C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Все грехи и ляпы в повести Гробовщик

Последние пожитки гробовщика Адриана Прохорова были взвалены на похоронные дроги, и тощая пара в четвертый раз потащилась с Басманной на Никитскую, куда гробовщик переселялся всем своим домом.

1. И с первых же строчек произведения, повесть упорно нам говорит, что именно ПОСЛЕДНИЕ пожитки были направлены на обыкновенную повозку, когда гробовщик без проблем переезжал в другое место уже в четвёртый раз!

Заперев лавку, прибил он к воротам объявление о том, что дом продается и отдается внаймы,

2. Прибитое объявление к воротам противоречит само себе: так всё-таки данный дом продаётся или отдаётся внаймы?

Приближаясь к желтому домику, так давно соблазнявшему его воображение и наконец купленному им за порядочную сумму,

3. Ничего себе – только что повесть нам говорит, что на последние деньги гробовщик приобрёл катафалк и тут же автор переобувается и говорит что гробовщик, потратил приличную сумму денег на новый дом. Но если это и правда так, то это горе-гробовщик, который не может элементарно рассчитать и привести в порядок свою домашнюю бухгалтерию. Купить дом значит для него без проблем, а повозку уже с трудом?

старый гробовщик чувствовал с удивлением, что сердце его не радовалось.

4. А повесть объяснит нам ПОЧЕМУ у старого гробовщика была такое чувство, ведь он должен испытывать прямо противоположное? Так как до этого повесть нам говорила, что этот новый жёлтый домик давно соблазнял его воображение.

Переступив за незнакомый порог и нашед в новом своем жилище суматоху

5. Какой ещё незнакомый порог и суматоха? Гробовщик что никогда ни разу не был в этом доме, прежде чем приобрести его, тем более за порядочную сумму, о которой говорит нам повесть? У гробовщика вообще с головой всё в порядке?

он вздохнул о ветхой лачужке, где в течение осьмнадцати лет всё было заведено самым строгим порядком;

6. Ну и какие проблемы, наведи такой же порядок и на новом месте, ты ведь уже в четвертый раз переезжаешь, неужели в предыдущие три раза в новых домах был идеальный порядок?

стал бранить обеих своих дочерей и работницу за их медленность и сам принялся им помогать.

7. В первую очередь ты себя должен бранить за свою тупость, безалаберность и халатность в отношении принятых тобой таких стратегических решений (порой, скорее всего, необдуманных).

Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного Амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые».

8. Т.е. повесть говорит нам, что гробовщик настолько увлёкся своей работой и потерял все правила морали, совести и приличия, что аж гробы отдавал напрокат (хотя бизнес есть бизнес, ничего личного), что напрочь забыл про элементарную домашнюю бухгалтерию и именно на последние пожитки приобрёл катафалк? Как такое возможно друзья мои, если чуть ли не один гроб мог продать как минимум от 2х раз, но никак не может позаботиться о простом транспортном средстве, который и должен возить эти  гробы?

Просвещенный читатель ведает, что Шекспир и Вальтер Скотт оба представили своих гробокопателей людьми веселыми и шутливыми, дабы сей противоположностию сильнее поразить наше воображение.

9. Я бы сказал это ОООЧЕНЬ сильно может поразить наше воображение, поскольку гробокопатели не могут быть людьми веселыми и шутливыми (не все скажем так): ты попробуй собственноручно выкопать гроб из мёрзлой земли, пусть даже за большие деньги, а потом от души поржать над тем, что ты сделал. Это же чистый вандализм и отсутствие каких-либо "берегов" у человека!

Из уважения к истине мы не можем следовать их примеру и принуждены признаться, что нрав нашего гробовщика совершенно соответствовал мрачному его ремеслу.

10. Почему ремесло гробовщика обязательно должно быть мрачным? А чьё тогда ремесло не мрачное?

