4. Город...

Глава 4. ГОРОД.   

Это понятие куда более сложное, чем предыдущее. Город - это Дом из множества домов, огромный Человек из множества людей. Дом - это душа, т.е. носитель идеального. Она есть совесть, высшие потребности, религиозное чувство, духовная  любовь, божественный принцип эволюции, то, что наследует опыт личности и стремится к бессмертию. Город же - разум и закон, логика и целесообразность, сила и власть, государство и  политика,
организация, связь и управление.   

Как известно, первые города  появились примерно 5 тыс. лет до н.э. и положили начало всей современной цивилизации. В ее основе множество факторов, главнейшим из которых послужило разделение труда. Поэтому нынешнее определение Города выглядит примерно так:

«Го;род — крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством. Имеет развитый комплекс хозяйства и экономики. Является средоточием архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнедеятельность постоянного и временного населения города».

Однако в таком определении нет и десятой доли того, что составляет суть этого  сложнейшего и многогранного явления, в котором  самым тесным образом  сплелись физика и метафизика, реальность и мистика, искусство и культура, наука и религия, свобода и принуждение.

Удивительно, но Город, не будучи по определению живым существом, является им по сути. Да и вся  наша современная цивилизация - это в первую очередь цивилизация урбанистическая. Она многолика, разнородна и лишена внутреннего единства. Каждая из ее составляющих имеет свою историю, свой характер, свою разумность, свой темперамент, свои направления развития, свои  культурные и духовные ценности.

Существует мнение, что жизнь Города и его душу создают (или определяют) населяющие его люди. Однако это далеко не так. Потому что существует еще одно понятие - Дух Города. А он абсолютно разный даже в пределах одного государства. Сравните Москву, Ленинград, Казань, Свердловск, Новосибирск,  Рязань, Грозный, те же Магадан и Набережные Челны, и вам станет ясно, о чем я говорю. Или Санкт-Петербург, Петербург, Петроград, Ленинград и город нынешний.

В древние времена и времена средневековья города одновременно являлись и государствами. Однако, будучи независимыми, многие из них присоединялись к формальным или неформальным союзам, возглавляемым наиболее влиятельными членами таких союзов.

Иногда империи или союзы (конфедерации и федерации) создавались путём прямой военной аннексии (например, Микенская цивилизация или Римская республика), в других случаях создавались как добровольные или полудобровольные альянсы для взаимной защиты (Пелопоннесский, Афинский и Беотийский союзы).

В средневековье города-государства — вольные города и города-коммуны — были особенностью  Германии, Италии и Руси. Многие из германских вольных городов входили в Ганзейский союз, который был существенной силой в течение ряда столетий.

Из приведенного отрывка отчетливо видно, как понятие Города  быстро прирастает следующими - Вольное Поселение, Вольный Город и Город-Коммуна; союз, конфедерация, республика, цивилизация; добровольность,  договоренность, военная аннексия.

В ходе исторического развития все эти определения слились воедино, образовав  общее понятие  цивилизации. Произошло это во времена Римской республики и уже тогда  предполагало союз Города и Мира. Всем важнейшим документам и обращениям обязательно предшествовало  адресование «Urbi et orbi», т.е. Городу и Миру.

Последним элементом, завершившим это многовековое строительство, стала культура, т.е. «процесс создания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой (сущностной) природы при помощи созданных им материальных и духовных средств, процесс самосозидания человека в его общественной жизни; мера человеческого в человеке».

