Азартные гонители неправды

Интересный феномен.
Когда человек говорит что-то, что другим не нравится и не хочется слушать, - его сразу же обвиняют в корыстных мотивах. Тут же, на месте.
И вообще у людей любое мнение принято проверять по принципу «смотри, кому выгодно».
Означает это, что человек высказал свое мнение только потому, что это нужно ему лично. Независимо от того, нужно ли это другим.

В такой вот общей подозрительности к мотивам слов и действий выражается очень интересная тенденция. Сформулируем-ка ее так: как бы для нас ни был понятен и приемлем личный интерес как побудительный мотив каждого человеческого действия, внутри мы все же ощущаем его как нечто плохое и неприличное.
То, из чего человеку нехорошо исходить, высказывая какие-то суждения. Например, суждения об общем благе, или о необходимости что-то сделать, и так далее.

Несмотря на то, что когда рассуждаем вообще о мотивах поведения людей, то – «ну, конечно, понятно, что ж тут такого… каждый действует для себя… конечно…». Типа признаем.
А вот в конкретных случаях, когда надо кого-то отодвинуть с пути, сбить, ущучить, унизить его мнение, - тут же интуитивно применяют тот самый, даже неосознанный, внутренний принцип, что если ты действуешь ради себя – это плохо.

Понятно, что это не так просто.
Принцип «смотри, кому выгодно», остается и считается верным.
И все же звучит в нем, внутри, приглушенно: если выгодно ему, значит, невыгодно всем…

То есть, этот внутренний, неосознаваемый даже, принцип, что и решение и действие может быть правильным только тогда, когда оно на общую пользу, - продолжает сидеть глубоко внутри каждого суждения.
И если в какой-то мере у того, кто говорит об общей пользе, «находят» его личную выгоду, - этой мерой как бы говорят: «мы ему не верим».
Ведь ясно, что он говорит так, потому что ему выгодно. И этим он разрушает «святое» - понятие об общей пользе.

То, что такое отношение есть также выражением всеобщего нигилизма, - и даже строительный материал для него – уже мало кого волнует. Главное – не дать пролезть личному интересу.
Как у Гоголя: «Всё… сделалось страшными гонителями неправды; везде, во всех делах они преследовали ее, как рыбак острогой преследует какую-нибудь мясистую белугу…»


Рецензии