Пересказ творчества Кастанеды

Введение
Все книги Кастанеды выполнены в одинаковом стиле и легко усваиваются. Построены они так: вопрос - ответ.

Вопросы принадлежат индульгирующему в собственной глупости Кастанеде, ответы - мудрому, бесформенному и неподражаемому воину-нагвалю дону Хуану Матусу. Какой бы вопрос ни задал Карлитос, он всегда находил исчерпывающий ответ своего учителя. Так построены все книги. Очень хороший описательный язык Кастанеды позволяет проникнуть читателю в мир магии, где всё неизведанно, не познано, загадочно: растворяться в воде, созерцая молекулы воды, проходить сквозь стены, видеть духов и приручать духов, моделировать своё сновидение, всё это для этих магов было как нечто само собой разумеющееся, обыденное.

Однажды, находясь в книжном магазине, я слышал как рассуждают о нём простые обыватели:

- Знаешь про что эти книги?

- Про что?

- Про то как один наркоман такие глюки видел и всё описывал.

Мне стало всё предельно ясно: и один процент его книг усвоен наполовину.

Я не стал объяснять, что приём психотропных средств служили ему не для достижения какой-то непродолжительной эйфории, а для смещения точки сборки, т.е. фактически, для добровольного, но контролируемого сумасшествия. Дон Хуан учил именно этому, быть сумасшедшим, но в любое время снова становиться обычным, нормальным человеком, но уже Мескалито(мескалин) не использовать. После прочтения его книг ко мне пришло осознание того, что все сумасшедшие - нормальные, просто их точка сборки смещена безвозвратно и они воспринимают то, что нормальный человек не воспринимает.

Учение дона Хуана
 Мне очень понравилось в первой книге отношение магов к растениям. К приготовлению из корений разных смесей и снадобий они относились очень культурно. Бережное и ответственное отношение к посадкам и подробные рецепты травы дьявола, дурмана и потребление пейота, шаманские церемонии. Все очень подробно изложено таким образом, как-будто ты непосредственный участник этих церемоний и событий. Даже от настроения во время посадки и во время приготовления смесей зависит то, как дух растения будет учить или вообще захочет убить! Нужно разговаривать с растениями, чтобы задобрить. Карлосу это было смешно, да и любому нормальному человеку: как это, разговаривать с растениями? Здороваться, прощаться, спрашивать как дела и т.д.. Оказывается так нужно даже.

 Отдельная реальность
После того как Карлос был повержен первым врагом человека знания - страхом, он приехал к дону Хуану спустя пять лет в качестве не ученика, а просто как друг, написавший про своего учителя книгу "Учение дона Хуана". Дон Хуан на это заявление рассмеялся и сказал, что мексиканцы тратят бумагу только на туалет и поблагодарил Карлоса за то, что он привёз ему книгу. Видимо у него закончилась туалетная бумага.
Для Карлоса открылся ещё один факт, который он всеми усилиями отвергает. По заявлению дона Хуана, то что он вернулся - это факт, что он победил первого врага. После он доверил Карлосу свою трубку: союзника с именем "дымок". С помощью него он мог стереть свое тело, уменьшаться до размеров молекул воды. Зацепляясь за них, он мог преодолевать огромные расстояния за секунды(сотни километров). Очень страшный момент в книге, когда он принял смесь, а рядом с ним в этот момент летала муха. После этого муха стала огромной, а он маленький - размером с муху. Они, как бы, поменялись ролями. В муху в этот момент вселился страж другого мира, который перегородил ему путь в него. Кастанеда так и не узнал, что было за гранью из-за стража.
Интересно ещё и то, что Карлос, не смотря на свой страх перед неизвестностью и опасностью опытов, производимых доном Хуаном над ним, можно сказать "ловит кайф" через страх и ужас. Он пытается логически объяснить свой трансцендентальный опыт и не находит ответов. Дон Хуан отвечал ему, что есть вещи, которые невозможно объяснить словами, и, что это не нужно. Слова в этом случае вообще ничего не значат.