Конечно, вышесказанное - лишь некий набросок, отдельный фрагмент, произвольно  выделенный из общего контекста. О целом  же  можно говорить бесконечно много, ибо и цивилизация, и культура, и государство, и общество не просто отдельные составляющие некоего общего. Внутри самих себя они также и Дом, и Город, и человек, и семья тоже практически неисчерпаемы. В целом же мы вполне можем сказать - вот он, наш ДОМ ЗЕМНОЙ… Такой, каков он есть и такой, каким мы его построили…

Однако во все времена находились люди, вдруг начинавшие тяжко и мучительно сомневаться.  Потом с ними неизбежно происходило то (или примерно то), о чем я рассказал в «Истории о Пропавшем Доме». Оказалось также, что «потеря  Дома» означает потерю себя, поиски Дома - путь к самораскрытию (самоактуализации)  и самосовершенствованию, а обретение Дома - нахождение себя истинного. Причем (что крайне важно)  не «себя в себе самом», а себя как неотъемлемой части Общего.

ИБО ДОМ НИКОГДА И НИ ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПУСТЫМ  И БЕЗЖИЗНЕННЫМ. ИНАЧЕ ЭТО НЕ ДОМ, А НЕЧТО ИНОЕ.

Вы возразите: «Но ведь Человек-дом - тоже множество; в нем вполне хватает и дел, и замыслов, и мыслей, и чувств, и фантазий, и желаний. Как все это можно потерять? Куда идти? И для чего идти? Особенно если  в конце концов придешь к самому себе?»

Хороший вопрос… Очень неоднозначный и очень, очень сложный. Ибо замыкается на самую главную тайну нашего существования. Ту, которую природа отнюдь не спешит открыть нам; ту, которую мы должны  непременно понять сами.

Поэтому обратимся к достаточно простому примеру. В качестве предисловия к этой главе я выбрал одну из самых любимых песен 60-х годов,  которую знало и исполняло практически все молодое поколение. И не только молодое. Что же в ней было такого необычного?

Горы далекие, горы туманные, горы,
И улетающий, и умирающий снег.
Если вы знаете - где-то есть город, город,
Если вы помните - он не для всех, не для всех.

Странные люди заполнили весь этот город:
Мысли у них поперек и слова поперек,
Из разговоров они признают только споры,
И никуда не выходит оттуда дорог.

Вместо домов у людей в этом городе небо,
Руки любимых у них вместо квартир.
Я никогда в этом городе не был, не был,
Я все ищу и никак мне его не найти.

Если им больно - не плачут они, а смеются,
Если им весело - вина хорошие пьют.
Женские волосы, женские волосы вьются,
И неустроенность им заменяет уют.

Я иногда проходил через весь этот город -
Мне бы увидеть, а я его не замечал.
И за молчанием или за разговором
Шел я по городу, выйдя и не повстречав.

Поездом, поездом, поездом нет, не доехать.
И самолетом, тем более не долететь.
Он задрожит миражом, он откликнется эхом.
Но я найду, я хочу и мне надо хотеть.

Юрий Кукин.

Что скрыто в  этих словах? О чем рассказывает нам автор? Что это за «мираж»? Эхо какого голоса мы слышим? Куда он зовет нас?  Почему Город не для всех? Что за люди живут в нем и в чем их отличие от других людей? В чем заключается их истинная, а не придуманная «странность»?

Кто, как и когда построил этот Город?  «Комиссары в пыльных шлемах»? Мечтатели всех времен и народов,  пророки Серебряного века?  Создатели «Алых парусов» и «Голубых городов»?  Творцы средневековых утопий? Жители страны победившего социализма? Строители «светлого коммунистического будущего»?

Однозначного ответа на этот вопросы  нет. С уверенностью можно сказать лишь одно: да, родилась эта песня в эпоху социализма. Победившего, развитого либо «с человеческим лицом» - не суть важно. Однако она была не о социализме и уж тем более не о светлом коммунистическом будущем.

Можно сослаться на оболганную, оплеванную и растоптанную сапогами критиков романтику или исследовать «молодежную культуру времен оттепели 60-х». Однако это ничего не даст нам, пока мы не вспомним: «Культура  есть процесс самосозидания  человека в его общественной жизни; мера человеческого в человеке».

Итак, «МЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  В ЧЕЛОВЕКЕ»...

