3. Понятие о душе. Продолжение

Христианская Психология Аскезы.

«Введения в Христианскую Психологию Аскезы».

Глава 1. Понятие о «душе». Продолжение 2.

Таким образом, ещё до христианства Аристотель, по существу, уже практически обозначил основные свойства «души» и её общую структуру, которая в дальнейшем получила более глубокое развитие в учении отцов Восточной Церкви - представителей аскетической практики и традиции в православном монашестве.
Вопрос устройства «души» уходит, по существу, в область сакрального. - «Нематериального» и «религиозного». В ней невозможно выражать «мысль» привычными для науки линейными «понятиями» и «категориями». Здесь, на помощь человеческому «уму» и «религиозности», приходят средства и инструменты искусства. -  Метафоры и параллели, символы и сравнения, аллегории и ассоциации. И т.д., и т.п.
Священное Писание содержит немало сведений о «душе», её «сущности» и «природе». Один из самых ярких образов, показывающих иррациональные аспекты сил «души», её «нематериальную», сверхъестественную «природу», - это библейский символ, называемый - «Видение пророка Иезекииля», из Ветхозаветной Книги пророка Иезекииля:
- «И я видел, и вот, бурный ветер шёл от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырёх животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их - ноги прямые, и ступни ног их - как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие). И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; и лица у них и крылья у них - у всех четырёх; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их - лицо человека и лицо льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лицо тельца у всех четырёх и лицо орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицом его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния» (Иезек. 1:5-14).
Прп. Макарий Египетский считает, что пророк Иезекииль «созерцал» тайну устройства человеческой «души»,[3] её сил, в аспекте информационном и аспекте энергийном: - «Пророк созерцал тайну души, имеющей принять Господа своего и сделаться престолом славы Его» (Преп. Макарий Египетский, Творения, Бес. 1, Гл. 1).

[3] В состоянии её славы и обожения. Её посещение своим Творцом.

Предание полагает, что символы четырёх животных с ликами человека, льва, тельца и орла, ставших символами Четвероевангелия, передают сакральный смысл информационного (словом) и энергийного (делом) преобразования четырёх сторон человеческой «души»[4] в процессе их воцерковления - движения к Богу: - «Четверо животных, носящие колесницу, представляют собою образ владычественных сил разумной души. Как орел царствует над птицами, лев - над дикими зверями, вол - над кроткими животными, а человек - над всеми тварями: так и в разумной душе есть более царственные силы, то есть, воля, совесть, ум и сила любви. Ими управляется душевная колесница, в них почивает Бог» (Преп. Макарий Великий, Творения).

[4] Силы «души», которые воцерковляются слышаньем слова Бога - Евангелия, - это суть: воля, ум, сердце и совесть человека.

Видение пророка Иезекииля (См. выше)

В Предании часто встречаются поучения св. отцов, в смысле того, что: - «Путь обретения Бога душой ветхого человека, лежит через укрощение силы «льва» с приложением труда «вола», только после чего раскрываются духовные крылья «орла», как символ нового духовного «человека».
Подобное понимание информационно - энергийного (силового) устройства «души» неоправданно считают архаичным, в большей степени соответствующим мифологическим традициям и ветхозаветным представлениям, а то и магическим технологиям. Не знают или не принимают в расчёт, символическое отражение «нематериального» аспекта «реальности» в библейских текстах.
Новозаветный период внёс свою лепту в исследование «души» и обогатил его новым пониманием структуры и строения «души» на основе святоотеческого учения о тринитарности и богообразности человека, тричастном строении его «природы», творения «души» как «дыхании жизни», учения о страстях и учения о спасении человека Иисусом Христом.
Св. отцы Христианской Церкви довели учение о душе до антропологического совершенства, раскрыв, практически, то есть, на основании христианского аскетического опыта, её структуру и всю глубину её информационно - энергийного устройства.
Они дали наиболее точное и исчерпывающее определение «души» и основных её свойств. А также объяснили суть и сущность «грехопадения» - первородного повреждения человеческой «природы». С подробным описанием изменений, произошедших в «душе» человека, в её информационно - энергийной структуре и в его «теле», с разложением всех особенностей этого процесса на отдельные составляющие.
Знание о «душе» малыми прозрениями и озарениями, рассыпано сегодня по многочисленным святоотеческим трудам, обитая в целостном виде только в информационном поле Предания. Поэтому доступность этого знания весьма и весьма ограничена, так как требует поисков источников, больших теоретических исследований и практических аскетических трудов для всех исследователей глубин христианской психологии.
Что же такое «душа» с точки зрения Христианской Аскетической Психологии?
«Итак, душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одарённая и разумом, и умом, не имеющая формы, пользующаяся снабжённым органами телом и доставляющая этому телу жизнь и приращение. ... Независимая и одарённая способностью желания, также и способностью действования, изменчивая, то есть обладающая слишком изменчивой волею. Потому что она - сотворена, и получила всё это естественно от благодати сотворившего её Бога, от которой она получила и то, что существовала, и то, что была таковою по природе» (Св. Иоанн Дамаскин, «Точное изложение веры»).
Это определение «души», данное св. Иоанном Дамаскиным (VII век от р.х.), уже много столетий является хрестоматийным, с точки зрения христианского богословия, дающее, казалось бы, исчерпывающее, для богословски образованного человека, представление о существе «души».
Самым важным, для научного и рационального «сознания», является, конечно же, то, что «душа» человека есть не просто свойство его «тела». Как это есть, по-видимому, у прочих живых существ. Она представляет собой самою «сущность» человека, наделяя ею и «тело». Пока пребывает в нём, и до тех пор, пока пребывает. Можно привести и другие святоотеческие высказывания, проливающие свет на «природу» и устройство «души», трактующие «душу» как самостоятельную сущность, в том числе и независимую от «тела»:
- «Душа - не тело и не свойство ... она есть бестелесная сущность» (Епископ Немезий Емесский);
- «Душа... имеет жизнь не только как энергию, но и как сущность, ибо живёт сама по себе» (Святитель Григорий Палама);
- «Душа есть сущность мысленная (разумная), бестелесная, бессмертная...» (Псевдо-Афанасий); 
- «Душа есть сущность сотворенная, сущность живая, разумная» (Святитель Григорий Нисский);
- «Душа есть Божие дыхание» (Святитель Григорий Богослов);
- «Иное есть дыхание жизни, делающее человека психическим, и иное есть дух животворящий, делающий человека духовным» (Ириней Лионский);
- «Сама душа не есть некая часть сущности Божией; но тем вдухновением обозначается её природа, т.к. разумная душа есть дух» (Блаженный Феодорит Кирский).


Рецензии