Путешествие в Икстлан.
Книга посвящена чисто жизни в пустыне Сонора. Песку, горам, кактусам, ящерицам, лесам и, конечно, полевым заметкам Карлоса, находящегося в раздумьях от непредсказуемого поведения своих учителей дона Хуана и дона Хенаро. Название книги связано с доном Хенаро. Дон Хенаро жил когда-то в городе Икстлан, в другой реальности на Земле. Там у него было много знакомых, друзей, родных. Он шел по пути знания в той реальности и столкнулся лицом к лицу с союзником - неведомой силой. Он боролся с союзником, но схватка была не в его пользу, и тот переместил его в другую реальность, где его дом, друзья, знакомые отсутствуют. Он переместился в Мексику в пустыню Сонора, где он до сих пор ищет свой родной город Икстлан и не находит его.

Сказки  о силе
В этой книге дон Хуан подробно объясняет, что означают термины "тональ" и "нагваль". При рождении человек является нагвалем. Потом у него появляется точка - тональ. Нагваль- это бескрайнее море неизвестности. Тональ - это остров, обозначающий знание, опыт, знание общечеловеческих истин и законов. Гравитация, физическое тело, и т.д. - это все тональ. Создание рамок родителями и обществом - делает тональ твёрже и больше. Маги преследуют цель: уменьшить тональ и увеличить нагваль - мИр непознанных, непостижимых энергий.В этой книге Кастанеда встречается с союзниками дона Хуана и дона Хенаро. Его учителя хранили эти силы в "горлянках", которые носили на поясе. Союзники дона Хуана: черный дверной проем, который затягивает в другой страшный мир, второй: светящаяся изнутри пантера. Союзники дона Хенаро: Очень высокий лысый человек со светящимся лбом и Койот. Карлос не знал, кого из них бояться больше, но все же дверь он боялся всех больше.

 Второе кольцо силы
Самая устрашающая книга Кастанеды - это Второе кольцо силы. Ему приходится противостоять ведьме Соледад, которая является матерью его коллеги по обучению - Паблито. Она - старуха, превратилась в молодую красивую женщину, которая сначала соблазнила Карлоса, а потом пыталась его убить по поручению дона Хуана. И тут Карлос вдруг обнаруживает в себе скрытую способность, о которой раньше он не знал. У него есть страшное оружие, способное противостоять зловещей ведьме - его дубль. Он выходил из его тела и наносил удары, не сопоставимые с человеческой силой. Прикосновением пальца он мог почти убить жертву, не говоря уж об ударе кулаком. В этой книге его пытаются убить трижды, но каждый раз из него выходил дубль и спасал его. В этой же книге он встречается с союзниками дона Хуана и пытается их приучить, но те тоже оказались свирепыми и пытались растереть его в порошок. Это повествование подтверждает нам, что все вокруг враждебно и что надо чем-то обладать, не только физической силой, чтобы противостоять, но и использовать скрытые резервы, что мы не можем. Книга предназначена не только для любителей философии и эзотерики, но и для любителей боевиков и мордобоев. Самое то.

Дар орла
Эта книга о том, как Кастанеда не состоялся как учитель своей группы магов. Он оказался одним из помощников Сильвио Мануэля, который насильно заставлял свою группу пройти через мост смерти, чтобы перевести их в другую сторону осознания. Это их оттолкнуло от своего лидера, плюс структура его светимости не соответствовала тому, что он может их возглавлять. Нагваль должен быть "четырехстворчатым", а он оказался "трехстворчатым". Это означало, что он должен возглавлять группу поменьше: трёх женщин и курьера. Как оказалось потом, это были: Кэрролл Тиггс, Флоринда Доннер и Тайша Абеляр. Но все же он являлся нагвалем.  Карлос долго находился в раздумьях, а его группа не хотела ждать его решения, и они разошлись в разные стороны.