Адриан Прохоров обыкновенно был угрюм и задумчив. Он разрешал молчание разве только для того, чтобы журить своих дочерей, когда заставал их без дела глазеющих в окно на прохожих, или чтоб запрашивать за свои произведения преувеличенную цену у тех, которые имели несчастие (а иногда и удовольствие) в них нуждаться.

11. Автор повести прям на ходу переобувается и тут же говорит нам, что ремесло Адриана Прохорова (гробовщика) не такое уж и мрачное.

Итак, Адриан, сидя под окном и выпивая седьмую чашку чаю, по своему обыкновению был погружен в печальные размышления. Он думал о проливном дожде, который, за неделю тому назад, встретил у самой заставы похороны отставного бригадира.

12. Да что за ид**от этот гробовщик, не ту думу он думает! Лучше бы он думал, как бы ему не пришлось покупать второй катафалк, чтобы возить «клиентов».

Многие мантии от того сузились, многие шляпы покоробились.

13. Если Адриан Прохоров гробы отдавал на прокат, значит шляпы тоже были ходовым товаром и пользовались не меньшим спросом чем деревянные ящики? Отсюда вывод: если многие (или немногие) возвращённые шляпы коробились, то наверно можно и нужно было догадаться заключать со своими клиентами мааааленький «договорчик», согласно которому ВСЕ возвращённые вещи возвращались в первозданном виде, либо возвращалась сумма порченного товара, ну или хотя бы брался бы штраф за порчу имущества. А то так действительно не напасёшься ни на катафалк, ни на жизнь…

Он предвидел неминуемые расходы, ибо давний запас гробовых нарядов приходил у него в жалкое состояние. Он надеялся выместить убыток на старой купчихе Трюхиной, которая уже около года находилась при смерти.

14. Может Адриану Прохорову стоило надеяться только на себя и свою хотя бы вовремя включённую голову, а не расположение звёзд на небе в его пользу?

Но Трюхина умирала на Разгуляе, и Прохоров боялся, чтоб ее наследники, несмотря на свое обещание, не поленились послать за ним в такую даль и не сторговались бы с ближайшим подрядчиком.

15. Наверно Адриану Прохорову стоило предвидеть и ТАКОЙ момент, что они, в самом деле, могут найти другого подрядчика, а не его? И в таком случае «забросать» своих коллег чёрным пиаром и/или делать какие-то другие вещи для уничтожения конкуренции между ними и создания монополии для себя в этой отрасли хотя бы на своей территории, нет?

Сии размышления были прерваны нечаянно тремя франмасонскими ударами в дверь. «Кто там?» — спросил гробовщик. Дверь отворилась, и человек, в котором с первого взгляду можно было узнать немца ремесленника, вошел в комнату и с веселым видом приближился к гробовщику.

16. Интересно, что за такие отличительные черты были в человеке, что по нему с первого взгляда можно было сказать, что он точно немец ремесленник?

«Извините, любезный сосед, — сказал он тем русским наречием, которое мы без смеха доныне слышать не можем, — извините, что я вам помешал... я желал поскорее с вами познакомиться.

17. Если этот немец ремесленник так желал поскорее с ним познакомиться, почему он тогда не пришёл к нему прямо в самом начале, когда Адриан Прохоров только вступил на порог своего нового дома? Зачем надо было ждать какое-то время, когда последний приберётся в доме, станет пить седьмую кружку чая?

Я сапожник, имя мое Готлиб Шульц, и живу от вас через улицу, в этом домике, что против ваших окошек.

18. Ага, а зачем Адриану Прохорову знать ЭТУ информацию: кто ты, что ты и где ты живёшь?

Завтра праздную мою серебряную свадьбу, и я прошу вас и ваших дочек отобедать у меня по-приятельски».

19. А откуда ты немец ремесленник узнал, что у Адриана Прохорова есть дочки, что как минимум две, если ты только сейчас собрался знакомиться с ним и его семьёй? Ты что следил за ними? А если не следил и знал до этого он гробовщик и желал с ним скорее познакомиться, почему ты этого не сделал ещё ДО того как повесть вообще началась?

