Богемский след в Новороссийске

Два чеха – агроном Федор Гейдук и химик Осип Кучера навеки вписали свои имена в скрижали истории Новороссийска.

Бедржих Гейдук и Йозеф Кучера родились и выросли в соседних деревнях, рядом со старинным замком Рыхмбурк в чешской Богемии.  Они были знакомы с детства, хотя стали дружны лишь в зрелом возрасте. Особенно, когда породнились: в 1856 году Йозеф женился на родной сестре Гейдука Франтишке. К этому времени оба получили достойное образование. Бедржих окончил агрономическое отделение политехнического института в Праге, а Йозеф  там же изучал химию и механику. И в дальнейшем их жизненные пути нередко пересекались.  Гейдука в 1855-м назначили правительственным комиссаром  в Венгрию и Хорватию (тогда – часть Австрийской империи). Кучера же всё это время преподавал химию в провинциальных чешских вузах. В 1861 они вновь встретились в Праге, вдвоем издавали журнал «Сельскохозяйственный прогресс».

В 1863 году Гейдук впервые посетил Россию, проехал по ее южным губерниям. Жил некоторое время в Полтаве, где являлся секретарём местного сельскохозяйственного общества,  читал лекции в Харьковском университете. В 1867-м приехал в Новороссийск, куда был приглашён начальником Черноморского округа генералом Пиленко на должность окружного агронома. Вскоре получил в личное пользование 300 десятин земли в Цемесской долине. На них заложил питомник плодовых культур и виноградники.

В Новороссийске Гейдук плодотворно работал над акклиматизацией различных сортов плодовых деревьев, изучал болезни винограда и методы борьбы с ними. В начале 1870-х годов занимался виноградарством в удельном имении Абрау-Дюрсо, а также в Дагомысе и Вардане (ныне – город-курорт Сочи).  Тогда же установил, что климатические условия на некоторых участках побережья в районе Новороссийска почти идентичны французской Шампани.

В 1871 агроном едет в Пруссию, где приобретает лозы белых (йоханнесбургский рислинг)  и красных (португизер) сортов винограда. Наряду с виноградарством и виноделием считал перспективными развитие в Черноморье садоводства и шелководства; пчеловодства, коннозаводства, разведение рогатого скота; увеличение площадей, занятых под технические культуры (хлопок, табак, скумпия, пробковое дерево и др.).

В своих научных трудах, а также в лекциях, прочитанных  в Императорском Московском университете, обосновывал низкий уровень развития аграрной отрасли региона недостатком финансовых вложений в сельскохозяйственное производство и  отсутствием у населения надлежащих агротехнических знаний. 

В 1879-м Федор Иванович (к этому времени Гейдука уже звали на русский лад) пригласил в гости своего шурина Йозефа Кучеру. Но и тот не был новичком в России. До этого он пять лет прожил в подмосковном Подольске, где работал технологом на местном цементном заводе. Тогда же стал для своего окружения Осипом Мартыновичем.

Интерес к цементному сырью у Кучеры был давним. Неудивительно, что именно он обнаружил в окрестностях Цемесской долины залежи «самородного цементного камня». О состоявшемся открытии Осип Мартынович уведомил местное и кавказское начальство. Новороссийск буквально в считанные годы превратился в один из центров цементного производства.

Однако первооткрыватель мергеля Осип Кучера никаких материальных благ в результате своего открытия не получил. Последние годы жизни он провёл в небольшом поселке Прага, основанном в 1887 году выходцами из Богемии в американском штате Небраска. Умер в 1907 году.

А что же радушный хозяин? После отъезда шурина на родину Гейдук много времени уделял изучению болезней винограда и средств борьбы с ними. Надо сказать, небезуспешно. В 1884 году вино, произведённое Гейдуком в собственном хозяйстве, было удостоено золотой медали на Ялтинской выставке.

Однако это был последний кавказский аккорд Федора Ивановича. Получив ялтинские награды, он уехал на Дальний Восток. Приамурский генерал-губернатор уговорил Гейдука занять должность правительственного агронома. Работал Федор Иванович, как всегда, усердно, с полной самоотдачей. Но здоровья хватило лишь на пять лет – подвёл местный климат. В июне 1890, возвращаясь после лечения на Кавказе к месту службы, был вынужден сойти с парохода на берег во Владивостоке. Почти сразу попал в морской госпиталь, однако лечение оказалось безуспешным. Федор Иванович умер в 5 часов утра 19 июля 1890 года.

* Ф. Гейдук (слева) и О. Кучера.


Рецензии