Лимита или апельсины в авоське

"За эти много лет в стране многое изменилось, но ничего не поменялось..."( чужая, но близкая мне мысль)



Почему вдруг Москва? Сегодня такое стремление в столицу никого не удивляет и легко осуществить. Мнения " город большИх возможностей" и " все деньги в Москве" живее всех живых. Любой гражданин может сесть в автомобиль - автобус - поезд - самолёт, приехать в столицу и попробовать осуществить свою  мечту или решить проблему. Крылатое выражение "приехать и покорить Москву" не теряет своей актуальности.
А ведь всего около тридцати лет тому назад в 50 - 80-е годы двадцатого века право законно жить в этом городе можно было только ЗАРАБОТАТЬ. Появилось понятие "работа по лимиту".
Коренные жители, кому досталось счастливое право жить в Москве по наследству, с высокой долей пренебрежения-презрения " понаехали тут" смотрели на " лимитчиков", трудившихся на заводах, предприятиях, транспорте , стройках, улицах и в коммунальных службах. Они зарабатывали это право тяжелым трудом в течение долгих десяти лет. Только отработав этот срок и получив заветную прописку, человек был волен менять работу и жить по своему усмотрению. Так Москва реализовывала свою потребность в рабочем классе из жителей деревень и провинциальных городов. Политика прописки за неквалифицированный или непрестижный труд наполнила столицу разнообразным лЮдом.
Только когда закончилась эпоха СССР,  набор рабочей силы в Москву " по лимиту" завершился. Право жить и работать в столице стало доступным практически каждому, кто хотел. Народонаселение стало стремительно расти и с восьми миллионов в 1980 году увеличилось до двенадцати с половиной согласно переписи  2014 года и до двадцати миллионов - по неофициальным источникам. Эпоху лимитчиков  сменила эпоха гастарбайтеров.

Мечта о Москве зародилась у Лады в детстве, когда морозной зимой  раздавался звонок в дверь и на пороге появлялся прибывший из командировки  улыбающийся отец с огромной , в крупных ячейках авоськой, наполненной ярко-оранжевыми апельсинами. Этот жаркий цвет лета и сочный аромат диковинного фрукта врывался из зимней стужи и разливался по всей квартире, создавая атмосферу праздника и счастливой жизни где-то там за три тысячи километров от  заснеженного города, над которым круглый год нависал смог перерабатываемой нефти.

Детство в городе c суровым климатом формировало характер. Холодная длинная зима с привычными морозами 20-30, а то и 40 градусов сменялась короткой весной и затем быстро жарким солнечным летом. Резко континентальный климат Западной Сибири считался здоровым. И действительно , люди  закалялись в трудных природных условиях и не были избалованы ни погодными условиями, ни комфортом, ни изобилием. Даже дети ходили  в школу в морозы до тридцати. Что уж  говорить об апельсинах!? Фрукт здесь был редким гостем и становился символом счастья!!
А жаловаться на жизнь - не в характере сибиряка, это особая порода ...
Уже живя в Москве, Лада частенько чувствовала особый интерес к себе людей, которые не бывали дальше Урала , и для которых слово Сибирь звучало по-особенному романтично и загадочно.

Второй звоночек о Москве опять был связан с отцом, точнее с предложением о переводе его на работу в министерство, а это означало,  что она могла в скором времени стать студенткой столичного ВУЗа с переводом из института, в котором училась на втором курсе. НО на дворе 1974-й, её  отец член коммунистической партии Советского Союза, и потому партия , а точнее партийная ячейка известной агропромышленной фирмы, вынесла решение, что такой квалифицированный, опытный, нужный специалист никуда не поедет и должен остаться в родном городе, а ещё точнее в области,  и продолжать  работу по снабжению страны мясом. Его судьба была решена волей партии. Да-да именно так и случилось.

По окончании школы точного выбора профессии у  девочки не было.Твердая хорошистка, оценки 4 и 5 давали возможности двигаться в любом направлении. Она фантазировала  или слушала подсказки взрослых. Учительница русского и литературы советовала любимице стать педагогом. Талантливая подружка , окончившая детскую художественную школу,  обещала подтянуть с рисунком для поступления в архитектурный. Интеллигентный  сосед , старичок-еврей,  пророчил ей карьеру дипломата.
ВУЗов в городе было не мало, но сбивали с толку успешные одноклассники, они садились в поезда и уезжали в  города  за тысячи километров , где планировали покорять университеты и даже высшие военно-морские училища. Ладе же ещё очень хотелось стать самостоятельной и уехать подальше от дома и строгой опеки родителей. Но стоило ей заикнуться о своих мечтах, как суровая мать резко обрезала: вернёшься не соло нахлебавшись!
И потому выбор оказался простым:  технический ВУЗ , профессия инженер-строитель...как у отца.

Москву она все-таки увидела в восемнадцать лет ВПЕРВЫЕ, в зимние студенческие каникулы, потом ещё несколько раз проездом.

