Индийский друг

     Адинараяна Мачаварапу, персонаж моего рассказа «Намасте, бхай из Индии», несколько лет мечтал посетить Россию. Он – профессор изящных искусств университета штата Андхра Прадеш, художник, путешественник, писатель , автор более 10 книг о своих странствиях. В апреле красноярский Эсперанто-клуб сделал ему официальное приглашение для получения  российской визы.

     В мае мой друг прилетел из Индии в Санкт-Петербург, где русские друзья, говорящие по-английски, показали ему этот прекрасный город. Впечатлений  было много.

     Потом мой индийский друг поехал на поезде через всю страну в город Барнаул, где ждал эсперантист Игорь Акименко. Они познакомились в Индии пару лет тому назад. Игорь с семьёй жил несколько дней дома у Адинараяны.

     6 июня вечером Ади приехал в наш город на поезде. Я встречал его на вокзале с эсперантистом Юрой Китаевым. Задержавшись на 5 минут, подошли к вагону. У проводницы спросил, где тут индиец с большой бородой, та ответила, что уже ушёл на вокзал. Догнали его через несколько минут, его заметили издалека. Это был высокий, худощавый мужчина 65 лет. Сказал, зовите меня Ади. Юра Китаев повёз нас в Эсперанто-клуб, где индийцу была приготовлена комната. Эсперантисты накрыли на стол, сбросившись на продукты. У Елены Шаравиной, хозяйки квартиры был день рождения в один день с Пушкиным. Она купила вкусный торт, принесла из холодильника бутылку французского вина, я прочитал ей свои стихи с посвящением. В Индии Пушкина знают очень хорошо.

     Моя жена взяла шефство над индийцем, всячески подкармливала его, а он в шутку стал называть её «моя русская мама». Мне это тоже было приятно, ибо меня он называл то братом, то русским папой, когда жена была рядом. Мы купили 5 килограммов  риса, чтобы гость мог себе готовить еду в наше отсутствие, потому что мы знали, что индийцы в основном питаются им.

     7 июня президент нашего Эсперанто-клуба Сапожников Владимир Сергеевич водил Ади в Успенский мужской монастырь, в чьих мастерских они встретились с местными художниками и просто творческими людьми разного возраста. Нашего индийца научили из соломы делать коня. Он же дал им свой мастер-класс. Научил рисовать символ достатка и процветания в доме – двух перекрещивающихся рыбин.  Индиец рассказал, что он путешествует по разным странам благодаря знанию языка Эсперанто. Некоторые из присутствующих захотели тоже изучить этот язык.

     На следующий день эсперантисты поехали на остров Татышев, где праздновался день города. Там наш индиец участвовал во многих конкурсах. Один мужик подарил ему солдатскую пилотку с красной звездой.  А вечером Ади с ещё одним обитателем Э-клуба Сергеем Максимовым попал в танцевальную студию, где участники танцевали Бачату. Нашему гостю танцы понравились, сам он готов под любую музыку исполнять индийские танцы.

     9 июня я поехал в клуб, где по воскресеньям собираются эсперантисты со всего города.  Ади показывал картины свои и своих студентов.  А потом включил музыку на смартфоне и исполнил индийский танец. При этом у него было счастливое лицо, и блестели глаза. Потом мы пили чай со сладостями и играли в языковые игры. Также пришёл журналист Андрей Григорьев и предложил нашему индийскому другу выставку детских рисунков на тему «Космос» в электронном виде.

       В шестом  часу вечера пришла моя жена, сделала салат из овощей, принесла большую банку греческих олив и домашние пирожки. Подкрепившись, моя бывшая Эсперанто-ученица Эвелина повезла нас на своей машине на Караульную гору посмотреть часовню Параскевы Пятницы. Погода была великолепна, город был виден, как на ладони. Честно говоря, сам я давно не был здесь. Ади много фотографировал на свой телефон. Мы подошли к тому месту, где пушка стреляет в полдень. От неё к часовне вела каменная лестница. Индийский друг предложил Сергею Жилейкину посоревноваться с ним в прыжках на одной ножке по ступенькам. Уже через несколько метров стало понятно, что Сергею за индийцем не угнаться, хотя он гораздо моложе
.
     Потом Эвелина довезла нас до речного вокзала, и мы стали гулять по набережной Енисея. Людей в это время было много, наслаждающихся, вечерней прохладой. Под пролётом коммунального моста мы нашли музыкальную площадку, где выступали молодые исполнители песен. При звуках музыки глаза у Ади блестели, и он двигался в такт мелодии.