Мы выросли в стране, где была создана самая странная религия и самое странное общество из всех известных человечеству. В ней не было места ни церкви, ни религии, ни духовности, хотя было Учение, был Бог-во-плоти  и был некий обещанный Рай.

Обществу  были предложены  коллективистские, социалистические и коммунистические ценности, призванные заменить ценности общечеловеческие, гуманистические. На тех же, кто придерживался принципов гуманизма (и, особенно, пацифистов) смотрели весьма неодобрительно…

Мало кому известно, что Всеобщая  Декларация  Прав Человека, предложенная ООН в 1948 году, была ратифицирована в России лишь в 1991-м.  И не потому, что она была «буржуазной», а перечисленные в ней ценности, права и свободы были ценностями, правами и свободами западного мира. Просто в ней не было ничего про социализм и коммунизм, а о самом существовании этой декларации в СССР  узнали лишь в 1958-м… Такого же понятия, как духовность,  практически не существовало.

Вместо них были научный коммунизм и столь же «научный» атеизм. Я прекрасно помню эти годы и с полной ответственностью могу сказать: уже тогда, в начале и середине 60-х,  и первое, и второе представлялось некой абстракцией, чем-то таким, что не имело к нашей реальной жизни никакого отношения. Поэтому «Город» Ю. Кукина не мог относиться  ни к «Граду Земному», ни к «Граду Небесному». Столь же  чуждым он был и западничеству, и диссидентству, и столь модному тогда авангардизму.

Он в первую очередь был СТРАННЫМ. Таким же странным, как книги А. и Б. Стругацких, о творчестве которых один известный партийный функционер  сказал: «Книги они писали хоть и коммунистические, но явно АНТИСОВЕТСКИЕ».

Совсем недавно мне захотелось вновь перечитать кое-какие вещи этих литературных Учителей прошлого века. И вот, когда я читал их «Полдень, ХХ11 век»,  у меня возникло странное ощущение - будто я вырос из того, чем ранее так восхищался, во что верил и в чем хотел бы жить. Нет, «Полдень» не превратился в «детскую литературу», не был ни наивен, ни примитивен. Было ясно лишь одно: в ходе времени он трансформировался  в классическую утопию. 

Однако это была особая утопия, лишенная категоричного «нигде», «никогда» и «ни при каких условиях». Это была ВЕРОЯТНОСТЬ, не подкрепленная  реальностью  факта, но не отвергающая саму его возможность;  была манифестацией некого удивительного закона Бытия, согласно которому  «несуществующий мир» одновременно представал как почти  существующий; был воплощенной мечтой,  «страной обетованной», живой моделью для совершенно реального земного строительства.

Однако времени для сотворения этого будущего оставалось слишком мало. Время в  материи утопии вообще ведет себя совершенно непредсказуемо.  То его мало, то бесконечно много,  то оно становится дискретным, то куда-то вообще исчезает. И это при том, что ПРОСТРАНСТВО для реализации утопии остается одним и тем же!

Именно поэтому любая классическая утопия рано или поздно превращается в «социальный утопизм»;  реальное и прагматическое приходит на смену умозрительному и мифологическому.  Построение альтернативного мира усилиями мысли и воображения сменяется  революционными методами его преобразования ради осуществления неких высших принципов. А те уже имеют самое отдаленное отношение к реальным человеческим потребностям, мечтам, желаниям, чувствам, жизням и судьбам.

Что же касается самих принципов (например, изложенных во Всеобщей Декларации Прав Человека), то они чаще всего так и остаются лишь благими намерениями. И мы вновь повторяем: «Хотели, как лучше, а вышло, как всегда»…

Чтобы выйти из этой странной ситуации, мы просто вынуждены предположить:  у каждого сущего есть свое отражение на ткани бытия, свой «тонкий», нематериальный двойник. Иногда мы его видим, иногда нет; иногда ощущаем его тихий зов и начинаем беспокоиться, куда-то собираться, о чем-то мечтать, к чему-то стремиться.

