Главка нового романа 075 - 26. 06. 2011 Москва

      «Дружба – это, прежде всего, обоюдоприятное разрешение на пользование собой»
      Вчера на Косой горе возле Тулы мы хорошо посидели у Андрея с Ольгой. Возможно, даже слишком хорошо. Две бутылки коньяка, бутылка шампанского, две бутылки вина, две бутылки пива. Ольга поджарила три больших куска семги. Вкусная сырокопченая колбаса. Фаршированные перцы, сосиски, жареный адыгейский сыр, шампанское. Я знал, что этот долг мне никогда не вернуть. Легкое чувство стыда томило меня. Принимаю все, как подарки судьбы: подарки этих прекрасных людей и самих их.
      Ольга какая-то родственница Лиды, очень яркая особа, настолько яркая и влекущая, что я при встрече с нею не могу удержаться от взгляда на ее пышную грудь. Она настоящая певица, участвует в конкурсах песни, работает в косогорском дворце культуры, под ее руководством детский ансамбль песни и танца достиг дипломных высот. Андрей – ее муж, крепкий хозяйственный мужчина с заметными следами благополучной жизни в теле, отработал несколько лет инженером-электриком на косогорском металлургическом заводе, а сейчас трудится в какой-то энергетической компании.
      Живут Андрей и Ольга в четырехкомнатной квартире на третьем этаже четырехэтажного деревянного дома, которых тут на Косой горе, неподалеку от металлургического завода было необычно много. Оба не остановились на достигнутом, и создали семейное развлекательное предприятие. Ольга часто поет на днях рождения и других праздничных мероприятиях, а Андрей организует всю техническую часть.
***
      Сегодня я опять в Москве. Проводил Лиду на железнодорожный вокзал, и она поехала домой в маленький нефтяной город, причинивший нам столько горя, а я на электричке поехал в Салтыковку к своему другу Александру, которого не видел уже давно.
      С момента работы в московской газете «Деловой мир», где более десяти лет назад я проходил стажировку, он сильно постарел. Я встречался с ним ежегодно при каждой поездке в Москву, но именно сейчас я остро почувствовал изменения в нем.  То ли это обыденное старение, то ли работа руководителем пресс-службы объединенной металлургической компании вытравили из него ту добрую харизму, которая так привлекала раньше. Лицо стало лощеным, как у политиков, которые всегда врут. Замечания стали едкими, мнение более нетерпимое.
      Александр словно бы превратился в удобную деталь. Все его рассуждения теперь - это рассуждения удобной Машине детали. Черты лица стали более резкими, жесткими, какими-то обструганными, зашлифованными, а затем отполированными, подчеркивающими высокое качество детали. Исчезла человеческая безалаберность. На свете много таких людей, которые говорят правильные вещи, но поступают иначе. К ним относится большинство умных людей, в их неофициальное сообщество вошел и мой друг Александр.
***
      Во время прогулки с Александром мимо флигельного деревянного дома, где жил поэт Андрей Белый, написавший в стихотворении Родина очень понятные мне особенно сегодня строки: «Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой - Мать Россия, о родина злая, Кто же так подшутил над тобой?», Александр, словно бы отвечая на вопрос Белого, сказал мне следующее по моим репрессиям:
      - Ко мне приходит много писем и если какое-либо из них начинается с изложения частных проблем - я его тут же откладываю в сторону. Редко кто думает об общественном. Большинство ищет выгоду: льготы, деньги, квартиры... - и хочет решить личные проблемы за счет меня. Тебе надо говорить об общественной важности твоей ситуации, а не о себе…
      Удивительно, до чего самообманывающееся существо - человек! Мой друг Александр. От него можно услышать много штампованных советов о том, что деньги не главное, а главное - свобода, некие иные ценности. Он, безусловно, прав, но живет он, посвящая свою жизнь именно зарабатыванию денег и стяжанию благ, он ищет те же самые выгоды, поиск которых осуждает в других.
      «Нужна всего-навсего непрерывная цепь побед над собственной памятью. Это называется «покорение действительности»; на новоязе – «двоемыслие», - так описал это явление Джордж Оруэлл в своем романе «1984». И люди благополучного общества, и те, кто меня преследует, конечно, – они все не только примерно такие же, как Александр, а намного хуже. Александр еще вполне совестливый человек.
      Александр, мой друг Александр! – как он стал похож на комичного депутата «Нашей Раши» (телеканал ТНТ) в исполнении Светлакова: «Мне спать некогда, все о России думаю!» - говорит этот депутат, а сам ведет проституток к себе в номер или ублажает себя иным способом. Но других друзей у меня нет. Кроме того, Александр очень гостеприимен ко мне: предоставляет и кров и стол.
***
      Сегодня в разговоре с Лидой, когда я ей рассказывал про советы Александра, промелькнула мысль, изначально высказанная ею, что, видимо, нельзя ничего понять, не пережив лично. Так, находясь в своей стране, мы познаем чужую через книги, СМИ, фильмы. И многие на основании этих знаний делают вывод, что им известно все о чужой стране, что они могут давать советы, как жить чужеземцам, но выезд в чужую страну приносит массу новых впечатлений и знаний. Так вот: иная ситуация, в которой не бывал, иные эмоции и состояния человека - это такая же заграница, в которую негоже со своим уставом. Видимо, тут можно только выслушать, сопереживать, помочь, или не слушать...
      Думаю, отчасти, именно по этой же причине судьи, прокуроры и следователи так легко разбрасываются мерами пресечения и осуждениями, что сами не понимают, что делают. Поэтому их деятельность и носит иногда характер вероломных и разрушительных нападений на абсолютно мирные территории чужих жизней.

На фотографии поседевший и уходящий в зиму подмосковный дом моего друга Александра.


Рецензии