Причина смерти

Недавно у одной женщины, которую я знаю, умер сын. Умер взрослым человеком, но ещё вполне молодым. Умер раньше матери. И мать была не рядом с ним в этот момент. Она была далеко от дома. А её единственный сын умер один. Скоропостижно, без явных причин. Его нашли только спустя примерно 18 часов после остановки сердца.

Это многократная трагедия, безусловно. Хуже для матери ничего нельзя измыслить. Она была бы готова умереть сама вместо него. Искренне. Но сделать уже ничего нельзя. И скоро похороны.

Люди, знакомые и не знакомые с умершим, сочувствуют горю матери, её потере. Рассказывают мне подробности, какие знают или о которых слышали. Говорят, что тело было словно раздуто, чрезмерно синюшное и т.д. А он незадолго перед смертью ел какие-то пельмени.

И вот спрашивают меня, как врача, отчего могло так быть? Что послужило причиной смерти такого молодого ещё человека? В глазах слёзы стоят, оплакивать готовы, а за слезами в глазах интерес. Отчего умер?

Наверное я мизантроп. Но как же я искренне не понимаю этого интереса!

Человек ведь умер. Навсегда, безвозвратно. Второго шанса не будет. Урока из этой смерти не извлечёшь. Так зачем тебе знать, отчего он умер?

Жаль его? Да, несомненно. Смерть - это всегда потеря, скорбь, слезы, пустота внутри. Но зачем это праздное любопытство? Зачем, сидя на лавочке, обсуждать и гадать, словно обсуждая детективный роман? А то ещё и виноватых искать. Не нашли - так назначить. И обвинить, конечно.

Мои близкие не разделяют моего непонимания. Говорят, что многое отдали бы, чтобы узнать причину смерти близкого человека. А я не понимаю, для чего это нужно.

Неужели нельзя просто проститься с родным человеком, отпустить его? Не наживать себе язвы и психоза, зацикливаясь на потере. Трагической, да, но не обратимой ни в каком варианте.

Может, конечно, причина в том, что я - человек религиозный и не верю в смерть?
В ту, которая навсегда. Я почему-то верю, что со всеми, кого я в этой жизни потерял, я ещё увижусь. Не представляю, как это будет, но уверен, что будет обязательно.

Может я сильно не прав в своём суждении. Но, тем не менее, я бы не хотел, чтобы из моей смерти делали детектив-драму-трагедию-водевиль. Вздох и маленькая слеза на прощание, улыбки и смешки при разговорах обо мне на поминках, покосившийся холм над могилой через год и крепкая ограда через два. И снова радостная встреча через те годы, которые подарены моим близким, друзьям, знакомым, коллегам, встречным прохожим.

Я никогда не забуду, как, смотря на опускающийся в могилу гроб, в котором лежал мой брат, я думал, мысленно обращаясь к нему: «Жаль, что так и не удалось увидеться, хоть и хотели. Не поговорили. Ну, ничего. Потом поговорим, обязательно».

И, честное слово, ни тогда, ни сейчас мне совершенно не была интересна точная причина его смерти.

Скажите, вы считаете, что это неправильно?


Рецензии