Молодой человек с чертиком

                *Николай Мамойко

               
               
                МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК С ЧЕРТИКОМ

                --- Из дневника журналиста ---

        Хабаровск встретил меня ярким солнцем и невыносимой духотой. Несколько дней кряду на город проливались обильные дожди, и теперь воздух наполнился свежестью и сыростью одновременно. Еще на подходе поезда к Хабаровску я был твердо намерен сразу же отправиться в аэропорт и в этот же день улететь в Магадан, потом еще дальше - в заполярный Певек. А там, считай, я уже дома. До прииска "Красноармейский" останется чуть больше восьмидесяти километров. По чукотским меркам, где населенные пункты отстоят друг от друга подчас на двести, триста, а то и больше километров, это почти рядом. На любом попутном грузовике можно добраться.

        В начале июня вереницы грузовых машин снуют по трассе Певек - Красноармейский - Комсомольский один за другим. В одну сторону машины везут горнодобывающее оборудование, строительные материалы, продукты, почту, в обратную - драгоценные металлы, уголь, ту же почту и, конечно же, отпускников. Их в эту пору особенно много. Крайний Север хоть и достаточно хорошо освоен людьми, и к суровой погоде они неплохо приноровились, но все равно большинство старается выехать в отпуск на "материк" в летнее время, чтобы вдоволь погреться на берегу моря под южным солнышком.

        Любой водитель охотно возьмет в дорогу пассажира. Заполярная изменчивая погода приучила людей к взаимовыручке. Дороги здесь трудные, погода коварная. Выезжаешь из Певека - светит солнце, а через полчаса, смотришь, и уже снег пошел или холодный дождь.  Трасса становится не просто опасной, а иногда и даже непроходимой. Особенно, когда поднимаешься на перевал. Нужно быть готовым к любой ситуации. Лишний человек в дороге не помешает. Да и веселее вдвоем!

        Планы мои изменились как только я вышел на привокзальную площадь города. Взгляд привлекла крупная красочная афиша: "Приглашает ярмарка японских товаров и игрушек". Будучи нынче во Владивостоке, и особенно во время моей службы пограничником отдельного контрольно-пропускного пункта, не раз приходилось видеть как моряки дальнего плавания привлекали внимание девушек редкими у нас в то время нейлоновыми шарфиками, колготками и, конечно же, парфюмерией, привозимыми из Японии. У мужчин вызывали зависть такие диковинные вещи как пистолет-зажигалка, радиоприемники размером чуть больше спичечного коробка, складные зонтики и прочая бытовая мелочь.

        Узнав, что я еду во Владивосток на экзаменационную сессию, близкие приисковые товарищи просили привезти им какие-нибудь импортные сувениры, о которых я им рассказывал. Но у меня не получилось выполнить их наказы. Во-первых, мне пришлось совместить две сессии - зимнюю и весеннюю - в одну, и потому учеба отнимала все силы и время. Бегать по городу в поисках сувениров на толкучках просто было некогда. Я и так перебрал лимит времени, отпущенный мне законодательством. Тут уж я сам был виноват - плохо подготовился к экзаменам. А, во-вторых, к концу сессионного отпуска возникли проблемы с деньгами. Не хотелось застрять где-нибудь на полдороге из-за безденежья. Но, как потом оказалось, я излишне перестраховался. Мне ужасно захотелось порадовать ребят, купить им хоть парочку дешевых сувениров.

        Но так уж получилось, что первыми на ярмарке я увидел японские игрушки, от мягких до механических. Глаза разбегались от их оригинальности и изобилия. Вот только цены "кусались". А тут еще оказались входные билеты на ярмарку дороже, чем я рассчитывал. Я понял, что больше одной игрушки мне не осилить, и потому выбирал долго и тщательно. В конце концов мой выбор пал на механического, подвижного, как ртуть, чертика. И хоть покупка игрушки значительно опустошила мой карман (для любопытных скажу, что на эти деньги я мог бы купить десять бутылок "Московской"), настроение у меня было отличное. Прыгающий чертик был в своих телодвижениях неутомим и изобретателен.

        К рейсу самолета Ил-14 я успел вовремя. Но в Магадане моё хорошее настроение быстро улетучилось. В заполярном Певеке уже неделю бушевала непогода. В зале ожидания скопилось не меньше трех сотен пассажиров. А билеты на рейсы до Певека были распроданы на две недели вперед.

        Никакие мои слезные увещевания, что я опаздываю на работу, ни на диспетчера, ни на кассира не возымели действия. После ночи, проведенной на скамейке в зале аэропорта, я удвоил усилия по поиску возможностей улететь или хотя бы оказаться в числе первых пассажиров. Дошел до начальника службы полетов. Показал ему удостоверение внештатного сотрудника сразу двух газет "Магаданской правды" и "Советская Чукотка". Никаких сдвигов! Усталый мужчина в форме лишь развел руками:
--Вы же сами видите, что творится в зале ожидания! У нас только женщин с детьми наберется на два борта. А еще больные есть и те, кто летит на похороны.

