Венок заветов, текстов и эссе

            
               

                ВЕНОК ЗАВЕТОВ, ТЕКСТОВ И ЭССЕ

                В светлый вечер под музыку Грига
                В тихой роще больничных берёз
                Я бы умер, наверно, без крика,
                Но не смог бы, наверно, без слез…

                Николай РУБЦОВ
       Я –  совестливый, наивный и старый ишак, мешок печалей и воздыханий, кто собственной кровью умножал знания и скорби, говорю вам, юные дорогие  мои  могильщики: «Будьте теми, кто вы есть! Я желаю вам, чтобы жизнь ваша была вам в радость, а мне – в  утешение!» 
       Я – старый, жалкий «мечтатель-чародей» и составитель странных текстов, в которых заключено всё самое лучшее, что было,  что  и остаётся во мне.  Мой дух та  сила, которая сама  подтачивает  жизнь тела  и этим укрепляет волю.  Пророк великой усталости и непрестанной печали, один из  последних плакальщиков Руси, жертву медовую, а не кровавую, я приношу  Судьбе.  Вот так!
    В своих текстах я никого не учу правильно жить и умирать. Мне ли этому кого-то учить в этом расколотом и раздробленном мире?  Это мы на параде идём вместе стройными шеренгами в чаду идейной истерии,  а умираем мы – в одиночестве. Не  для себя писал я эти тексты, а для тебя, мой юный друг, и для твоих друзей-единомышленников.  И не для того, чтобы убить свободное  время  таким образом, а, наоборот, запечатлеть его и внести в общую копилку  национальной памяти. Жалко смотрится  со стороны тщеславный литератор, пишущий не для жизни, а для  славы. 
      Много раз я  в жизни  падал и больно разбивался, но каждый раз  старался  найти в себе и только в себе причину всех моих бед и страданий. Из всех трудов ума и души – это  самая трудная работа. Трудно уловить связь между фактором  случая и фактором везения, между фатумом и личной волей, порой сумасбродной и гибельной.   
    Многие мои далёкие от оптимизма выводы в отношении мира и себя, со временем  ставшие текстами, оказались не в мою пользу, но это вовсе не значит, что они не могут быть полезными тем, кто идет вслед за мной, дышит  мне в затылок и порой наступает  на пятки. Я  немного устал от жизни плохой и хорошей, и готов  хоть сегодня уступить дорогу идущим за мной  юным, и вручить им на прощанье  эти   тексты.
      Увы, красота  не спасает мир, литература не способствует просвещению и исправлению нравов, сырьевая и цифровая   экономика  медленно  и верно убивает  последние остатки  мыслящего читательского  контингента, высокая культура остаётся достоянием правящих элит. На фоне всеобщего торжествующего невежества и беспамятства с каждым годом всё ниже становится  культура исторической памяти. 
     «Оставьте свою беллетристику и поэзию, пишите  лучше мемуары и исповедальную прозу. Только такого рода литература будет  интересной и  актуальной завтра!» – не раз говорил мне в конце смутных 90-х и в  начале «нулевых годов» художник и публицист, представитель  мистического символизма в живописи, ученик  советского графика и живописца  Евгения  Кибрика и участник движения Второго русского авангарда  в Москве Алексей Глебович Смирнов (фон Раух). Время показало, что он был прав. Трём поколениям советских людей   надоела   больше века  торжествующая   сусальная ложь истории, литературы и искусства, сегодня  детям  нужна правда жизни, голая и жуткая, светлая и тёмная, без  прикрас и глянца.
     Не для себя любимого, которому после смерти станут безразличны всякие письмена, даже самые сокровенные и священные, а для  начинающих свой трудный путь написаны мои тексты. В них я постарался  поделиться с юными читателями  тем, что каждому  придётся в одиночку и по-своему  пережить. Им, как и мне в своё время, придется пережить свой  страшный Час Прозрения, стресса и депрессии.   Трудно пережить свой  Час прозрения, когда  твой разум, твоя добродетель, справедливость и сострадание вдруг  становятся для тебя какими-то  жалкими, эфемерными, призрачными, фальшивыми и даже отвратительными, когда сам себе становишься стыдом, крестом, распятием и проклятием. Тогда  вдруг становится  мучительно ясным, что все твои добродетели и таланты  – всё это  бедность, нищета, грязь, безумие  и жалкое самодовольство. 
