6. Происхождение души. Продолжение

Христианская Психология Аскезы.

«Введения в Христианскую Психологию Аскезы».

Глава 1. Понятие о «душе». Продолжение 5.

Рождение человека как «ипостаси» невозможно без участия Бога.[5] Как невозможно без Бога и обожение - окончательное становление человека как «лица». Психологическим отражением этой онтологической истины является то, что становление человеческой «личности» невозможно без участия очень многих людей - то есть, без Бога. - «В приходящих к тебе, приду к тебе - Я!» И как это отличается от становления человека как «индивидуалиста».

[5] Предание говорит: - «Кода Бог даёт детей, то Он даёт и на детей!» Бог может и не дать младенцу «лица» - «самосознания». Правда такое бывает очень редко. Бог, по своему милосердию, очень редко прибегает к этому. Он даёт «лицо» генетически ущербным рождающимся младенцам и искусственно зачатым. Даст, наверное, и рождающимся клонам. Но вот есть ли «лицо» у тех, кому не суждено родится. Не тех, которых убивают в своей утробе люди, а у тех, кто не рождается из-за патологий. Нейропсихика у них, конечно же, есть. Но есть ли «лицо» - «Я»! Как это обнаружить»? Может быть, Бог не так уж и редко не даёт «лицо» плоду человеческой телесной близости, когда там совсем не было общения, и близко не было зачатков даже просто телесной любви. … Представляете, что это должно быть, если милосердный Бог даёт «лицо» даже плодам насилия!..

Возвращаясь к гипотезам происхождения «души», можно, после всего сказанного, утверждать, что правильным воззрением на происхождение «души» каждого рождающегося человека есть божественный закон общения! То есть, симфонизм или синергизм, - сотрудничество в этом Бога и родителей человека.
Открываемые наукой механизмы генетической преемственности и предрасположенности, касающиеся как физиологических, так и чувственных и даже когнитивных (интеллектуальных) качеств, всё более подтверждают идею симфонизма или синергизма. Идею о том, что рождение новой человеческой «души» в личном аспекте осуществляется по божественному закону общения. Совсем не рационалистическому, а нравственному.
Речь идёт о «родовых (наследственных) грехах». Наследуемых человеком и «душой», и «телом». «Душой» всякий «грех» наследуется в виде соответствующих ему страстей, порождающих именно этот «грех». А сам этот «грех», в свою очередь, ещё больше усиливает действие именно этой страсти. «Телом» же, любой «грех» наследуется через психические и нейробиологические повреждения. Эти повреждения зарождаются в «душе» и заканчивают своё развитие в «теле». - В виде заболеваний и отклонений физиологического, психофизиологического и когнитивного (интеллектуально-нравственного) характера.
Науке очевиден факт передачи самых разных «телесных» наследственных признаков, которые сказываются на всех уровнях человеческого «существа». - В «теле», в «душе» и в «духе». Это объясняется, с точки зрения практики, следующим процессом. - «Грех», является «духовно-нравственным» повреждением. Если «грех» постоянно и долгосрочно[6] подпитывается  действием соответствующей страсти, то вызываемое им повреждение, переходит из «души» в «тело». И становится генетически наследуемым. И, через соответствующие генетические механизмы, передаётся от «тела» потомка, унаследовавшего это повреждение от своего предка, к его психике - «душе». И если этот потомок, своим «личным» надругательством над своей «нравственностью - совестью», даёт своё согласие на этот «грех», то повреждение усваивается и его духовной сферой. Происходит демонизация духовной сферы человека. - «Или человек укрощает льва, или лев съедает человека!»

[6] На протяжении жизни двух, трёх, четырёх поколений.

В данном вопросе «рационалистический» научный подход явно не справляется ещё с постижением всей тайны творения «души». Поскольку творение, «реально» «иерархично» и совмещает и соединяет в себе «небо» и «землю», Бога и человека. Одновременно, и креационизм, и традуционизм. Говоря о феномене «души» с точки зрения онтологии нравственности, утверждаемой христианской философией и психологией, нельзя обойти вниманием и экзистенциальные аспекты «бессмертия» и «посмертной жизни души», составляющие основу «учения о спасении души».

- «Всякая душа добрая и боголюбивая, когда, отрешась сочетанного тела, удалится отсюда, тотчас приходит одновременно и в чувствование, и в созерцание ожидающего её блага» (Св. Григорий Богослов, Слово 7);
- «Понятно, что после отшествия отсюда, души уводятся в некую страну, не имея возможности вернуться, ожидают страшного того дня» (Святитель Иоанн Златоуст, «Беседы на Евангелие от Матфея»).