Как правило, к чему-то необычному. Потому что «обычного»  и так выше головы. Увы, но истинно «необычного» в нашей жизни  слишком мало. На всех не хватает, поэтому нам остается лишь «выезжать на природу» с ее неизменными шашлыками, пивом, купанием, костром,  и т.д.

И дружно начинаем петь:

Понимаешь, это страннно, очень странно,
Но такой уж я законченный чудак.
Я гоняюсь, я гоняюсь за туманом,
И с собою мне не справиться никак.

Люди сосланы делами,
 люди едут за деньгами,
Убегают от обид и от тоски.
А я еду, а я еду за туманом,
За туманом и за запахом тайги.

Понимаешь, это просто, очень просто,
Для того, кто хоть однажды уходил.
Ты представь, что это остро, очень остро -
Горы, солнце, пихты, песни и дожди.

Пусть полным-полно набиты
мне в дорогу чемоданы -
Память, грусть, невозвращенные долги,
А я еду, а я еду за туманом,
За мечтами и за запахом тайги.

А потом смущенно замолкаем. Ибо понимаем - наше «бегство от Города»- иллюзия, самообман, мираж. Ибо все это - дела, деньги, долги, обиды, как и тайга, песни, туман, дожди - все это декорации, антураж, постановочные средства.  Истинным и неизменным остается лишь одно: ЕДУ ЗА МЕЧТАМИ…

Да и не было у нас причин бежать от городов. Полвека назад они были совсем не похожи на нынешние, а те, что строились своими руками (такие, как Братск, Ангарск, Тольятти, Набережные Челны и многие другие) требовали самого неусыпного внимания. Да и вообще в те времена было куда податься и где применить свои силы на шестой части земного шара…

Объявить все это погоней за «Синей Птицей» язык не поворачивается. Хотя бы потому, что подавляющее большинство  проектов и начинаний 60-х и 70-х реально воплотилось в жизнь. Тогда как же объяснить феномен Города, который «не для всех, не для всех»? Откуда появились в нем необычные поэты, музыканты, писатели, архитекторы, ученые, актеры, исполнители бардовской песни, режиссеры, сценаристы и множество других странных людей?

Думается, что для понимания столь небанального  явления и объяснения должны быть столь же небанальными. Их не так уж и много. Первое - реальность 60-70 –х годов категорически не предполагала демократизации, либерализации и деидеологизации  по западному образцу  и неуклонного  следования  идеалам общества  всеобщего потребления.

Это было время, когда ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО  НОВОГО ЧЕЛОВЕКА, НОВОГО МИРА И НОВОГО ОБЩЕСТВА. Причем совсем не таких, которые предписывались коммунистической доктриной. Следовательно, строительство это было смертельно опасно для власть предержащих. Что было дальше, мы прекрасно знаем…Самое время вспомнить:

«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собой: как же устоит царство его?». (Матф.;12:25–26).

Вариант второй. Всем известна пословица: «Свято место пусто не бывает». Похоже, что именно таким местом становился (или мог стать!) СССР  60-70 годов. Однако отнюдь не в церковно-религиозном смысле. Просто духовный мир, не имея возможности традиционного проявления, пошел своим, весьма необычным путем и начал стремительно прорастать там, где для этого создались благоприятные возможности.

70-тилетнее отлучение от церкви не сделало из большинства граждан СССР  воинствующих атеистов, однако превратило наше сознание в некий «чистый лист», готовый к восприятию новой концепции мира. В ней, этой концепции, вполне можно было не верить в библейскую версию Эдема с его изгнанием из рая и первородным грехом, непорочным зачатием и искуплением грехов человечества,  но ни при каких условиях нельзя было не верить в то, что

ВЕЧНО, НЕИЗМЕННО, ЧЕГО НИКОГДА И НИКОМУ ИЗМЕНИТЬ НЕ ПОД СИЛУ.

