C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Он вам не клоун

О выборе украинцами своего президента.

Я еще могу понять людей, тоскующих по Порошенко, когда они говорят, что Зеленский слишком молод и неопытен. Это глупость, конечно, история знает полководцев, которые с 16 лет полки водили, ну да ладно. Хоть не хамят.
А вот когда вроде интеллигентные люди говорят о президенте клоун, шут и комик, мне становится ясно, что эти люди редкостное быдло. Или, мягко говоря, невежды. Необразованные люди, которые в цирк еще, может, и ходили, но в театр – никогда. Не знают, что было такое подписное издание – драматургия, сборник лучших пьес всех времен и народов, максимум, пьесы школьной программы прочитали и всё.
Клоун, комик для них ругательство. Существо низкого сословия. Неуважаемый человек. То ли дело товаровед.

А ведь Аркадий Райкин был комик. Клоун, который произнес со сцены: – Товаровед идет, как простой инженер! И все, а за ним эпоха!
Юрий Никулин тоже клоун. И Вицин, и Зиновий Гердт. И Чарли Чаплин клоун. Существо низшего порядка. Не товаровед.

Откуда такой тупой снобизм? Оттуда, из невежества, необразованности, неграмотности, неначитанности, ненасмотренности. Они искренне полагают, что драматический актер – это артист, а комический актер – это дурак, шут. Путают профессию с личностью.

Моя бабушка Елизавета была в шоке, когда моя мама решила выйти замуж. Старшая дочь вышла за военного, это нормально. А младшая, такая красавица, влюбилась без памяти в тощего и нищего комедианта. Да еще отец этого комедианта тоже из бродячих актеров, не пойми что. А ведь с такой красотой могла бы выйти замуж за приличного человека, за бухгалтера, например.

И даже, когда зять моей бабки Елизаветы был уже знаменит на весь мир, когда побывал на приеме у самого Сталина с картиной «Огни Баку», когда получил кучу международных наград на различных кинофестивалях, когда к нему уже ходили за советом и благословением на будущую жизнь молодые, почтительно склоняющие голову, люди, когда он уже написал много трагедий, на просмотре которых плакали зрители, для моей бабушки Елизаветы он оставался комедиантом, комиком, клоуном, шутом.
А брак мамы с ним – мезальянсом.
И это при том, что у бабки Елизаветы были в предках дворяне, аристократы. А что уж говорить про тех дураков, у которых их не было…

А вообще-то комик Зеленский или нет?
Однозначно отвечу – нет. Вообще нет.

Поразмышляем вместе на тему комического в искусстве. Возьмем любую комедию и играющих в ней актеров. Предположим, Шурик в «Кавказской пленнице». А. Демьяненко играет здесь смешной персонаж в предлагаемых драматургом и режиссером обстоятельствах. Он искренне проживает роль, и мы верим в то, что такой персонаж существует, мы ему сочувствуем, мы его любим, и очень часто зрители отождествляют роль, актера, с реальным человеком. Об актере трагике думают, что он несчастлив, об актере комике, что ему надо помочь. Ведь он такой милый и такой растяпа. И потому  все радуются, когда все-таки Шурик встречается со своей любимой, и они вместе поют милую песенку, а музыка к ней явно намекает на будущую семейную жизнь.

Паниковский – З. Гердт. Вроде бы и отрицательный персонаж, суетлив, назойлив, жаден. Но вызывает сочувствие своей наивностью, старостью, искренностью. Зрители плачут над его импровизированной могилкой, многие втайне видят в этом персонаже себя.
Все роли Пьера Ришара, где он играет очередного неудачника, милого, любящего детей. Зрители ему сочувствуют, любят, в каких-то чертах отождествляют себя с ним.
И так далее. Конечно, комический персонаж не обязательно милый растяпа, он может быть и отрицательным героем, но главное, что актер-комик играет персонаж, с которым отождествляется его личность, он ПРОЖИВАЕТ свою роль.
А актер-сатирик не проживает, а ИЗОБРАЖАЕТ. Он отстранен от своего персонажа. Он его ПОКАЗЫВАЕТ и говорит, вот смотрите, что за гадость такая!
Режиссер, подбирающий актера на комическую роль в кино, всегда подбирает типаж. В театре это сделать сложнее, но там и степень условности больше. Поэтому можно девушку-травести нарядить мальчишкой, и она сыграет Тома Сойера. Но все-таки взять девушку-травести маленького роста, затянуть ей грудь, надеть парик мальчишки, а главное, она тоже будет ПРОЖИВАТЬ свою роль.
В театре сатиры все наоборот. Двухметровый, лысый, Е. Кошевой играет маленького сыночка олигарха, и все смеются, никто ему не сочувствуют, все понимают, что это не он, актер ПОКАЗЫВАЕТ недостатки своего персонажа, не отождествляя себя с ним. И отличие этого дылды от реального персонажа, так же есть элемент комического в спектакле.

Вот в чем главное отличие комического жанра от сатирического – в первом случае актер проживает роль, во втором случае, изображает свой персонаж, предлагает зрителю так же осмеять его, как делают это авторы.

И «95 квартал» ни в коем случае не театр комедии, это театр сатиры. При том сатиры политической. То есть смелой. Можно было бы в очередной раз посмеяться над мужем, заставшим в постели жену с любовником, над блондинкой, купившей автомобильные права, над старой бабкой, пытающейся овладеть компьютером.
А можно посмеяться над властью.
Это разные вещи.

25 июня 2019 г.

Пост скриптум.   
О выступлении В.Зеленского с новогодним поздравлением 31 декабря в ночь на 1 января 2020 г. Из моей записи на фейсбуке.

Сторонники Порошенко подняли вой, о выступлении Зе на новый год. Стадо не может вынести, что один из низов, в простой водолазке стал над ними царем. Им нужен царь либо из Рюриков и варягов, или хотя бы толстопузый, жирный выходец из КПСС с галстуком на не сходящейся на животе рубашке. Они привыкли поклоняться вожаку, царю, идолу, а тут просто человек. Это им непривычно и бесит. Глянь на него, такой же как я, а мной командует. Нет, подайте мне жирного, который шапки срывает с девушек и за нос их крутит, и ворует как следует. Вот то царь, а не этот не ворующий. "Вот парадный подъезд. По торжественным дням целый город с каким-то испугом, подъезжает к заветным дверям" ... ну и так далее.
Это же все Герасимы...
Был такой в истории Франции король-новатор Генрих 1У. Ни по каким канонам не мог стать королем, перед ним в очереди стояла куча родственников по отцовской линии. Не помню, сколько, но чуть ли не 11. Но Бог распорядился так, что несмотря на это, Генрих Наваррский все таки стал королем Франции. Он издал Нантский эдикт, покончивший с кровопролитной войной между католиками и гугенотами, провозгласил религиозную терпимость, он стал первым королем в истории, введшим смертную казнь дворянина за убийство простолюдина (огромный шаг вперед в истории человечества), то есть очень прогрессивный и гуманный король. И вот задумал жениться на любимой девушке Габриэли де Эстре. Тоже француженке, из его же двора. И все придворные подняли крик, как это? Она же одна из нас, как вы, Ваше величество, возвысите ее над всеми? Вы должны жениться на принцессе из другой страны, а эту вашу Габриэль тут все заклюют, если вы ее поднимете до звания королевы.
Вот так и с Зе. Человек из народа, такой как все и ... на тебе! не потерпим, ааа! Подавайте нам жирного!

3 января 2020г.


Рецензии