Огонь изнутри
Здесь, в этой книге, Кастанеда рассказывает о своём левостороннем восприятии.
Правостороннее восприятие - это наше обычное, обыденное восприятие мира.
Он пишет, что его обучение не происходит однообразно, а оно происходило не только в реальности, но и в параллельном мире. Его нагваль -то есть учитель Хуан Матус имеет свою группу. Он пишет, что его линия магов имеет своё продолжение из поколение в поколение. Структура каждой группы напоминала снежинку. Женщина-нагваль была связующим звеном закончившей обучение группы и притягивала как магнитом мужчину-нагваля, находящегося в обучении следующей группы. Снежинка находящаяся выше, достигшая бессмертия, притягивает другую снежинку, затем следующая снежинка притягивала следущуюю и  так далее. Лопасти снежинки представляли группы воинов, которые питали свои энерготела силой ветров по направлениям света. Север, юг, восток и запад. Каждая группа, соответствовала направлению ветра и имела, в связи с этим свои характеры и черты. Кастанеда подробно описывает это. Северные люди были очень сильные физически, непредсказуемыми, упрямыми. Южные - добрые и мягкие. Восточные - мистические и грациозные. Западные - легкие в общении и самые умные из всех групп. Не помню точно, по-моему так и было. Каждая лопость снежинки это группы из четырех или пяти людей: человек знания(мужчина), две женщины одна из которых сновидящая, другая - сталкер. И курьер: мужчина или женщина не имеет значения. Это ведущий группы, который приоткрывает горизонты для группы, путешествуя первым по разным мирам, как сапер + это человек, запоминающий все вокруг, как на видеокамеру.
И, конечно, нагваль как центровой снежинки, чтобы удержать ее лопасти должен иметь определенную структуру энергетики или души.

Мне понравился больше всех из партии нагваля Хулиана Сильвио Мануэль - это экстравагантная личность, очень мистическая, за которой даже дону Хуану было сложно угнаться. Его лица Кастанеда никогда не видел, тот всегда находился в полумраке. Другая мистика заключается в его полной пустоте и отрешённости от мира.

Особенный момент в книге, это когда Карлоса подвязывали в мешке на высокой ветке дерева на несколько дней, чтобы он потерял связь с землёй.
А вообще, если обобщать, можно сказать, что все книги Карлоса Кастанеды выполнены в одном стиле и читаются запоями(то есть можно уйти в запой) очень рекомендую.
Ещё примечательно в книге было то, что Кастанеда вспомнил, как он с Сильвио Мануэлем заманивал на мост членов своей группы, чтобы те прошли через рамку смерти, установленную Мануэлем в конце моста.

Сила безмолвия
Восьмая книга очень сложная для понимания. Там говорится про "абстрактные ядра"! Сюжета нет, одна теория. Эти ядра - формирование мыслей без речетативов. Люди привыкли думать сложными предложениями, а абстрактные ядра: это много предложений в одной мысле-форме! В этой книге кое-что я ещё запомнил. Как Карлос держал зеркало в воде реки, почти на поверхности, и из него пыталась вырваться в наш мир какая-то зловещая сущность. По приказу дона Хуана, Карлос разбил зеркало, чтобы сущность осталась там где была. В фильме "Константин" нечто подобное происходило. Вообще Кастанеда вдохновитель, многие его идеи мы видим в американских фильмах: Матрица, Константин, Револьвер, Кошмар на улице вязов и других... В этой книге дон Хуан рассказывает про своих учителей: нагваля Хулиана и его партию воинов. Так же дон Хуан рассказал про учителя дона Хулиана: нагваля Элиаса и его группу, которых тоже знал. Он поведал, что дон Хулиан был очень мощный человек, его очень любили женщины, он был эпотажный любимец публики, как некий супер актер. Нагваль Элиас был своеобразным, можно сказать молчаливым и угрюмым - полной противоположностью Хулиана, которого учил. Традиция всех нагвалей заключалась в том, что они выбирали себе в ученики будущих нагвалей, когда те находились при смерти. Так было и с Элиасом, и с Хулианом, и с Хуаном. Хулиана очень сильно избили, и Элиас его выхаживал пол года до полного выздоровления. В Хуана, когда он был рабом у белого господина, выстрелили в грудную клетку, и его выхаживал дон Хулиан. На счёт Карлоса скажу, он вроде не умирал перед встречей с доном Хуаном, но по утверждению учителя: Карлос находился в большом заблуждении на счёт своей жизни, что привело бы его к гибели.