В то, что всегда будет звать нас к себе, помогать в самые трудные моменты, давать силу и уверенность в завтрашнем дне. Это и будет наш Дом Земной,  Наш Город Солнца, естественно переходящий в Город и Дом Небесный… Даже тогда, когда  романтика юности и молодости  осталась далеко позади. Там осталась романтика, мы же по-прежнему верим в Город. И будем верить до конца дней своих…

Ночь и тишина, данная навек.
Дождь, а может быть, падает снег.
Всё равно, бесконечной надеждой согрет,
Я вдали вижу город, которого нет.

Где легко найти страннику приют.
Где наверняка помнят и ждут.
День за днём, то теряя, то путая след,
Я иду в этот город, которого нет.

Там для меня горит очаг,
Как вечный знак забытых истин.
Мне до него последний шаг,
И этот шаг длиннее жизни.

Кто ответит мне, что судьбой дано?
Пусть об этом знать не суждено.
Может быть, за порогом растраченных лет
Я найду этот город, которого нет.

Там для меня горит очаг,
Как вечный знак забытых истин.
Мне до него последний шаг,
И этот шаг длиннее жизни.

Лисиц Регина.

Вот так. Иногда поэзия может понять и высказать то, что никакому, даже самому серьезному исследованию, не под силу…


Рецензии
Интересная статья! Спасибо!

В буддизме есть такое понятие: "Чистые Земли", возможно, вы слышали? Это понятие включает в себя и "ваш" "ГОРОД" и "ДОМ", то есть чистые Земли можно рассматривать, ощущать и пребывать в них, подобно пребыванию в теле или пространстве.Я немного писала об этом: http://proza.ru/2014/09/05/1787 . Если вам будет желательно, то милости просим.

С уважением!

Марина Тигра   21.07.2023 19:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина! все вы сказали верно (прочитал по вашей ссылке) Такие "Чистые Земли" неотъемлемая часть любой культуры, религии, фантастики и поэзии. А в энеогоинформатике они трактуются как целый мир (точнее, 1-й параллельный мир Земли.Советую почитать книгу Зорева "За окраиной мира, бытия и сознания". Что же до буддизма, то он невероятно сложен, многогранен и неповторим. Однако каждый непременно найдет здесь свое. Доброго вам пути. Маленький подарок на дорогу.

Обет бодхисатвы.
Когда мы понимаем, что не существует ни окончательного достижения,
Ни предельного ответа или последней остановки,
Когда наш разум освобождается от противоречивых эмоций
И веры в отделенность,
Тогда мы избавляемся от страха.
И неважно, на каком этапе пути мы находимся,
Начали мы только что свой путь или практиковались годами
Мы всегда продвигаемся к дальнейшему Освобождению.
Просветление — это не итог всего.
Просветление — состояние совершенного пробуждения —
Только начало полного погружения .
Да буду я защитником для беззащитных,
Проводником — для странствующих. Да буду я мостом, лодкой или плотом
Для всех, кто желает оказаться на том берегу.
Да стану я островом для жаждущих увидеть сушу
И светочем — для ищущих света.
Да буду я ложем для изнуренных
И слугой — для нуждающихся в помощи.
Да стану я чудотворным камнем, благим сосудом,
Действенной мантрой и снадобьем от всех болезней.
Да стану я древом, исполняющим все желания,
И коровой изобилия для всех живущих.
Подобно тому, как земля и другие элементы
Приносят всевозможную пользу
Бесчисленным существам
Беспредельного пространства,
Да буду и я источником жизни
Для живых существ
Всех сторон пространства,
Пока все они не достигнут освобождения.
Пока существуют небеса,
Пока есть чувствующие существа,
Да буду и я помогать им
Избавляя их от страданий.

Фокас Владимир   02.08.2023 15:31   Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир. Бодхичарья аватара очень знаменитое произведение в буддийских кругах. Рада, что и вы с ним знакомы и почитаете его.

С глубоким уважением и поклоном.

Марина Тигра   03.08.2023 11:15   Заявить о нарушении