, которые уже были приведены. Они поразительно точно очерчивают те же контуры и свойства «души», дополняя и уточняя их знаниями своей эпохи:
- Душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела;
- Душа человека самостоятельна, поскольку она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от неё исходящих;
- Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, и есть печальное следствие грехопадения;
- Душа человека есть лицо, ибо сотворена, как неповторимое и уникальное личное существо;
- Душа человека разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей;
- Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.

Из данных определений совершенно недвусмысленно вытекает то, что человеческая «душа» - это нераздельно слитая, в естественном и обыденном порядке вещей, при жизни вместе с «телом» человека уникальная сущность. Её субстанция в полноте своей непостижима, ибо укоренена, имеет своё последнее основание, не только в «тварной нематериальности» - «небе», но и в соприкосновении с абсолютно непостижимой «нетварностью», так как несёт в себе «нематериальное» ипостасное «Я», скрывающее в себе «тварное лицо», являющееся первым и непосредственным следствием взирания Бога на именно этого человека и Его обращения к именно этому человеку. «Душа» имеет информационно-энергийную «природу», которая не может быть обнаружена и исследована обычными для науки рациональными методами. Ибо она является носителем «сознания», не исчерпывающимся одной только психикой, но включает в себя и пневматику. Она служит проводником различных энергий, поддерживающих жизнь. Среди этих энергий не только психические энергии «земли» и умозрительные энергии «неба», но и божественные нетварные энергии. «Душа» может существовать и в бестелесном виде. Это происходи при смерти «тела», когда «душа» отделяется от него. В случае же особого божественного произволения, временное, отделение «души» от «тела», может происходить и при жизни «тела». Как, к примеру, во время сна; необычных состояний «сознания»; травм, болезней или клинической смерти.
Можно сказать, что «душа» является бессмертной и неуничтожимой никакими способами, частью человеческой «природы». Главным образом, «сознания» человека, всей совокупности человеческой «личности». Она включает в себя «ум», «сердце», «волю» и «совесть» человека. - То есть, его отношение к «добру и злу». Эта часть человеческой «природы» имеет, безусловный, конечный психофизический объём в общем информационно-энергийном поле жизни.
В этой связи становится очевидным то, что для «души» её базовая функция двойственна:
- С первой стороны, - этой функцией является обеспечение «тела» человека жизненными информацией и энергией. Причем, в трёх планах: психическом, умозрительном и божественном; а 
- Со второй стороны - эта функция состоит в накоплении и сохранении всей жизненной: информации и энергии, в тех же трёх планах. Лишение «души» этих жизненных: информации и энергии, хотя бы в одном из этих планов, наносит «душе» человека серьёзный ущерб. А прекращение функционирования «души» сразу во всех трёх планах, аналогично лишению «души» самой жизни. А «тела» - самого смысла своего существования:
- «Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. Именно смерть души есть смерть в настоящем смысле этого слова» (Григорий Палама).
Хотя «тело» может существовать и как биологический объект, за счёт своей зоопсихики и биофизики.
Говоря о «душе», как о самом существе «природы» человека и её высшей субстанциональности, нельзя не коснуться вопроса о тех её свойств, которые называются богоподобными.
Святоотеческая традиция указывает прямо на то, что «душа» проявляет в себе все божественные свойства. В первую очередь, - это триединство божественных ипостасей Бога Творца: Отца, Сына и Святого Духа. Первейшее же, в триединстве - общение божественных лиц:
- «Душа, ты сотворена по образу Творца твоего, в тебе отпечатлено Его подобие и Его образ…» (Преподобный Ефрем Сирин (28, 302);
- «В душе нашей мы можем усмотреть: троичность ипостасей, единство естества, единовременность, нераздельность, неприступность, неизбранность, несозерцаемость. Далее: нерождённость, рождение, исхождение, творчество, промышление, суд. Затем: неприкосновенность, бесплотность, нетление. И, наконец, неистребимость, бессмертие, вечность, необъяснимость, великолепие» (Св. Григорий Нисский).

Через постижение божественных проявлений «души» становится возможным и «понимание» самого Творца, в известных, конечно же, пределах. Вот, собственно, почему познание «души» всегда было и будет важнейшей задачей для человека.


Рецензии