Воспоминания

Моя бабушка - Феня Гольдштейн, да пребудет душа ее в Ган Эдене, вспоминая наших предков, описывала её прадеда. Говорила, что, по рассказам близких, в молодости он был красив высок, статен, с черной, как смоль, длинной бородой, в шляпе и лапсердаке. Она всегда подчеркивала и растягивала - "у лапсэээрдаааки".
Мои всегда разговаривали на смеси идиша и украинского. В Чигирине, откуда происходит наш род, спокон веку всё перемешалось: евреи пели украинские песни, а украинцы запросто могли ответить вам на идише. Любимой песней моей бабушки была "И шумить, і гуде", она ее всегда напевала. Потом я услышал эту песню в переложении на идиш, в знаменитой картине "Тевье", 1939 г.
Из Чигирина семья, по стечению обстоятельств, перебралась в Екатеринославскую губернию.
ХХ век принес лишения и страдания, погромы и войны, потерю родных и близких людей.
Я теперь думаю: почему моя мама, светлой памяти, так часто ездила в Чигирин, и меня маленького всегда брала с собой? Понимаю - кровь, корни, истоки.


Рецензии