Приглашение было благосклонно принято. Гробовщик просил сапожника садиться и выкушать чашку чаю, и, благодаря открытому нраву Готлиба Шульца, вскоре они разговорились дружелюбно. «Каково торгует ваша милость?» — спросил Адриан.

20. Что за д*бильный вопрос бл*дь, сколько скажет, столько и будешь платить, ты же сам торгаш Адриан?!

Э-хе-хе, — отвечал Шульц, — и так и сяк. Пожаловаться не могу. Хоть конечно мой товар не то, что ваш: живой без сапог обойдется, а мертвый без гроба не живет». — «Сущая правда, — заметил Адриан; — однако ж, если живому не на что купить сапог, то, не прогневайся, ходит он и босой; а нищий мертвец и даром берет себе гроб».

21. Ага – а богатый мертвец значит не даром берёт себе гроб, так что ли?

Тесная квартирка сапожника была наполнена гостями, большею частию немцами ремесленниками, с их женами и подмастерьями.

22. Ничего себе, хотел бы я посмотреть на эту «тесную» квартирку, в которой умещаются СТОЛЬКО людей!

Из русских чиновников был один будочник, чухонец Юрко, умевший приобрести, несмотря на свое смиренное звание, особенную благосклонность хозяина.

23. Ну а почему обыкновенный, скажем так, сторож, несмотря на своё смиренное звание, не может приобрести чью-либо благосклонность?

Пожар двенадцатого года, уничтожив первопрестольную столицу, истребил и его желтую будку. Но тотчас, по изгнании врага, на ее месте явилась новая, серенькая с белыми колонками дорического ордена, и Юрко стал опять расхаживать около нее с секирой и в броне сермяжной.

24. Этому Юрко ещё повезло, что никакой другой человек не занял этот пост, после пожара первопрестольной столицы. А то бы не расхаживать ему с секирой и в броне сермяжной.

Он был знаком большей части немцев, живущих около Никитских ворот: иным из них случалось даже ночевать у Юрки с воскресенья на понедельник. Адриан тотчас познакомился с ним, как с человеком, в котором рано или поздно может случиться иметь нужду

25. Странная конечно логика у нашего Адриана Прохорова, знакомиться с нужными людьми прям на ходу, но не может позаботиться об обыкновенной повозке, наполненной его «клиентами»!?

Пиво лилось. Юрко ел за четверых; Адриан ему не уступал; дочери его чинились; разговор на немецком языке час от часу делался шумнее. Вдруг хозяин потребовал внимания и, откупоривая засмоленную бутылку, громко произнес по-русски: «За здоровье моей доброй Луизы!» Полушампанское запенилось. Хозяин нежно поцеловал свежее лицо сорокалетней своей подруги,

26. Свежее лицо значит, после многочасовой попойки? Здесь может быть только одно объяснение, его Луиза вообще к алкоголю не притрагивалась!?

и гости шумно выпили здоровье доброй Луизы. «За здоровье любезных гостей моих!» — провозгласил хозяин, откупоривая вторую бутылку — и гости благодарили его, осушая вновь свои рюмки. Тут начали здоровья следовать одно за другим: пили здоровье каждого гостя особливо, пили здоровье Москвы и целой дюжины германских городков, пили здоровье всех цехов вообще и каждого в особенности, пили здоровье мастеров и подмастерьев. Адриан пил с усердием и до того развеселился, что сам предложил какой-то шутливый тост.

27. Это конечно парадокс – гробить своё здоровье, и говорить что ЭТО во благо другого человека! Это просто нонсенс! Нет?

Юрко, посреди сих взаимных поклонов, закричал, обратясь к своему соседу: «Что же? пей, батюшка, за здоровье своих мертвецов».

