Дорогой ценой

     День 10 июня 1943 года на Кубани подходил к концу. Буквально три дня назад завершилось знаменитое Кубанское воздушное сражение, во время которого советская авиация, как считается, одержала выдающуюся победу, хотя и заплатила за эту слишком дорогую цену. Однако, несмотря на то, что интенсивность боев резко снизилась, «Сталинские соколы» продолжали нести тяжелые потери.
 
     Около 19 часов в районе станицы Киевская завязался воздушный бой между шестеркой Ла-5 под командованием капитана П. С. Сошенко (181-й истребительный авиаполк) и шестью Ме-109. В этом бою ведущий сбил один Ме-109, который упал в районе Троицкое. Однако будучи сам вслед за этим сбит, капитан Сошенко выбросился с парашютом и был подобран нашей наземной частью. Приземлился он на поврежденном парашюте, в нескольких местах простреленном вражеским истребителем, поэтому получил травмы. 

     Так как бой принимал нешуточный характер, по вызову радиостанции наведения «Белка-1» на помощь нашим лётчикам было послано ещё две группы Ла-5 из 3-го гвардейского авиаполка.

     Первой группой из 6 Ла-5 командовал прославленный лётчик, участник войны в Испании, ветеран похода в Польшу и Великой Отечественной войны штурман полка гвардии майор Г. Н. Прокопенко, а вторую группу из 5 Ла-5 вёл опытнейший пилот и помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе гвардии капитан В. П. Дорошенко.

     В половине восьмого, подходя к району боя на высоте 5 тыс. метров, гвардейцы увидели самолеты противника – 6 Ме-109 и 2 ФВ-190. Гвардии капитан В. С. Галкин зашел в хвост одному из «Мессеров» и с дистанции 50 – 75 метров сбил его – немецкий самолет упал в районе Киевское.

     После первой атаки наших истребителей четверка Ме-109 со снижением ушли вправо и один из немцев атаковал сзади самолет Ла-5, пилотируемый гвардии капитаном В. П. Дорошенко. Немец стрелял метко – его точной очередью наш самолет был сбит и стал падать.

     Однако немецкий лётчик не успел даже порадоваться своей победе – выходя из атаки, его Ме-109 врезался в падающий русский самолет, при этом от удара у «Мессера» оторвалось крыло. Оба самолета загорелись и упали в 1 – 2 км северо-восточнее хутора Голубовский. Оба лётчика – наш и вражеский, не успели покинуть с парашютами падающие самолеты и погибли.

     Тем временем бой продолжался, два других Ме-109 и два ФВ-190 стали затягивать советских лётчиков на высоту 6.500 – 7.500 метров. В это время гвардии сержант В. А. Скрипунов сзади по горизонтали атаковал один Ме-109, после чего самолет противника с переворота стал падать в районе Киевское. Это видели с земли и подтверждают гвардии старший лейтенант Волков и гвардии техник-лейтенант Румянцев, а также командир 113-й отдельной армейской роты ВНОС старший лейтенант Дмитриев.

     Находясь с превышением метров на 500 над парой Ме-109, гвардии младший лейтенант А. М. Головенко обстрелял одного из них, в результате чего немецкий истребитель перешел в штопор. С земли наши наблюдатели видели, как выбросился парашютист, правда, место падения самолета никто не заметил.
 
     Постепенно бой стал затухать и уставшие лётчики обеих сторон развернулись в сторону своих аэродромов. Судя по докладам наших лётчиков, в этом бою совместными усилиями гвардейцев 3-го и пилотами 181-го авиаполка было сбито 5 Ме-109, при потере двух своих истребителей и одного лётчика. В общем, довольно типичный результат и описаниями множества подобных успешных боев пестрят мемуары советских лётчиков-истребителей. Однако если разобраться, картина в большинстве случаев получается не такая уж оптимистическая. 

     К сожалению, то же самое можно сказать и в отношении результатов боев над Кубанью 10 июня. Дело в том, что кроме Дорошенко в тот день погибли и другие наши лётчики-истребители. Так, в воздушном бою в районе поселка Свобода погиб лётчик 239-го полка младший лейтенант Г. Н. Трофимов, а в бою в районе станицы Абинская – старшина С. К. Шлыков из 274-го полка. Чрезвычайно болезненные потери понес 9-й истребительный авиаполк ВВС Черноморского флота – из полета в район Анапа – Благовещенская не вернулись пять пилотов Як-1: штурман полка майор П. В. Аксенов, командир звена старший лейтенант В. А. Дыскин, лётчики старший лейтенант Н. Е. Бабенко, лейтенант К. А. Ксантопуло, младший лейтенант Н. Н. Васильев. К этому можно добавить, что флотский лётчик 62-го полка лейтенант П. М. Коробовский разбился при авиационной катастрофе – его ЛаГГ-3 развалился в воздухе возле Туапсе.

     Ещё несколько лётчиков, будучи сбитыми, смогли спастись на парашютах, например, упоминаемый здесь капитан П. С. Сошенко. Судя по всему, это именно его приняли за спускавшегося на парашюте немецкого лётчика, сбитого А. М. Головенко.
 
     Удача в этот день была явно не на стороне «Сталинских соколов». Соотношение побед и потерь было также не в пользу наших лётчиков-истребителей. Несмотря на их заявления о не менее десяти воздушных победах над «Мессерами», бесстрастные немецкие документы этого не подтверждают. Немцы признают лишь одну-единственную потерю истребителя Ме-109 и его пилота обер-лейтенанта Рудольфа Митига, случайно врезавшегося в обломки «Яка» капитана В. П. Дорошенко. Кстати, это был не простой лётчик, а самый результативный на то время ас 1-й группы 52-й истребительной эскадры, кавалер Рыцарского креста, на счету которого была 101 воздушная победа. Несомненно, гибель Митига явилась тяжелым ударом для его камрадов из 52-й эскадры.   

     Правда, вряд ли это может служить достаточным утешением для «Сталинских соколов», которые всего за одного погибшего врага положили девятерых своих боевых товарищей…


Рецензии
Людей и природных ресурсов в нашей стране было всегда больше, чем где-либо. Конечно, только плохая подготовка и, смею думать, дисциплина, явились причиной такой дорогой цены за победу. Иначе бы мы гораздо быстрее победили. Я так думаю)

Флоранс Найтингейл   13.12.2019 20:16     Заявить о нарушении
Правильно думаете, уважаемая Флоранс! Большое спасибо за рецензию!

Олег Каминский   14.12.2019 03:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.