Венок заветов, текстов и эссе
ВЕНОК ЗАВЕТОВ, ТЕКСТОВ И ЭССЕ
В светлый вечер под музыку Грига
В тихой роще больничных берёз
Я бы умер, наверно, без крика,
Но не смог бы, наверно, без слез…
Николай РУБЦОВ
Я – совестливый, наивный и старый ишак, мешок печалей и воздыханий, кто собственной кровью умножал знания и скорби, говорю вам, юные дорогие мои могильщики: «Будьте теми, кто вы есть! Я желаю вам, чтобы жизнь ваша была вам в радость, а мне – в утешение!»
Я – старый, жалкий «мечтатель-чародей» и составитель странных текстов, в которых заключено всё самое лучшее, что было, что и остаётся во мне. Мой дух та сила, которая сама подтачивает жизнь тела и этим укрепляет волю. Пророк великой усталости и непрестанной печали, один из последних плакальщиков Руси, жертву медовую, а не кровавую, я приношу Судьбе. Вот так!
В своих текстах я никого не учу правильно жить и умирать. Мне ли этому кого-то учить в этом расколотом и раздробленном мире? Это мы на параде идём вместе стройными шеренгами в чаду идейной истерии, а умираем мы – в одиночестве. Не для себя писал я эти тексты, а для тебя, мой юный друг, и для твоих друзей-единомышленников. И не для того, чтобы убить свободное время таким образом, а, наоборот, запечатлеть его и внести в общую копилку национальной памяти. Жалко смотрится со стороны тщеславный литератор, пишущий не для жизни, а для славы.
Много раз я в жизни падал и больно разбивался, но каждый раз старался найти в себе и только в себе причину всех моих бед и страданий. Из всех трудов ума и души – это самая трудная работа. Трудно уловить связь между фактором случая и фактором везения, между фатумом и личной волей, порой сумасбродной и гибельной.
Многие мои далёкие от оптимизма выводы в отношении мира и себя, со временем ставшие текстами, оказались не в мою пользу, но это вовсе не значит, что они не могут быть полезными тем, кто идет вслед за мной, дышит мне в затылок и порой наступает на пятки. Я немного устал от жизни плохой и хорошей, и готов хоть сегодня уступить дорогу идущим за мной юным, и вручить им на прощанье эти тексты.
Увы, красота не спасает мир, литература не способствует просвещению и исправлению нравов, сырьевая и цифровая экономика медленно и верно убивает последние остатки мыслящего читательского контингента, высокая культура остаётся достоянием правящих элит. На фоне всеобщего торжествующего невежества и беспамятства с каждым годом всё ниже становится культура исторической памяти.
«Оставьте свою беллетристику и поэзию, пишите лучше мемуары и исповедальную прозу. Только такого рода литература будет интересной и актуальной завтра!» – не раз говорил мне в конце смутных 90-х и в начале «нулевых годов» художник и публицист, представитель мистического символизма в живописи, ученик советского графика и живописца Евгения Кибрика и участник движения Второго русского авангарда в Москве Алексей Глебович Смирнов (фон Раух). Время показало, что он был прав. Трём поколениям советских людей надоела больше века торжествующая сусальная ложь истории, литературы и искусства, сегодня детям нужна правда жизни, голая и жуткая, светлая и тёмная, без прикрас и глянца.
Не для себя любимого, которому после смерти станут безразличны всякие письмена, даже самые сокровенные и священные, а для начинающих свой трудный путь написаны мои тексты. В них я постарался поделиться с юными читателями тем, что каждому придётся в одиночку и по-своему пережить. Им, как и мне в своё время, придется пережить свой страшный Час Прозрения, стресса и депрессии. Трудно пережить свой Час прозрения, когда твой разум, твоя добродетель, справедливость и сострадание вдруг становятся для тебя какими-то жалкими, эфемерными, призрачными, фальшивыми и даже отвратительными, когда сам себе становишься стыдом, крестом, распятием и проклятием. Тогда вдруг становится мучительно ясным, что все твои добродетели и таланты – всё это бедность, нищета, грязь, безумие и жалкое самодовольство.
И тогда наступает духовно-нравственный кризис, затяжная депрессия и социальный паралич. Чтобы окончательно не впасть в крайнее отчаяние, все прожитое и пережитое необходимо подвергнуть строгому критическому анализу. И всё это надо как-то стойко вынести, перестрадать и преодолеть в себе, «преодолеть самого себя». (Фридрих Ницше). Юноша, поверь мне, – это помогает.
Мне так хочется, чтобы юные читатели избежали всех моих утрат, ошибок и заблуждений. Я надеюсь, что кто-то из них внимательно прочитает эти тексты до конца и задумается о том, как такое могло случиться с нашим миром и нашей страной. По чьей вине призрак Третьей Магической войны за обладание райским Соловьиным садом вернулся из кровавого прошлого и багровым безумием навис над ними. Как могло такое случиться, что голый материализм и бездушный рационализм ХХ века, обернулся вдруг на грани двух столетий и двух тысячелетий чудовищным фантомом – новым магизмом и реальным абсурдом? Как и по чьей вине возник нежданно этот средневековый новый мир, с его магической бюрократией и сонмом политических актёров, с черной стаей грозных силовых химер, подобных химерам Notre Dame, охраняющих трон Главного Магистра Ордена Меченосцев?
Я тешу себя надеждой, что кому-то из юных читателей будет интересно самостоятельно найти ответы на эти вопросы не только у самих себя, но и у меня, в моих текстах. Не с этого ли начинается познание окружающего мира, обретается смысл истории и незримая, крепкая связь времён? И разве не на радости познания держится крепко в наших головах и душах историческая память? Всё предаётся забвению, память толпы идёт не дальше деда и прадеда и время прекращается. Когда толпа господствует повсюду, мельчает человек, сама эпоха тонет в мелкой луже. Только благодарная крепкая память делает потомков новыми благородными аристократами духа, которым предстоит стать зачинателями и воспитателями, сеятелями будущего. Только в детях возмещается то, что было утрачено детьми отцов своих. Только вперёд должны смотреть новые аристократы духа, их неукротимая воля и быстрые стопы должны опережать мысль и стать их честью, а любовь детей к земле своих предков должна стать главным признаком нового аристократизма и неподкупного патриотизма.
Ведь пока ты читаешь мои тексты, мой дорогой читатель, я с тобой – сижу рядом, сижу напротив, всегда готовый объяснить тебе все тёмные и непонятные места в тексте. А когда перестанешь читать их, я покину тебя, уйду по Черной дороге навстречу новому рассвету. Я желаю тебе добра, хочу утешить тебя и ободрить, желаю тебе поверить в себя и в свои силы. Теплый огонь жизни стучится в сердце и требует развеять мрак. Да будет Свет!
Наступил ясный полдень и дует ласковый ветерок. В такие дни легко делаются добрые дела и рождаются светлые мысли. Ещё возможны новые встречи и прощания, последние беседы и напутствия. А поздно вечером у меня будет встреча с Вечностью. Поверь мне, это очень серьёзно. А посему прости меня за категоричную и лирическую риторику, за банальные истины. Не все мои тексты и эссе состоят только из них, есть и нечто другое, о чём не захотели (побоялись) сказать тебе мои современники. Прости меня, кающегося духом и совестью, за многие мои банальные и жестокие истины, за безжалостную правду о мире, который меня обманул.
Чем ты несчастлив,
Скажут мне люди?
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звёзды и небо –
Звёзды и небо!– а я человек!
М.Ю. Лермонтов
25.06.2019
Свидетельство о публикации №219062500318