     Зная интерес к Пушкину, мы повели нашего индийского друга к скульптурной композиции, где Ади смог сфотографироваться на фоне Александра Сергеевича и Натальи Гончаровой.
 
     На следующий день, когда мы шли через площадь Революции, Ади  увидел памятник Ленину.   Оказывается, вождь компартии большевиков очень популярен в Индии. Ади попросил, чтобы его здесь сфотографировали. Потом мы гуляли по проспекту Мира, индиец нёс папку со своими картинами. На улицах было много детей, рисующих старинные здания. Ади попросил разрешения сфотографироваться с юными художниками. Мы направлялись в Дом Художника на пр. Мира 56. Афиша рассказывала о двух выставках. Мы осмотрели 2 выставки на втором этаже. Нам очень понравилось. Индийский друг в книге почётных гостей написал свой тёплый отзыв на Эсперанто, а я перевёл это на русский язык. Потом мы встретили известного красноярского художника Владимира Ивановича Переятенца и представили ему коллегу из Индии. Он показал нам каталоги своих картин и сами картины. Они были изумительно красивы. Мы обменялись контактами.

     Пообедав в столовой,  мы направились в краевой Дворец пионеров. В изостудии нас приняли радушно. Её руководитель Антипина Людмила Александровна представила юным художникам и их мамам индийского гостя. Девочкам и мальчикам  9-11 лет Ади рассказал о своём творчестве, показал свои картины (графика, выполненная чёрной тушью  – индийский колорит: быки, морские лодки, рыбаки…), а также картины своих студентов, выполненных разноцветными красками: Будда, местные женщины, кошки… Дети задавали вопросы, интересуясь жизнью далёкой Индии. Затем каждый юный художник представил по одной своей работе, выполненной талантливо разной техникой живописи. Я с Ади рассказал о нашем предстоящем проекте обменяться художниками через год. Условия: проживание в семьях. Для начала мой друг обучит двух художников  языку Эсперанто, а с российской стороны будет проведён конкурс на право размещения этих индийских художников в семьях юных сибирских живописцев. Для этого мамы русских юных художников будут изучать Эсперанто в краевой библиотеке у Сапожникова. В конце встречи Адинараяна каждому ребёнку на его рисунке оставил свой автограф и написал его/её имя на родном языке профессора. Дети были в восторге. Нашему другу подарили красивую книгу Виктора Астафьева, иллюстрированную рисунками студийцев. Также ему подарили большую сумку для картин и сибирские гостинцы - пирожки с ягодами.

     Мы гуляли по проспекту Мира, говорили об индийском крыжовнике амла, его полезных свойствах для здоровья. Позвонил своему знакомому Виктору Ивановичу в одну сетевую компанию, занимающейся продукцией по здоровью на основе индийских растений. Он пригласил прийти в гости в офис. Мы воспользовались такой возможностью. Там была также Лариса А., местный лидер компании.  Виктор Иванович, мужчина крупного телосложения любит старое индийское кино с участием Раджа Капура. Нашему индийскому гостю он исполнил песню на русском языке из кинофильма «Бродяга» и угостил его солёным салом с чёрным хлебом. Ади очень понравилось сало. Виктор Иванович подарил ему большой кусок.

      Мы поехали в клуб, где Ади угостил меня острым блюдом из тушёных овощей. Я с интересом наблюдал, как он ловко ест рис руками, складывая пальцы ложечкой.

      На следующий день Сергей Жилейкин водил нашего Эсперанто- друга в дом-музей Василия Сурикова. До клуба Ади добрался один. Он уже хорошо ориентировался в городе.

     12 июня у нас праздновался День России.  Погода была жаркой. По городу шли народные гуляния. Ади мы показали памятник командору Резанову,  рассказали романтическую историю рок-оперы «Юнона и Авось». Потом гуляли по набережной Енисея. Я тренировал фразы на хинди, Ади терпеливо исправлял мои ошибки. Мечта нашего индийского друга осуществилась. Его покатали на русской лошади, хотя она не говорила по-русски.

        Потом мы пошли на площадь около Оперного театра. Там проходил концерт самодеятельных коллективов разных национальностей. Нашему другу из Индии это очень понравилось: песни, танцы в исполнении людей разного возраста в национальных костюмах. Со многими исполнителями Ади сфотографировался.  Он сказал, что мечтает купить русскую холщёвую рубашку с национальным орнаментом.

     Вечером наш сын Михаил устроил для гостя пивную вечеринку. Жена накупила всякой рыбы. Мы научили Ади чистить  копчёную мойву и сушёную воблу. Конечно, гостю понравилась наша пивная вечеринка, которая была посвящена Дню России.

