Цивилизация человечества. Глава 23. II. О русском
Григорий Рыжов
II
О Русском духе
Объективно носительницей объемлющей альтернативы глобализации на принципах толпо – «элитаризма» является Россия, а точнее – русская региональная цивилизация многих народов и многих диаспор. На протяжении последних несколько ве-ков эта региональная цивилизация от всех прочих региональных цивилизаций отличается тем, что развивается в исторически подвижных границах общего для её народов и диаспор государства.
Подвижность её государственных границ носит пульсирующее – расширяющийся характер: это исторически долговременная тенденция. В периоды кризисов цивилизационного строительства, государственность нашей цивилизации тоже испытывает кризис. В такие кризисные периоды относительно молодая периферия русской многонациональной цивилизации государственно обособляется, как это имело место в период государственного краха СССР. Но по мере того, как исторически очередной кризис цивилизационного строительства преодолевается, происходит становление новой государственности. Когда новая государственность обретает дееспособность, адекватную потребностям эпохи и перспективам общественного развития, недавно отколовшаяся относительно молодая периферия, не сумев разрешить своих проблем в одиночку, возвращается в границы Русской многонациональной цивилизации, а на последующих этапах в её состав начинают вступать народы, до этого жившие обособленно или в составе иных региональных цивилизаций, поскольку качество жизни в пределах Руси в каких – то аспектах, значимых для народов и их перспектив, оказалось лучшим, неже-ли в обособлении или в культурах иных государств и региональных цивилизаций. И именно вследствие того, что этот процесс пульсирующего расширения границ государственности Русской многонациональной цивилизации – не выдумка, к началу XX века в границах России была 1/6 часть суши.
Культура, в которой родился изначально русский характер, была культурой компактно – общинного проживания населения на пространной территории если не всей, то изрядной части Восточно – Европейской равнины.
Управление делами в такой компактно – проживающей общине, а по существу её самоуправление было основано как на персонально – адресном, так и на циркулярном (для всех) в личном общении распространении информации и могло быть эффективным только на основе доверия руководителей и руководимых, а равно и при отсутствии:
• Во – первых, лживости, как способа заказать и скрыть свои ошибки или управлять людьми как орудиями в достижении каких – либо своих или групповых целей.
• И, во – вторых, личностного самодовольства, в жертву какому «идолу» общество допускает приносить всё, вплоть до жизни других людей, биоценозов и планеты Земля.
По существу это означает, что внутри общины может быть более или менее ярко выраженная профессиональная специализация, но иерархичности личностных взаимоотношений быть не может, и каждый человек для общины, не превысившей порог максимальной численности, дорог.
Если же говорить о Русском духе как об определённом культурно обусловленном и поддерживающем воспроизводство культуры эгрегоре, то его алгоритмика включает в себя:
• Ту общинную Этику, которая была выявлена выше как необходимая для устойчивости общинного уклада жизни в приемственности поколений.
• Свойственную этой этике искренность в понимании сути Добра и Зла в их конкретных жизненных проявлениях.
• Искреннюю (а не показную) самоотверженность в приверженности Добру в полноте и внутренней непротиворечивости алгоритмики психики личности.
Полная искренность, целостность психики (в смысле согласованности и взаимной связанности составляющих её специализированных по предназначению алгоритмов), самоотверженность вплоть до самопожертвования и общинная этика в целом это – то, что Не свойственно людям в их большинстве в толпо – «элитарном» обществе. Поэтому с переходом от общинности к тол-по – «элитаризму» - у большинства Русских это осталось лишь на уровне «гене-тики духа», что далеко не у всех обязательно проявляется в течении жизни, но в общем Русском духе присутствует как бессознательные компоненты его эгрегориальной сборки (соборности), соответствующие эпизодическим проявлением русского духа у множества людей.
Благодаря древнему союзу Великой Руси – наследнику ещё более древнего Великого Венедского Союза – русская цивилизация устойчиво самоуправлялась в режиме общинной культуры и форме государственной конфедерации на протяжении большей части первого тысячелетия новой эры, показывая своим существованием пример работоспособной альтернативы ведически – знахорской культуре древних высокоорганизованных государственных цивилизаций и культуре древнеплемённых союзов. Как показывают исторические факты, в период Вели-кой Руси на всей её территории никогда не было рабства (ни в каких её фор-мах) – в отличие от многих других государств и племённых союзов. Это обес-печивало многовековую настройку генетического аппарата русских (и в духов-ном, и в биологическом смыслах) на норму общинного образа жизни. Последнее в условиях свободы от воздействий на Русскую цивилизацию чуждых толпо – «элитарных» культур обеспечило русским устойчивый многогранный образ свободы наиболее близкий к тому, что в это понятие вложил Бог. Именно поэтому Русский дух ближе всего к Божественному Промыслу (в части не касающейся попущения Ближнего), нежели духовности других региональных цивилизаций Земли.