28. Почему это они ЕГО мертвецы, вообще то работа гробовщика – это обслуживание живых людей за определённое материальное вознаграждение. Это СМЫСЛ работы заключается в том, чтобы как можно более грамотно подойти к проблемному вопросу. Но конкретное обслуживание идёт всё-таки с живыми людьми, а не с мёртвыми.

Все захохотали, но гробовщик почел себя обиженным и нахмурился.

29. Похоже гробовщик либо очень серьёзно относился к своей работе (что аж забыл про катафалк!). Либо просто не мог дать элементарной «сдачи» и вырулить ситуацию в свою пользу (недостаток лексикона разумеется!).

Гробовщик пришел домой пьян и сердит.

30. А его дочери?

«Что ж это, в самом деле, — рассуждал он вслух, — чем ремесло мое нечестнее прочих? разве гробовщик брат палачу? чему смеются басурмане? разве гробовщик гаер святочный? Хотелось бы мне позвать их на новоселье, задать им пир горой: ин не бывать же тому! А созову я тех, на которых работаю: мертвецов православных».

31. Уууу – по ходу и сам гробовщик не знает на кого он работает!? Ты не на мертвецов работаешь д*рак, а их проводником в мир иной, ты лишь слуга тех, кто оплачивает «музыку», тем кто отправляется в мир иной, вот в чём твоя работа Адриан Прохоров!

— «Что ты, батюшка?— сказала работница, которая в это время разувала его, — что ты это городишь? Перекрестись! Созывать мертвых на новоселие! Экая страсть!» — «Ей-богу, созову, — продолжал Адриан, — и на завтрашний же день.

32. Дааа?! Гробовщик собрался проводить обряды воскрешения всех умерших в его «смену»?

Милости просим, мои благодетели, завтра вечером у меня попировать; угощу, чем бог послал».

33. Вот д*бил – твои благодетели НЕ мёртвые, а живые! Если ты сам говоришь БЛАГОДЕТЕЛИ, т.е. делают благо! Как мёртвый может делать благо?!

На дворе было еще темно, как Адриана разбудили. Купчиха Трюхина скончалась в эту самую ночь, и нарочный от ее приказчика прискакал к Адриану верхом с этим известием. Гробовщик дал ему за то гривенник на водку, оделся наскоро, взял извозчика и поехал на Разгуляй. У ворот покойницы уже стояла полиция и расхаживали купцы, как вороны, почуя мертвое тело. Покойница лежала на столе, желтая как воск, но еще не обезображенная тлением.

34. А как интересно только что умерший человек может быть обезображен тлением? Если только конечно это не насильственная смерть.

Адриан подошел к племяннику Трюхиной, молодому купчику в модном сюртуке, объявляя ему, что гроб, свечи, покров и другие похоронные принадлежности тотчас будут ему доставлены во всей исправности. Наследник благодарил его рассеянно, сказав, что о цене он не торгуется, а во всем полагается на его совесть.

35. Совесть у гробовщиков? Он что серьёзно думает, что у человека, который без проблем сдаёт гробы в аренду и использует один и тот же гроб несколько раз, есть совесть?

Гробовщик, по обыкновению своему, побожился, что лишнего не возьмет;

36. Ну конечно, конечно, ни о чём не беспокойтесь голубчик, всё будет втридорога впарено в цену, но ты об этом не узнаешь!

Целый день разъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру всё сладил и пошел домой пешком, отпустив своего извозчика. Гробовщик подходил уже к своему дому, как вдруг показалось ему, что кто-то подошел к его воротам, отворил калитку и в нее скрылся. Калитка была отперта, он пошел на лестницу, и тот за ним. Адриану показалось, что по комнатам его ходят люди. «Что за дьявольщина!»—подумал он и спешил войти... тут ноги его подкосились. Комната полна была мертвецами. Луна сквозь окна освещала их желтые и синие лица, ввалившиеся рты, мутные, полузакрытые глаза и высунувшиеся носы... Адриан с ужасом узнал в них людей, погребенных его стараниями, и в госте, с ним вместе вошедшем, бригадира, похороненного во время проливного дождя.

