Дороги

Когда ты живёшь в маленьком селе в две небольшие улицы, состоящем в общей сложности из 80-ти дворов, тебе знакомы каждые дороги и тропинки, по которым ты ходил. Даже если только знаешь ты дороги наполовину, не ведая их конечной цели, они открывают тебе простор для фантазии, соединяя невидимое. Что же там, вдали? Куда ведёт эта дорога? Дороги соединяют тебя с окружающим миром. Вот ты живёшь в этом доме, от крыльца его ведут тропинки к соседям. Вот твоя дорога в школу через мост и железную дорогу. Вот дорога — «шоссейка», как её называли, с правой стороны, если смотреть на «ту сторону». Шоссейка называлась она, наверное, потому что была насыпной, но без асфальтового покрытия. Она соединяла наш совхоз Скотоимпорт с Первомайским совхозом, выводя на республиканскую трассу.


Проходила она мимо машинно-тракторной мастерской, или просто сокращённо МТМ, вдоль полей, засеянных ячменём, к железнодорожному переезду со шлагбаумом. За шоссейкой в северной стороне — речка, спрятанная за ячменными полями. Полевая дорога обсыпана местами пылью и мелкими блестящими камушками. Шины велосипеда шуршат по шероховатой земле.


Вот, ещё немного — и скоро покажется обрывистый берег с заветным местом, где мы купались. Спасибо дороге, что сюда привела. А там, еще дальше, на севере, видна голубая пара вершин горной сети Байжан, что за станцией Жарма и селом Криуши. В той стороне, в 300 километрах от нас на север, Семипалатинск, еще дальше — Алтайский край.


А вот дорога, проходящая между клубом и столовой, она ведёт на гору Ахметку через «ко-шары» и дальше на зимовки. У каждой зимовки и места для сенокоса было своё название. Помню до сих пор слово «Лепес»: как-то удивительно оно звучало и совершенно не открывало смысл своего имени. Так до сих пор и не знаю, что же оно обозначает.


Другая дорога ведёт от МТМ мимо большой чёрной навозной кучи, что расположилась между красным и белым складами, в сторону Ткачуковых, что жили на самом краю, за домом которых начинались горы, мимо старого свинарника и дальше, огибая холмы, в направлении той же Ахметки. Это южная окраина села. Вдалеке была видна лесозащита вдоль железной дороги и голубые сопки вдали. Там, в 60-ти километрах от нас, Аягуз, и 1 200 км — Алма-Ата.


Дорога на восток, в сторону заправки и скотоимпортского казахского кладбища, что расположены на вершинах холмов, можно сказать, почти священна. Она ведёт на Монча-Булак. Так называется родник в 15 километрах от села и скалистое ущелье с небольшой рощей рядом. Причудливые формы скал, каменные лепёшки лежат слоями, образуя пирамиды, по которым мы лазали в детстве, перепрыгивая с одной скалы на другую. Заросли можжевельника среди камней, поросших разноцветным мхом.


Это Царство Степи, мир дикой Природы. Монча-Булак переводится как «банный ключ». Холодная вода, пробивающаяся из зелёных от влаги камней, очень мягкая и вкусная. Монча-Булак — это место паломничества, когда все, кто когда-либо покинул село, возвращаются туда, чтобы попить прохладной воды из неустанно бьющего источника, или ключа, как у нас называ-ли...


Было много дорог, много разных путей. Возвращаясь в детство, кажется мне, что всё было по-особому взаимосвязано, как будто была у всех одна общая цель. И протоптанные тропинки от дома к дому, и полевые пыльные дороги объединяли друг с другом людей, отдалённые зимовки — с селом, соединяя наш затерянный в бескрайней степи посёлок со всем остальным миром, которым был для всех живущих тогда Союз Советских Социалистических Республик.


Рецензии
Как красиво и с теплотой рассказали вы о дороге детства.Очень понравилось!

Лидия Невская Сызрань   14.03.2022 12:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Лидия! Очень вдохновляют такие отзывы)

С теплом,

Ирина Франц   14.03.2022 12:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.