В тоже время, Россия – Русь – одна из региональных цивилизаций на планете, вбирающая в себя на протяжении всей истории окружающие её народы. Русь – самозабвенное зеркало Мира в том смысле, что после гибели предшествующей неправедной глобальной цивилизации человечества почти полностью лишилось осознанной памяти о ней, утратив её культуру, а в становлении культуры но-вой глобальной цивилизации, которая объединит всё человечество в Человечности. Русь вбирает в себя все другие культуры и несущие их народы по мере того, как непредвзято – самозабвенно решает в своей жизни вопрос «что есть Правда – Истина из всего того, с чем она имеет дело в своей жизни?».
Иными словами мы – Русь – по своей сути цивилизация Мира (этот «эталон» сохранён как Русский дух на уровне генетической памяти большинства русских людей, оставшейся от жизни в докризисном периоде в I веке н. э.):
• Если мы не ошибаемся в ответе на указанный вопрос, то в границы Руси вливаются новые народы, а их культуры, освободившись от какой – то прежде свойственной им порочности, вливаются в культуру самой Руси, обогащая её свойственной им истиной.
• Если мы ошибаемся в ответе на указанный вопрос, то к ошибочно решён-ному в прошлом вопросу Божий Промысел возвращает нас снова и снова до тех пор, пока не придём к истинному ответу на него.
При этом земли и народы вливаются в Русскую многонациональную цивилизацию, становясь русскими. И этот процесс лежит, по нашему убеждению, в русле Промысла. Мы – Русь – задаём тот «общий аршин», о котором писал Ф. И. Тютчев, но мы задаём его на будущее; а во всякое настоящее другие пытаются изменить нас полученным от нас же некогда в прошлом и обречённом к отмене стандартом.
Именно по этой причине – являющейся суть региональной цивилизации Руси на этапе становления человечности после краха предшествующей глобальной цивилизации – безрассудно легковерны, доверчивы, и очертя головы бросаемся во всевозможные начинания, скоропостижно уверовав в нечто новое и полностью отрекшись от своего не-давнего прошлого.
Но скороспелая фанатичная вера во что – либо у нас краткосрочна и возникает только при выходе из кризисов развития, в которых выражаются наши же прошлые уходы от своевременных ответов на вопрос «что есть истина?» и наши же прошлые ошибки в ответах на него. Потом она так же быстро, как пришла, проходит. И мы начинаем сомневаться в том, что прежде успело стать неусомнительной фа-натичной верой и начинаем испытывать её на истинность, в убеждённости, что истина устоит во всяком испытании жизнью, а ложь и ошибки рухнут. Это кассается всего: как вероучений в богословских доктрин, заведомо не подтверждаемых в искусственно поставленных экспериментах (но истинность, которых может подтвердить либо опровергнуть только сама жизнь), так и научных гипотез и теорий, которые могут быть подвергнуты проверке экспериментом.
Единственное в чём большинство никогда в Руси не сомневалось, так это в том, что Всевышний Бог, предопределивший бытие Мироздания, есть и, что с Ним должно человекам жить в ладу. Да и многие из тех, кто в эпоху государственной идеологии материалистического атеизма утверждали, что Бога нет, всё же в жизни вели себя по совести, которая чувствовала, что Бог есть и жить надо, воплощая в реальность ощутимый совестью Промысел.
При этом Русь не помнит в своей истории фактов, когда в ней рождались «пророки» - восприемники «откровений Свыше», которые бы становились основой господствующих на Руси вероучений. Все вероучения, которые заместили собой языческие верования народов, живущих в границах Русской цивилизации – привнесены извне. Они так или иначе были приняты народами, но и после этого русские разных народностей спорили об образе Божием (т. е. о своде представлений обо всём Божественном как таковом) и о том, что представляет собой лад человеков и Всевышнего Бога по существу и по форме. Мы всегда спорили об этом среди себя, и многие вопреки господствующим традициям прямо оглашали то, что было у них на душе. Вопрос всегда состоял и состоит только в том, Бог ли положит это на душу, либо кто – то был одержим и истинно шёл против Промысла, фанатично призывая при этом Бога себе в помощь. И эти споры наши всегда были непонятны иностранцам. Мы же – в стремлении обрести истину и воплотить её в жизнь – были беспощадны и к себе, и к окружающим в этой жизни, уповая на милостивый Суд Божий. И надо полагать, что именно за это неискоренимое стремление к выявлению и воплощению Правды – Истины в повседневную жизнь нам прощалось и прощается Богом многое из того, что не прощалось другим, ныне исчезнувшим культурам.
Так мы преодолели к 1917 году за 900 лет библейский идеалистический атеизм. По существу так же, но всего за 70 лет, к 1991 году, мы преодолели и материалистический атеизм в форме марксизма. И теперь русская верующая совесть, набравшись исторического опыта, оказалась в такой же ситуации выбора веры, в какой была в эпоху обусловленного многобожием и идолопоклонством кризиса язычества, имевшего место в канун принятия ислама волжскими булгарами (современный Татарстан) в 889 году и крещения Руси 988 году. (37*).
26.06.2019 год
Свидетельство о публикации №219062601041