37. Даа друзья мои – мысль материальна, не правда ли?

«Видишь ли, Прохоров, — сказал бригадир от имени всей честной компании, — все мы поднялись на твое приглашение;

38. Какое ещё приглашение? Он вас не приглашал никогда!

остались дома только те, которым уже невмочь, которые совсем развалились, да у кого остались одни кости без кожи,

39. Во-первых как кто-то мог остаться в каком-то там доме – у мёртвых дом называется гробом, который находится чёрт знает в какой земле, и чёрт знает на каком расстоянии от поверхности? Во-вторых, откуда этот «бригадир» знает, кто именно смог прийти и кто нет, да ещё и указывать конкретную причину, почему они не пришли?

но и тут один не утерпел — так хотелось ему побывать у тебя...» В эту минуту маленький скелет продрался сквозь толпу и приближился к Адриану. Череп его ласково улыбался гробовщику.

40. Как череп может вообще улыбаться, через какое место?

«Ты не узнал меня, Прохоров, — сказал скелет.

41. Нет бл*ть гробовщик должен знать скелеты всех людей, с которыми он так или иначе пересекается по жизни.

— Помнишь ли отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина, того самого, которому, в 1799 году, ты продал первый свой гроб — и еще сосновый за дубовый?»

42. Ты то бл*ть откуда знаешь это был первый его гроб? Ты что видел его расходные накладные на этот гроб или его документы на право предпринимательской деятельности? Во-вторых откуда какой-то труп знает что гробовщик продал дубовый гроб, а не сосновый, в загробном мире что, тоже проводят экспертизы древесины, в которых хоронят людей? Типа если сосновый гроб, то у тебя в загробной жизни в номере кровать и телевизор, а если дубовый то ещё и кондиционер, и хороший вид из окна, так что ли?

С сим словом мертвец простер ему костяные объятия — но Адриан, собравшись с силами, закричал и оттолкнул его. Петр Петрович пошатнулся, упал и весь рассыпался. Между мертвецами поднялся ропот негодования; все вступились за честь своего товарища, пристали к Адриану с бранью и угрозами,

43. Угрозами? Интересно чем это они могли ему угрожать?

и бедный хозяин, оглушенный их криком

44. Оглушённый криком? У мертвецов крик, что больше чем у реактивного самолёта?

Солнце давно уже освещало постелю, на которой лежал гробовщик. Наконец открыл он глаза и увидел пред собою работницу, раздувающую самовар. Он молча ожидал, чтоб работница начала с ним разговор и объявила о последствиях ночных приключений.
— Как ты заспался, батюшка, Адриан Прохорович, — сказала Аксинья, подавая ему халат.— К тебе заходил сосед портной, и здешний будочник забегал с объявлением, что сегодня частный именинник, да ты изволил почивать, и мы не хотели тебя разбудить.
— А приходили ко мне от покойницы Трюхиной?
— Покойницы? Да разве она умерла?
— Эка дура! Да не ты ли пособляла мне вчера улаживать ее похороны?
— Что ты, батюшка? не с ума ли спятил, али хмель вчерашний еще у тя не прошел? Какие были вчера похороны? Ты целый день пировал у немца, воротился пьян, завалился в постелю, да и спал до сего часа, как уж к обедне отблаговестили.
— Ой ли! — сказал обрадованный гробовщик.
— Вестимо так, — отвечала работница.
— Ну, коли так, давай скорее чаю да позови дочерей.

45. Вот друзья мои хорошие, последствия любой попойки, так можно и белочку схлопотать, нет?

Количество грехов в повести 47.

Все грехи притянуты за уши и не имеют под собой никакого логического объяснения.

Если в повести много грехов это не значит что повесть плохая.

Материал подготовлен и опубликован исключительно в развлекательных целях.

Оригинал повести https://ilibrary.ru/text/89/p.4/index.html


Рецензии