ал-Хаджжи ал-Ахти - поэт тартальщик

ал-Хаджжи ал-Ахти — поэт тартальщик


Ал-Хаджжи ибн Ибрахим ал-Ахти (1860–1918) — лезгинский поэт, первый рабочий-поэт в лезгинской литературе.

Ал-Хаджжи ал-Ахти (лез. Ахцегь Гьажи, рус. Гаджи Ахтынский) родился в ауле Ахты (ныне село в одноимённом районе Дагестана) в бедной крестьянской семье. Учился в медресе богослова Мирза-‘Али ал-Ахти (1771–1858). С 1872 жил в г. Баку, где работал на нефтепромыслах тартальщиком.

Писал стихи о жизни рабочих-отходников. Выступал против старых обычаев, в защиту женщин-горянок. Его письма-стихи читались в сел. Ахты всенародно, что нередко приводило к недовольству местных властей.

Его творчество носило эпистолярный характер. Стих «Письмо рабочего» («Рабочидин чар») — изображение тяжелого положения рабочих в г. Баку. «Если посоветует бедняк» («Кесибди гайи;т;а акьул») — затронута тема социального неравенства. «Дагестан» («Дагъустан») — призыв народы Дагестана к просвещению. Скончался в 1918 году в родном ауле.



Автор: ‘Али Албанви




БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


АЛ-АХТИ, АЛ-АХДИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Ахты (лезг.: Ахцагь, Ахцегь) Самурского округа (ныне Ахтынский р-он, Южный Дагестан). На лезгинском яз.: «Ахцагь». В арабском языке со времен средневековья утвердилось написание топонима как «Ахти».

АЛ-АХТИ, МИРЗА-‘АЛИ ИБН МУХАММАД-ШАРИФ АЛ-ПИРБУДАГИ (1771–1858) — южнодагестанский богослов, мыслитель, поэт и кадий Самурской долины (нахийа ас-Самбурийа). Свои поэтические произведения подписывал псевдонимом «Назим ал-Ахти». Один из видных и знаменитых дагестанских учёных и поэтов, «ученик трёх Са‘идов» — Са‘ида ал-Харакани (ум. 1834) из сел. Аракани (Унцукульский р-он), Са‘ида аш-Шинази из сел. Шиназ (Рутульский р-он) и Са‘ида ал-Хачмази из Хачмаза Кубинского округа (ныне Азербайджан), а также Мухаррама ал-Ахти (XVIII в.) и Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838) из сел. В. Яраг Кюринского округа. Получив традиционное образование, занимал должность кадия и преподавателя (мударрис) медресе сел. Ахты (ныне в Ахтынский р-он). Среди его учеников — будущие видные деятели науки и образования в Дагестане — Мирза ал-Хасан ал-Алкадари (ум. 1910), ‘Абд ар-Рахман ал-Ахти (XIX в.), Ага-Мирза ал-Ка‘ани (ум. 1879/80), Ахмад ал-Катрухи, Мухаммад ал-Катрухи, ‘Абд Аллах ал-Агдаши ал-Карахани. Мударрис преподавал догматику, логику, философию, арифметику, астрономию (микат). Выступал противником муридизма и освободительного движения под руководством имама Шамиля. Мирза-‘Али ал-Ахти писал на арабском, персидском, азербайджанском языках. Его диван сохранился в переписке известного дагестанского ученого Г.А. Гузунова (1854–1940). Подлинник не сохранился. Как сообщает М.-Г.М. Садыки (ум. 2000), он видел «Искендер-наме» и «Лейли и Меджнун» Низами (ум. 1209), переписанные Мирза-‘Али ал-Ахти. Панегирическая поэзия Мирза-‘Али ал-Ахти приобрела в Дагестане широкую популярность. Несколько его касыд посвящено Сурхай-хану II (ум. 1827). В личном архиве М.-Г.М. Садыки были сборники стихов Хафиза (ум. 1389) и ар-Руми (ум. 1273) на персидском языке, переписанные для Мирза-‘Али — ‘Абд ал-Каримом ан-Нухави (из г. Нуха, ныне г. Шеки). На полях этих рукописей было записано десять стихов самого Мирза-‘Али (на персидском и тюркском языках). Здесь же наброски его будущего трактата по медицине. В коллекции М.-Г.М. Садыки сохранилась и другая рукопись-сочинение ал-Хасана ал-Кудали (ум. 1795), написанное «по просьбе брата моего Османа, сына щедрого ал-Хаджи Бурхана ал-Кумухи… для нашего господина, нашего учителя Мухаммад Мирза-‘Али-Эфенди ал-Ахти и с позволения гордости мударрисов ‘Абд ал-Карим-Эфенди ан-Нухави в медресе в джумада ал-аввал 1225 г.», т. е. в июне 1810 г. В 2009 году, во время работы археографической экспедиции ИИАЭ ДНЦ РАН и ДГУ в сел. Ахты, на полях одной из рукописей мною была обнаружена вакуфная запись, составленная, очевидно, рукой самого Мирза-‘Али, с родословной ученого, которая была доселе неизвестной. К записи приложена личная печать Мирза-‘Али-Эфенди ал-Ахти. Эта запись сообщает имена его предков вплоть до XVII в., причем все они принадлежали к духовному сословию. В родословной наряду с нисбой «ал-Ахти» Мирза-‘Али приводит также нисбу «ал-Пирбудаги», указывающую на тухумную принадлежность и сообщающую имя его далекого предка. Вот эта родословная: Мирза-‘Али сын муллы Мухаммад-Шарифа сына муллы Мирза-‘Али сына муллы Рамазана сына муллы … ал-Пирбудаги ал-Ахти. Мирза-‘Али умер в 1858 г. и похоронен в сел. Ахты (на кладбище «Гюней сурар» по пути в сел. Рутул). Жену Мирза-‘Али звали Зурият (ум. 1861/62). У них было два сына Абдуреб-Эфенди и Мухй ад-Дин-Эфенди (ум. 1871/72). Первый был религиозным авторитетом и дважды побывал на Хадже в г. Мекке, второй был крупным ’алимом.

