К вопросу о критериях нищеты

Насколько я наслышан, недавно озвучена программа борьбы с нищетой (в стране). И правда, на днях уже звучит интервью - о критериях этой нищеты (иначе не ясно, с чем и с кем бороться). Утверждаю (в первом приближении, как принято говорить в исследованиях), что самый очевидный критерий чего-либо, а в нашем случае - нищеты, это когда об этом (о нищете) начинают громко и важно говорить (и даже включать, как поправки, в Конституцию (о МРОТ, о ежегодном подрастании пенсий...).
Приведу пару примеров:

1. 1972 год, мне 22, меня на заводе принимают (уже!) в партию (не просто так, а потому что благополучно истёк испытательный срок 2 года). На заводе этом работать приятно, зарплаты хорошие, дисциплина бодрит, авралов и сверхурочных не бывает; одно плохо: жилья никакого представить тебе не могут... Разве что лет через 25, притом если не было прогулов, опозданий и прочих бяк. На собрании я рассказал про пятилетки, про историю КПСС, и вот мне задают "интересный" вопрос, очень заботливо: "Каково семейное положение и как у вас с жильём?" Отвечаю, что женат, ребёнку год, жилья никакого, я - в общежитии, жена - у тётки квартирует. И вот зрелище, которое, из-за красочности, не забуду никогда: спросивший уважаемый коммунист, ветеран всего решительно, выдохнул: "Так!.." И тут же стал что-то записывать, или просто поводил пальцем по ладони: жилья-то все равно на заводе "не бывает". Чем не критерий нищеты (жилищной) этот помпезный вопрос о жилье?

Вскоре я уволился и пошёл на стройку, помощником экскаваторщика, На первом собрании меня представили коммунистам: вот, мол, работать у нас хочет... Ни звука не проронили мои новые товарищи по партии, всем было и так всё ясно в этой жизни. После собрания меня завёл к себе профорг и положил передо мной чистый лист: пиши! Признаться, я опешил: уже, главное, "пиши". Клятву какую что ли? "Пиши заявление на квартиру: через пять лет получишь. Если невтерпёж - пиши на комнату: может, совсем скоро въедешь (не долее 2-х лет), но тогда квартиру получишь только лет через 7-10..." Не правда ли, интересно, почему на собрании меня не спросили про жильё? - Потому что тут все работали за жилье, и оно реально и в срок было!.. И тут "критерий нищеты" - то есть никакой помпезный заботливый вопрос о неосуществимом - не имел места!

2. В советское время ходил смешной и едкий анекдот: "Если на Мартовском (Февральском, Апрельском) Пленуме ЦК КПСС был вопрос о "повышении, улучшении" в сельском хозяйстве - значит нынче будет неурожай, не будет картошки, мяса в продаже..." А говорилось - чтобы не унывали и видели, что партия серьёзно заботится, а то и вовсе голод  и мор наступили бы... Говорить о неосуществимом как об осуществимом (в последнем случае - о скачке в сельском хозяйстве) - верный критерий неосуществимости, "нищеты" этого. Но люди живут надеждами, и ещё Пушкин говорил про "надежды тёмный сон", но какой из Пушкина критерий?..

А теперь к истории вопроса о нищете (не с неба упало): в первой половине 19-го века мелкобуржуазный экономист Прудон (Пьер Жозеф Прудон, 1809-1865) издал свой знаменитый труд "Философия нищеты". Правда, знаменитым сей опус стал благодаря его критике Марксом (Карл Генрих Маркс, 1818-1883), написавшим "в пику" ответную работу "Нищета философии". Получилась знаменательная связка: всякая аляповатая "философия нищеты" будет "нищетой (такой) философии". А в чём была "нищета" взглядов Прудона? Прудон считал, что изменения в обществе вполне возможны путём изменения мыслительных категорий (например, считай себя богатым, то есть имеющим достаток более "прожиточного минимума"). А если предметнее: по Прудону, предметом политэкономии является не производство, а проблемы "обмена и потребления". И вот уже в упомянутом интервью (на Т.В.) озвучено, что кто подпадёт под "критерий" - тому будет что-то доплачиваться 3 года. Правда, спорный момент: предлагают 4 года!.. Вот так, по Прудону, проблему нищеты решили-таки притупить через обмен и потребление, а не через производство, в котором нынче бич - не само производство как таковое, а отсутствие ВСЯКОЙ конкуренции, ввиду засилья контрафактной продукции; а посему исчезновение всяких СТИМУЛОВ К ПРОИЗВОДСТВУ, а работникам - к найму...

Вот так на наших глазах история повторяется как фарс: от государственной философии нищеты (о нищете) - к нищете такой философии. Неужели нам не надоела советская уравниловка и распределиловка? Где же наконец-то СВОБОДНЫЙ реально-конкурентный рынок - как главная забота государства; а не выпекаемая философия нищеты, которая на поверку всегда окажется нищетой философии...


Рецензии