        Покидал кабинет  в упадническом настроении. Но, видимо, не зря в одной умной книге написано;" Стучите и отворится вам". Уже закрывая дверь я услышал как по громкоговорящей связи кто-то интересовался возможностью отправить в Певек грузовой борт со скоропортящимися овощами и цыплятами в клетках.
--Еще сутки и вести будет нечего. Все пропадет!- надрывно сетовал кто-то в трубку.

        Я молнией полетел к диспетчеру. Увидев меня, женщина тут же укоризненно сказала:
--Я же вам уже все объяснила. Нет у меня возможности вам помочь.
Тогда я и достал из-за пазухи своего чертика, где до этого бережно хранил его. Молча продемонстрировал все возможности игрушки и попросил диспетчера выслушать моё предложение. Дескать, буду рад улететь на грузовом самолете, терпеть все неудобства, которые могут случиться, и, главное, я готов расстаться с японским чертиком, если она посадит меня на  самолет как только он соберется лететь.

        Диспетчер, молодая женщина, заинтересованно посмотрела на игрушку,  попросила дать посмотреть ее поближе. Несколько минут она поиграла с ней, а, возвращая, сказала:
--Ну, не знаю. Я поговорю, но надежды мало.

        Какое-то время я бесцельно шатался по залу ожидания, а потом, увидев освободившееся место на скамейке, быстро занял его. Время шло, я уже начал подрёмывать, как вдруг по радио услышал объявление: "Молодой человек с чертиком, вас просят подойти к кассе номер два". Честно говоря, я не сразу сообразил, что это объявление касается меня. Но когда оно прозвучало второй раз, я поторопился к указанной кассе. Надо ли говорить, что все люди, которые были в зале ожидания с особым вниманием наблюдали за тем, кто подойдет к кассе, и, скорее всего, гадали кому это там удалось приручить чертика. Как минимум три сотни пар глаз пассажиров,выстроившихся плотной стеной по сторонам, смотрели мне в след. Их жгучее любопытство буквально прожигало мне спину.

        В кассе меня ждали диспетчер и кассир. Без лишних слов, пересчитав деньги, мне выдали билет, а я передал диспетчеру чертика.  Она и проводила меня к грузовому АН-26, который уже разогревал двигатели.

        Откровенно говоря, я немного сдрейфил, когда с трудом протиснулся в салон самолета. Он битком был забит ящиками с капустой, морковью и свеклой. А ближе к кабине так же впритык под самый потолок в два ряда стояли клетки с крошечными и шумными цыплятами. Бортпроводник как-то ухитрился выдернуть один ящик с капустой из-под самого потолка и бросил его на пол небольшого пятачка, не занятого ящиками, рядом с дверью.
--Будешь сидеть на нем. Станешь замерзать - отодвинься от двери. Взлетим - включим калорифер. Станет немного теплее,- проконсультировал мужчина, и строго предупредил:
--Надеюсь, мозгов хватит  в полете дверь не открывать, ручки не трогать.

        Последнее, что я услышал из разговора летчиков, прежде чем они закрылись в кабине, что погода на трассе не только не улучшилась, но и стала заметно хуже, и бодрый ответ командира:
--Прорвемся! Не впервые.
        Естественно, это не придало мне оптимизма. Единственное радовало, что лететь предстояло на самолете полярной авиации. Перед посадкой я видел широкую красную полосу по всему борту, которой отмечались самолеты этого класса в то время. Водили их, как правило, самые опытные пилоты.

        И в этот раз летчики не дали усомниться в своем высочайшем мастерстве. На подлете к Апапельгино я выглянул в иллюминатор. Земли не было видно. Самолет летел в какой-то сплошной белой кутерьме, которая, похоже, и не собиралась выпускать его из своего плена. Но вот вдали промелькнул и тут же исчез клочок земли, и самолет резко пошел на снижение. Было такое ощущение, что он просто падает. В ушах моментально заложило, казалось еще мгновение и перепонки не выдержат нагрузки.

        Но в это время я ощутил, как самолет слегка тряхнуло, догадался, что он совершил посадку. Пилоты вышли из  кабины, и, обмениваясь шутками, открыли дверь и помогли мне сойти на землю. К самолету уже спешили машины за грузом.

                *  *  *

        Этот случай произошел очень давно. Но прозвучавшее в магаданском аэропорту странное объявление:"Молодой человек с чертиком..." и реакцию людей в зале ожидания я с улыбкой вспоминаю до сих пор.

25.06.2019г.
г.Смоленск.


Рецензии