АЛ-АХТИ, АЛ-ХАДЖЖИ ИБН ИБРАХИМ (1860–1918) — лезгинский поэт, первый рабочий-поэт в лезгинской литературе. Ал-Хаджжи ал-Ахти (лез. Ахцегь Гьажи) родился в ауле Ахты (ныне село в одноимённом районе Дагестана) в бедной крестьянской семье. Учился в медресе Мирза-‘Али ал-Ахти (1771–1858). С 1872 жил в г. Баку, где работал на нефтепромыслах тартальщиком. Писал стихи о жизни рабочих-отходников. Выступал против старых обычаев, в защиту женщин-горянок. Его письма-стихи читались в сел. Ахты всенародно, что нередко приводило к недовольству местных властей. Его творчество носило эпистолярный характер. Скончался в 1918 году в родном ауле.



ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


АХТЫ (лезг. Ахцагь, Ахцегь) — лезгинское село в Южном Дагестане, административный центр Ахтынского района и сельского поселения «Сельсовет Ахтынский». Один из главных историко-культурных центров Дагестана.



ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


ТАРТАЛЬЩИК — рабочий, занятый тартанием.

ТАРТАНИЕ — способ извлечения из скважины на поверхность жидкости (нефти, рассола, воды) или смеси её со шламом при помощи желонки. Тартание, являвшееся одним из основных способов добычи нефти, в 20-е гг. вытеснено глубинно-насосной добычей и применяется для различных исследовательских целей, для снижения уровня столба жидкости (например, при испытании колонн на герметичность) и испытании скважин на приток жидкости. Лёгкое по весу и несложное по конструкции технологическое оборудование для тартания позволяет использовать его при освоении мелких скважин в районах, труднодоступных для доставки тяжёлого оборудования. Тартание применяется также в ударно-канатном бурении для очистки забоя от разбуренной породы (шлама).



ЛИТЕРАТУРА


1. Агъаев А. Ст;ал Сулейман, Махачкала, 1955.

2. Агъаев А. Лезгийрин литература, Махачкала, 1959.

3. Акимов Къ.Х. Лезги зарияр: куьмекчи ктаб. — Магьачкъала, 200I. — 160 ч.

4. Гаджи Ахтынский [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9wULVi, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 24.06.2019). — Яз. рус.


Рецензии