Не пора ли и в России перечитывать Маркса?
Он проанализировал общественное социально-экономическое воспроизводство не в форме денежного оборота, как это сделал задолго до него французский экономист Франсуа Кенэ, а показал во взаимосвязи рабочей силы в производственных отношениях с распределением производимых средств для жизни.
Всё так, что возражать, Маркс тогда уже понимал роль современной ему банковской системы в разорении при конкурентной борьбе и мелких банкиров, и капиталистов-фабрикантов, и предпринимателей, понимая, что экономические кризисы в значительной мере есть искусственный процесс для банкротства реального сектора кредитно-финансовыми кланами, скупающими потом по дешёвке и продукты труда, и талант наёмных трудящихся. Почти не разделяя капитал на полезный для общества и на нём паразитирующий, Маркс обосновал политэкономию капитализма как способ наживаться на труде наёмных трудящихся, когда капиталист не доплачивает им пусть и мелочь за их труд, но всё равно незаслуженную, или завышая цену на свой товар, что почти равнозначно.
«…Коммунистическая пропаганда сплотила всех озлобленных и обездоленных во всемирную организацию бунта и надежды, хотя при ближайшем рассмотрении эта надежда оказывается весьма расплывчатой. Они избрали Маркса своим пророком и красное знамя — своим символом. Я ясно видел, что многие большевики, с которыми я беседовал, начинают с ужасом понимать: то, что в действительности произошло на самом деле, — вовсе не обещанная Марксом социальная революция. Я также позволил себе прочесть им небольшую лекцию о том, что на Западе нет многочисленного «классово сознательного пролетариата», разъяснив, что в Англии имеется по меньшей мере 200 различных классов…» — пишет Г. Уэллс в «России во мгле».
Кстати, то, что марксизм, хоть и искажённый до неузнаваемости, получит некоторое распространение именно в России, гениально угадал Отто фон Бисмарк ещё в конце XIX века: «Очень жалко тех людей, на которых эта теория будет практически опробована. Хорошо, если это будут русские».
На самом деле в теории Маркса есть много нового и правильного. Только не всё новое в ней неправильное, а всё правильное не очень и новое, да ещё российские большевики перевернули учение Маркса с ног на голову. Но это не важно, это их право, важно, что было что переворачивать. И очень важно, что Маркс действительно создал одну из великих идеологий.
Сегодня в Конституции России записано, что запрещена любая государственная идеология, но де-факто она есть — это либеральная идеология. Но сам феномен идеологии — очень интересная вещь. Политическая идеология — это очень молодое явление, которое оформилось в конце XVIII начале XIX века в связи с Великой Французской революцией.
Первые войны и революции эпохи капитализма, начиная с XVI века, проходили, как правило, под религиозными знамёнами, но вдруг в конце XVIII—начале XIX века возникает феномен идеологии.
Сам термин «идеология» придумал Антуан-Луи-Клод Дестют, граф де Траси в 1796 году — французский философ, экономист, политический и общественный деятель, лидер движения «идеологов» и создатель слова «идеология». Википедия.
Но он называл «идеологией» науку об идеях, а вовсе не какую-то систему идей, как это понимается сегодня.
Почему оформилась идеология? Один из главных психологических результатов Великой французской революции заключался в том, что она показала всем: изменения неизбежны. Вы можете как угодно к ним относиться, но они неизбежны. А сколько вообще типологически качественных отношений может быть по отношению к социально-экономическим изменениям в обществе?
Первое: нам не нравятся изменения, мы хотим их притормозить или законсервировать, — это консерватизм. Второе: нам нравятся изменения, но только постепенные, — это либерализм. Третье: нам нравятся изменения, но только быстрые и революционные, — это радикализм. Больше никаких других способов изменения быть не может.