Искусство сновидения
Мы сталкиваемся с параллельным устрашающим миром неорганических существ. Потрясающее описание их в виде тёмных колоколов, пожирающих "солнечную" энергию Карлоса. В сновидениях так же он сталкивается с голосом невидимого эмиссара, который даёт полный инструктаж, как поступать в той или иной ситуации во сне. Самый на мой взгляд поразительный момент, это встреча с бросившим вызов смерти, который предстаёт перед ним в виде молодой красивой девушки в церкви. Он мог принимать любой облик и существовал не менее тысячи лет. Он давал урок всем нагвалям их магической линии и Кастанеда оказался в их числе. Так же, что меня обрадовало, это то что в этой книге Карлос, наконец-то "увидел" энергию людей в виде светящихся яиц, их структуру и полости, оставляющие рождённые этими людьми дети. Дон Хуан знал, что это случится рано  или поздно и, наконец, дождался от своего ученика прогресса.

Активная сторона бесконечности
Эта книга несколько отличается от остальных книг автора тем, что в ней описывается жизнь Карлоса вне обучения. Его друзья, "шкуру" которых он примеряет на себе. Он не мог смириться с тем, что он осуждает их жизнь, поступки, старался сделать всё, чтобы его жизнь не была похожа на их. По-большому счету он их считал неудачниками и глупыми, особенно после общения с доном Хуаном(великим воином). Они просто мишурой казались ему, и поступки их были настолько мелочны и глупы, что были просто лишены всякого смысла! Мышиная возня просто!

Потрясный момент в самом конце, связанный с его прыжком в пропасть. Его повергло в шок, что он прыгнул в бездну и остался жив при этом, да не просто жив, но он оказался на огромном расстоянии от того обрыва, т.е. из мексиканской Соноры он попал в Лос-Анджелес, в свою квартиру.
Этот грандиозный прыжок со скалы - символ всех аллегоричных произведений Кастанеды. Смысл его был в том, чтобы разобрать себя перед падением на дно ущелья, фактически раствориться в воздухе и "по крупицам" вновь собрать себя и своё сознание. Потрясающе!!!

В одной из книг мне встретилось потрясающее описание превращения Карлоса в ворону! Он лежал на животе, поставив подбородок на пол. Не помню под каким галлюциногеном он находился, но он и вправду превратился в ворону. Он представлял вместо ушей крылья, как из подбородка вырастали лапки, как нос вытянулся и превратился в клюв. Глаза сместились вдоль клюва по бокам и стали воспринимать две картины. Фактически в птицу превратилась только его голова. Она отделилась от тела, дон Хуан подбросил его вверх, и, Кастанеда полетел в прямом смысле.

Ошо про Кастанеду написал: Человек-загадка. Он просто выдумщик и сказочник
Я же скажу в ответ: невозможно такое выдумать и придумать, даже если человек хочет выделиться, он будет искать способы попроще и не такие экстравагантные, как Кастанеда.
А для Карлоса существует только путь воина, которому он следует, творить - не мешает ему в продвижении. Коэльо считал себя учеником Карлоса.

Можно сказать, что я написал краткий пересказ его книг, но чтобы ощутить полноту философии, нужно, конечно, прочитать оригинал.

Если снимать фильм по его книгам, я бы сделал на месте режиссера акцент на паранормальной реальности. Болтовня это хорошо, но когда ее много в фильме - это вода. Сейчас телевизионные технологии позволяют очень крутые спецэффекты: но не взрывы и стрельбу(как обычно), а показать изменённое состояние реальности!!! Как пласты мозга смещаются относительно друг друга, например. Можно, например, показать на простеньком примере: Кастанеда лежит на берегу, приняв галлюциноген, и ему кажется, что часть берега вместе с ним отсоединилась от суши и он на острове плывет, хотя ему это кажется только. Это же можно изобразить! Или как он с огромной горой летал, будучи прикованным к ней. Как он искал энергетические пятна земли и многое такое. Создать фильм многосерийный, только убрать множество диалогов. Иначе будет 1000-серийный фильм. А нужно серий 10 по 2 часа.


Рецензии
Хороший пересказ книг любимого автора. Но это не рецензия, а значит нет оригинального переосмысления. Я склоняюсь к мысли, что вы, конечно, читали, но ничего не поняли. И через себя не пропустили, а мимо глаз и ушей и мозга.

Прытков Василий   21.08.2021 17:53     Заявить о нарушении
Все равно спасибо, друг. Я ждал, что кто-то оценит мой труд по достоинству и этот человек оказались вы! Я склоняюсь перед вами на коленки.

Прытков Василий   21.08.2021 17:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.