Интересным, с духовно-нравственной и нравственно-психологической точки зрения, феноменом, является святоотеческое «учение о мытарствах души». Это, по сути дела, призвание и побуждение каждого человека, к постоянной самооценке своей «совести». Своего рода символический образ, повествующий о тех духовно-нравственных трудностях, проблемах и испытаниях, которые ожидают «душу» всякого человека, при постоянной и неизбежной, в течение всей её «ветхой жизни», необходимости оценивать в себе наличие добродетелей и страстей, и соотношение их между собой, ради «спасения души». «Учение о мытарствах души», по существу, является ничем иным, как свидетельством об онтологическом значении «совести», - выбора между «добром» и «злом».
Образ «мытарства души» - это призыв к предварительному, психическому процессу анализа и исследования «душой» самой себя, перед тем как, после её исхода из «тела» этот процесс получит свою онтологическую реальность. Залогом онтологической реальности «души» является нравственное качество информации её психической энергетики, то есть отсутствие или минимальное содержание эгоистических энергий (страстей), которые погружают «душу» в онтологические иллюзии. В область неустойчивой психики и демонической духовности.
В виду нравственного качества психической энергетики «души» становится понятно, почему именно бесстрастность, - полное отсутствие любых страстей, в святоотеческой традиции считается высшим качеством состояния «души». Бесстрастность располагается на 29-ой ступени «Лествицы духовного совершенства».

Из Предания (Видений Святой Феодоры) известно о 20 «мытарствах»:
Первое мытарство - сквернословие;
Второе мытарство - ложь;
Третье мытарство - клевета;
Четвёртое мытарство - чревоугодие;
Пятое мытарство - лень;
Шестое мытарство - воровство;
Седьмое мытарство - жадность (скупость);
Восьмое мытарство - нечестные доходы;
Девятое мытарство - несправедливый суд;
Десятое мытарство - зависть;
Одиннадцатое мытарство - гордость;
Двенадцатое мытарство - гнев;
Тринадцатое мытарство - злопамятство;
Четырнадцатое мытарство - убийства (насилие);
Пятнадцатое мытарство - волхование;
Шестнадцатое мытарство - блуд (похоть);
Семнадцатое мытарство - прелюбодеяние (супружеские измены);
Восемнадцатое мытарство - неверие;
Девятнадцатое мытарство - прелесть (искажение веры);
Двадцатое мытарство - жестокосердие (немилосердие). 
Эти «мытарства», с точки зрения парадигмы духовно-нравственного бытия, следует рассматривать в качестве «неестественного состояния» или факторов дезинтеграции всего информационно - энергийного строения «души». Всей психической структуры её природного аспекта бытия. А также, как механизм анализа состояния «души».

Икона: «Сатана и Архангел Михаил оценивают «души» умерших людей». (См. выше)

Иными словами, все характеристики психического поля человека, сформированного нравственным качеством его жизни, как в виде сознательного, так и в виде бессознательного, беспристрастно исследуется и оценивается. Именно посредством этого образно-символического «испытаний души мытарствами». Состояние психического поля человека зависит, в первую очередь, от его «нравственности».[7] От чистоты его «совести» и прижизненной приверженности человека, тем страстям или добродетелям, которыми он руководствовался.

[7] В этом сказывается онтологическое значение категории «нравственности - совести».

Этот совокупный психический потенциал, с доминированием «добра или зла», определяет, в итоге, качество всего информационно - энергийного состояния «души». От которого и зависит качество того «тонкого тела смерти», в котором «душа» будет пребывать в «духовном мире» после своего исхода из «тела». Зависит то, каким, в конечном итоге, окажется это «тонкое тело», после «частного суда мытарств». Оно может оказаться «телом славы», а может стать и «телом воздаяния».
Совершенно очевидно, что несомненное и подавляющее главенство нравственного качества в состоянии «души», является следствием присутствия онтологии «лица» в психологии «души». И отражением в психике человека того духовно-нравственного закона (божественного закона общения), который лежит в основании самого появления «живой души». И составляет саму суть «спасения души» человека после его «грехопадения».
Христианское «учение о смерти и посмертной жизни» теснейшим образом связано с возвращением онтологии «нравственности» в психологию «сознания». Об этом свидетельствуют те основные события, которые ожидают «душу», после её исхода из «тела»:
Начало:
- Открытие духовно-нравственного видения (непосредственно перед смертью);
- «Мытарства» - встречи с духами и своей совестью (в момент смерти и сразу после неё);
Этапы нравственных сожалений:
- 3-й день после смерти – (дни прощания с миром);
- 9-й день после смерти (шесть дней видения Рая);
- 40-й день после смерти (30 дней видения Ада);
Суд:
- Частный Суд и Крещение смертью - обретение места «души» по её делам (встреча с Иисусом Христом);
- Всеобщий Суд или Страшный Суд;
Воздаяние:
- Всеобщее Воскресение.


Рецензии