6. Государство...

Глава 6. ГОСУДАРСТВО.

Определений этого понятия великое множество. Но нет ни одного, способного полностью описать все невероятное множество проявлений государственности. Вот одно из таких определений:

Политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения насилия.

Скажете: мало, неконкретно, расплывчато, неубедительно - и будете правы. Одна из сложностей (а их великое множество) заключена в том, что все без исключения государства сначала создавались и лишь потом осмысливались и тем самым получали право на законное существование. Пожалуй, одним из самых первых людей, приступившим к этой  немыслимо сложной  работе, был греческий философ Платон.

В десяти книгах диалога, названного С.Н. Булгаковым «дивным и загадочным», излагаются учения о бытии и познании, о душе, о справедливости, об искусстве в связи с теорией совершенного государства. Платон исходит из идеи несовершенства индивида, подчиненности его интересам целого, будь то вселенная, город, род, раса или любое другое объединение.

Существуют разные степени человеческого совершенства, но даже немногие относительно совершенные люди зависимы от других, менее совершенных, а значит, от общества и государства. Поэтому его надо ценить выше индивида. Возможные упадок и развал общего коренятся не в нем самом, а в несовершенстве человеческой души и природы, в подверженности человеческого рода вырождению.

Платон рассматривает пять возможных форм государства  и находит, что четыре из них, воплощенные в современном ему мире, явно ущербны. В них царят разделение, вражда, своеволие, стремление к обогащению. Пятая форма государственного устройства — это придуманное самим Платоном совершенное государство.  В нем население подразделяется на три социальные группы: 1. философов, 2. стражей, или воинов, 3. ремесленников и земледельцев.

Данные группы соответствуют трем составным частям человека: разуму, воле и животным инстинктам. Философам принадлежит вся власть в государстве, но о ней нельзя сказать, что она является неограниченной: их управление является коллективным, а высшим  критерием становится всеобщее благо.

Даже простое перечисление основных черт совершенного государства показывает, что теория Платона является первой ясной, последовательной и хорошо аргументированной концепцией организованного общества, ставящего коллективные ценности неизмеримо выше индивидуальных. Основная максима такого общества: «Все от всех и все для всех». Должны быть обобществлены не только собственность и семья, но даже чувства и мысли индивидов.

«По одним и тем же причинам все будут радоваться и огорчаться, а законы по мере сил будут стараться объединить разобщенное, слабое и нежизнеспособное в единое целое. Благодаря совершенному  управлению человеческая душа научится ничего не делать небрежно, неправильно, отдельно от других и перестанет даже понимать, как такое  возможно».

Мне представляется, что слишком углубляться в эту тему сейчас не стоит. Подчеркнем лишь одно: уже тогда, на заре цивилизации, возникло четкое разделение на идеальное и реальное, на то, ЧТО ЕСТЬ  и на то, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ. В дальнейшем попытки не только создать  теорию идеального государства, но и воплотить его на практике предпринимались многократно, но еще никогда не завершались успехом.


Рецензии