Как интересно изучать историю?

   История интересный предмет для изучения. Причём он интересен для всех — и для детей-школьников и для взрослых. Часто можно слышать, что взрослые говорят такой вздор относительно исторических фактов и событий, что можно усомниться в том, что они вообще получали какое-то образование.

   Я не имею в виду политические аспекты истории, здесь я говорю только об известных исторических фактах и событиях. Историю, как экономику, как медицину и другие науки и отрасли ни в коей мере нельзя смешивать с политикой, особенно новой и текущей политикой. Как только это происходит, сразу исторические события и исторические факты «отвязываются» от своего времени и условий и «привязываются» к любому другому времени и другим условиям, в том числе и современным, когда уже всё другое.

   Другое дело, что изучение (учебный процесс) всегда субъективное относительно обучаемого, так как обучение происходит уже на базе каких-то знаний и сведений. Школьники обычно пользуются учебниками, а любители истории, взрослые — чем придётся: художественной литературой, статьями из журналов и газет, хроникой, воспоминаниями и мемуарами и многими другими источниками. Весь этот разнобой источников может завести в такие дебри, что от фактов и событий останутся в лучшем случае хронологические даты и то недостоверные.

   И поскольку субъективность нельзя исключить, то её можно несколько смикшировать хотя бы конкретно для себя. Лично я для этого пишу историческое хронологическое обозрение для себя с каким-то маленьким исследовательским элементом (фрагментом). Для примера могу привести такое хронологическое обозрение «Правители, как зеркало Российского государства», которой находится среди моих работ. На вид это обозрение походит на реферат, но это «история для себя», хотя написана она по просьбе моих друзей. А вот исследовательским критерием я выбрал прирост («дельту») территории при каждом главе (руководителе) государства и оценивал по этой «дельте» каждого «государя». Затем по этим критериям был построен график в осях хронологических дат и территориальные потери при конкретных правителях. На графике можно видеть, что при правителях 90-х годов государство по «дельте» отброшено во времена Петра I. Можно выбрать и другие критерии, тогда исторические факты будут подтверждаться другими параметрами, но это будет историческая конкретика, которая обязательна при изучении и преподавании истории на любом уровне.

   
               Фото из Интернета.
   


Рецензии