Звоночек три. По окончании института появился шанс все-таки уехать по распределению из родного города, в Калинин, ныне Тверь, а это всего лишь в ста семидесяти семи километрах от столицы... Спустя месяц  сбежала домой...
Еще однажды она приезжала в Москву с отцом после получения ею водительских прав. Семейным советом решили купить автомобиль на свои многолетние сбережения. О новом не могло быть и речи, не хватало денег и не было доступа к дефициту. В Москву самолётом, обратно через всю страну на своей б/у белой " Копееечке" - "Жигули 01". Случился и курьёз: в эпоху отсутствия навигаторов ориентировались по карте и долго искали выезд из Москвы, поэтому дважды прокатились по МКАДу пока нашли свою трассу М-7 на восток.

Хотите верьте, хотите нет, но Ладе суждено было очутиться с Москве: она стала во второй раз студенткой , и студенткой самого престижного университета МГУ ! Два счастливых года в столице, новая профессия ... и большая любовь. Так бывает! Счастье есть, и оно здесь!

Диплом получен, что дальше? Тот самый закон о прописке не позволял ей оставаться дальше в Москве. И тогда Лада и ее Андрей решили вместе пройти сложный  и единственно возможный для них путь быть вместе - путь "лимиты".  Её избранник, ещё студент университета, тоже приезжий из другого города , устроился на работу "по лимиту" слесарем в домоуправлении, получил крошечную ведомственную квартирку в пятнадцать квадратных метров, где и началась их семейная жизнь... Он подписался на долгие ДЕСЯТЬ ЛЕТ, практически СРОК, за право назваться  москвичами !
К моменту получения заветной прописки у них  подрастали  двое детей - уже москвичей, правда в первом поколении. Лада работала по профессии согласно новому диплому, Андрей закончил университет и остался по распределению в Москве. Дом с ведомственной квартирой признали аварийным, и они неожиданно для себя получили СВОЮ трёхкомнатную квартиру. Какое счастье!
Казалось, все трудности позади, начинается новый этап...
Но жизнь страны менялась. Столица Советского Союза стала столицей России. Рыночная экономика  внесла коррективы лишив работы по профессии Андрея, а потом и Лады. Возник серьёзный вопрос как выжить? Начались  поиски работы, а с ними и разногласия чем заниматься каждому, как зарабатывать на жизнь, потом ссоры... и семья "рассыпалась". С большим трудом и скандалами разделили выстраданные метры. Лада влезла  долги и  купила Андрею комнату в коммуналке, а сама осталась с детьми в квартире.
У каждого из них начался свой тернистый путь длиною в жизнь.

Что же Лада? В этот переломный момент  она  пережила и одиночество, и безденежье, и отчаяние, и "холод города", в котором она  снова почувствовала себя лимитой, отстаивающей своё  право полноценно жить в многолюдном и в то же время чужом городе. Правда была уже законная прописка, своя квартира,  но и маленькие , требующие заботы дети. Поддержали стареющие родители, уже пенсионерами они перебрались в Москву ближе к внукам. Лада  же, положив любимые дипломы о высшем образовании "в долгий ящик", как оказалось навсегда, нашла работу для заработка. Побежали дни - годы один за другим.
Уже взрослая женщина проявила сибирский характер ... и справилась.

Много лет прошло с тех пор. Москву все чаще называют  не резиновой, а она все ещё " не лопнула" от наплыва приезжих, мигрантов и гастарбайтеров. По-прежнему коренные москвичи не хотят заниматься " грязной работой" и одновременно морщатся при встречах с людьми азиатской и кавказской наружности, которые для них её выполняют. По-прежнему живa фраза с продолжением " понаехали- понаоставались" из миниатюры Михаила Задорнова.  Москва с каждым днём преображается, законы меняются, но нравы все прежние.

Умудрённая жизнью Лада часто прокручивает в памяти историю своей неизбежной встречи с Москвой. Ей завидовали все: знакомые, подруги, одноклассники, сокурсники, бывшие коллеги по работе. Для них она была провинциальной девочкой, в руках которой оказался счастливый лотерейный билет с главным призом " Москва". И она тоже так считала и гордилась этим " билетом" радушно принимая всех в гости .  За долгие годы она конечно же полюбила город городов, но стал ли он для  неё родным... ведь был и другой город её детства и юности... !? Как могла сложиться её история в Сибири? Карьера? Личное счастье? Почему все-таки она оказалась здесь... Так велико было желание? Так сложились обстоятельства? Счастливая случайность? Большие усилия и настойчивость? Или...от судьбы не убежишь?
И , что удивительно, эти мысли посещают её чаще всего в магазинах, где теперь, в любой сезон, в огромных лотках, среди обилия других фруктов,  возвышаются - красуются горы солнечных апельсинов. Вкус и аромат этих чудо-фруктов  она знает с детства. Спасибо тебе, папа! Помню, скучаю, люблю!


Рецензии
Да, трудный путь становления...
Понятно, что Москва не всем по зубам, многие возвращаются, не осилив этот жесткий город-МЕЧТЫ.Остаются самые сильные))))

Вера Кэннон   28.06.2019 03:59     Заявить о нарушении
Была уверена, что ты поймёшь. Знаешь об этих трудностях не понаслышке🤗

Людмила Дутко   30.06.2019 23:28   Заявить о нарушении