Что касается самой идеологии то она может быть демократической, социалистической, коммунистической, социал-демократической, фашистской, либерально-демократической, реакционной, монархической, реформаторской, марксистской, троцкистской, сталинистской и прочее и прочее…
Исторически первыми в какой-то мере оформившимися политическими идеологиями были разные религии, затем появились разные демократические течения, когда кому-то стала надоедать монархия, потом задумались о бесклассовом обществе и появились социалистические и коммунистические идеи переустройства общества на основе первобытно-общинного коммунизма и не только.
А после публикации Манифеста коммунистической партии — это время общеевропейской революции 1848 года — появился марксизм. Эти революции интересны тем, что их называют буржуазными, а на самом деле совершали-то её докапиталистические, доиндустриальные трудящиеся, когда буржуазии как таковой ещё не было, а стремление освободиться от угнетения власть и богатство имущих уже давно было!
Год выхода в свет первого тома «Капитала», 1867 год, — это год, когда рабочие в Англии получили право голосовать. В этом же году работяги в Англии получают право голосовать на выборах, тогда это называлось там «leap in the dark» — «прыжок в темноту». И только очень умные представители английского истеблишмента понимали, что тем самым они политически «приручают» рабочий класс. И действительно, если посмотреть, чем занимались английские профсоюзы – они боролись за права трудящихся с правом на труд иметь право на жизнь достойную труда! А как это сделать и пытался объяснить Маркс и кое-где его поняли правильно.
В этом отношении очень интересно сравнить рабочие движения в Англии и во Франции. Во Франции рабочая партия создает профсоюзы, а в Англии профсоюзы создают рабочую партию. То есть, инверсия. В том же 1867 году, который венчает «длинные» 50-е годы XIX века, эта волна изменений докатывается до Востока, до Японии, это «революция Мэйдзи» которую вульгарные марксисты называли буржуазной, хотя там тоже буржуазии ещё не было. А называли революцию буржуазной по той причине, что феодализм себя уже изжил и капитализм уже с наёмным трудом вместо крепостного начал пробивать себе дорогу таким вот революционным путём…
Тем, кто говорит, что Маркс ничего не может объяснить в нашей реальности, рекомендуется прочитать 24-ю главу первого тома «Капитала», в русском переводе она называется «Первоначальное накопление капитала», а в английском — «Primitive accumulation». О чем там идет речь? Маркс, как последователь Гегеля, исходил из простой вещи — когда система возникает, то она возникает из внесистемных предпосылок. То есть, если мы создаем логику, логики еще нет, значит — она возникает из каких-то внелогических посылов. Капитализму предшествует так называемое первоначальное накопление. Что это такое? Это грабеж в виде ростовщичества, это скупка земель в разных странах, когда людей просто сгоняли с плодородных земель, заставляя умирать от голода. Это пиратские набеги — например, когда Дрейк прошёл по западному побережью Южной Америки, то привёз в Англию столько золота и серебра, что Англия половиной этих сокровищ заплатила свои государственные долги, а сам Дрейк стал национальным героем, лордом и бог весть кем ещё…
Так вот, процессы первоначального накопления капитала продолжают идти на периферии глобальной капиталистической системы и сегодня, они везде служат «кормом» для современных транснациональных корпораций, будь то Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, наиболее продвинутые части Африки, Бенгалия как часть Индии. И Россия здесь тоже — не исключение. Вот что происходит в постсоветском обществе после 1991 года: параллельно идут два процесса: первоначальное накопление и расширенное воспроизводство капитала, — они сосуществуют, причём первоначальное накопление душит расширенное производство. Оно не дает развиться капитализму на полупериферии и периферии. И это полностью соответствует интересам ядра капиталистической системы.
Но когда капитал одной страны начинает взаимодействовать с мировыми капиталами, это борьба не на жизнь, а на смерть, потому что процессы нелинейные, неравновесные, отсюда — и нынешнее противостояние Кремля с «коллективным Западом»… Так что в некоторых моментах Маркс не только актуален, его выводы о сокращении монополии оборотного капитала обладают качествами научного прогноза…
Свидетельство о публикации №219062501349