    И тогда наступает духовно-нравственный кризис, затяжная депрессия  и социальный паралич. Чтобы окончательно  не впасть в крайнее отчаяние, все  прожитое и пережитое необходимо подвергнуть  строгому  критическому анализу. И всё это надо  как-то стойко вынести, перестрадать  и преодолеть в себе, «преодолеть самого себя». (Фридрих Ницше).  Юноша, поверь мне, –  это помогает. 
    Мне так хочется, чтобы  юные читатели  избежали всех моих утрат, ошибок и заблуждений. Я надеюсь, что  кто-то из них  внимательно прочитает эти тексты   до конца и задумается о том, как такое могло случиться с нашим миром и нашей страной. По чьей вине    призрак  Третьей  Магической войны за обладание  райским  Соловьиным садом   вернулся из   кровавого прошлого  и багровым безумием  навис над ними.  Как могло  такое случиться,  что  голый материализм и бездушный рационализм ХХ века, обернулся вдруг на  грани  двух столетий и  двух тысячелетий  чудовищным фантомом – новым  магизмом и реальным абсурдом?   Как и по чьей вине  возник нежданно  этот  средневековый новый  мир, с      его магической бюрократией и сонмом  политических актёров, с  черной  стаей   грозных силовых  химер, подобных химерам  Notre Dame, охраняющих трон  Главного Магистра   Ордена Меченосцев?   
      Я тешу себя надеждой, что кому-то  из юных читателей будет интересно самостоятельно  найти    ответы на эти вопросы не только  у самих себя, но и у меня, в моих текстах. Не с этого ли начинается познание окружающего мира, обретается  смысл истории и  незримая, крепкая связь времён?   И  разве не на радости познания  держится крепко в наших  головах и душах  историческая память?  Всё предаётся забвению, память толпы идёт не дальше деда и прадеда и время прекращается. Когда толпа господствует повсюду, мельчает человек, сама  эпоха тонет в мелкой луже. Только  благодарная крепкая память делает потомков новыми благородными аристократами духа, которым предстоит  стать зачинателями  и воспитателями, сеятелями будущего. Только в детях  возмещается то, что было утрачено детьми отцов своих. Только вперёд должны смотреть новые аристократы  духа,  их неукротимая  воля и  быстрые стопы  должны опережать мысль  и стать их честью, а любовь  детей к земле   своих предков  должна стать  главным  признаком нового аристократизма   и  неподкупного  патриотизма. 
      Ведь  пока ты читаешь  мои тексты, мой дорогой читатель,  я с тобой – сижу рядом, сижу напротив, всегда готовый объяснить  тебе  все тёмные  и непонятные места в тексте. А когда перестанешь читать их, я покину тебя, уйду по  Черной дороге навстречу новому рассвету. Я желаю тебе добра, хочу утешить тебя и ободрить, желаю тебе поверить в себя и в свои силы. Теплый огонь жизни стучится в сердце и требует развеять мрак. Да будет Свет!
      Наступил     ясный полдень и дует ласковый ветерок. В такие дни  легко  делаются добрые дела и рождаются светлые мысли.  Ещё возможны новые встречи и прощания, последние беседы и напутствия. А поздно вечером у меня будет встреча с Вечностью. Поверь мне, это очень серьёзно. А посему прости меня за категоричную и лирическую  риторику, за банальные истины.  Не все мои тексты и эссе состоят только из них, есть и нечто другое, о чём не захотели (побоялись) сказать тебе мои современники.  Прости меня, кающегося духом и совестью, за  многие  мои банальные и жестокие истины, за безжалостную правду о мире, который меня обманул.
               
                Чем ты несчастлив,
                Скажут мне люди?
                Тем я несчастлив,
                Добрые люди, что звёзды и небо –
                Звёзды и небо!– а я  человек!

                М.Ю. Лермонтов
25.06.2019

         


Рецензии