     13 июня Сапожников организовал мероприятие в краевой библиотеке, где состоялась официальная встреча общественности с нашим индийским другом. Это была хорошая реклама Эсперанто. Многие присутствующие заинтересовались и выразили желание изучать этот язык.

      14 июня. По плану моего индийца ведут на балет «Анюта», куда я не иду, ибо часто сплю на таком зрелище. Хорошее дело – водить иностранцев на балет. Перевод не требуется. Я решил, что обойдутся без меня. Мне нужно было выспаться после суточного дежурства. Вдруг около 2 часов мне позвонил Владимир Сергеевич, сказал, что застрял в лифте. У них намечена встреча с индийским другом в библиотеке Юдина. Я выразил желание поехать в клуб и повести Ади туда. Пока доехал на автобусе, в клубе уже никого не было. Позвонил Сапожникову, меня немного не дождались. Принял решение добираться до этой библиотеки пешком. Владимир Сергеевич сказал, что от клуба до библиотеки Юдина ходьбы 15 минут. Да, столько идти, если знаешь дорогу. Я призрачно представлял себе путь туда. Добрые люди подсказывали дорогу и не совсем правильно. Я плутал более 30 минут. На миг представил, что совсем заблудился: шёл через какой-то пустырь с ямами, напоминавшими лунные воронки.  Моё богатое воображение рисовало картины космоса, и я ощущал себя астронавтом. Вспомнил, что в начальных классах была автобусная экскурсии по Ленинским местам, и я имел представление, как выглядит  здание библиотеки. Наконец  вышел к библиотеке Юдина, к двухэтажному особняку XIX века. За оградой увидел бодренького Ади и замученного Сапожникова, у которого очень устали ноги. Я принял его эстафету, то есть индийского друга. Купил 2 билета. Экскурсоводом была Элла, молодая учительница английского языка. Она нам  рассказала: о жизни Юдина и его семьи, об экспозиции, рассказывающей о декабристах. Адинараяна обаял Эллу и методистку Настю. Сфотографировавшись с обеими, нарисовал простым карандашом 2 рисунка: традиционных рыб, подарил этим очаровательным женщинам. Оставил отзыв в книге гостей на Эсперанто, а я перевёл на русский.

     Потом мы пошли пешком в клуб, где попили чай и немного отдохнули. Я отвёз Ади в оперный театр, где его уже ждали другие эсперантисты.

     На следующее утро в 9 часов пошёл в клуб. Дал продукты Ади для похода в  заповедник «Столбы». С ним пошёл эсперантист Сергей Максимов, посадил их на автобус 31 маршрута. За мостом через Енисей их ждал Жилейкин, тоже Серёга. Я решил не идти с ними в заповедник, поберёг свои ноги. Путь предстоял неблизкий. Ади хотел увидеть огромные скалы причудливой формы среди тайги.

     Вечером предстояла встреча Ади с художницами на другом конце города. Со «Столбов» нашего индийского друга привёз туда Сергей Жилейкин и остался на мастер-класс. Рыжеволосая, симпатичная женщина лет 40 Евгения Стулина проводила мастер-класс Эбру, рисование красками по воде. Этой технике в России уже 10 лет, а её корни– из Турции с 7 века. У каждого присутствующего создавалась своя собственная картина. У меня получился абстрактный рисунок, у нашего индийского друга – вполне реалистичные цветы. Нам очень понравилась эта техника. Хотелось творить и творить.

     Я заказал такси, поехал с Ади в клуб. Туда приехала и моя жена, чтобы устроить нашему индийцу праздник. Решили угостить Ади русской водкой. Научили закусывать солёным огурцом и квашеной капустой. Для гостя наш национальный алкогольный напиток был очень крепким.

     16 июня работал сутки. Узнал позже, что в клубе Ади проводил мастер-класс: учил рисовать пером и тушью своих традиционных рыб. Вечером он один поехал в гости к индианке Гите на 2 автобусах на улицу Тургенева на другой конец города, на правый берег. Я бы сам не решился на это.

     17 июня утром по рекомендации Андрея Григорьева мне позвонил корреспондент газеты «Городские Новости» Алексей Трешин. Мы условились встретиться в краевом Дворце пионеров в 14.20. Сапожников привёз туда Ади. Был ещё фотограф из этой газеты. На вахте я встретился впервые с Анной Анатольевной, молодой женщиной, учительницей изобразительного искусства. Собрались в кабинете керамики, где нас уже ждали  десятилетние студийцы. Профессор из Индии стал проводить для юных художников мастер-класс рисования его традиционных рыбин. Дети внимательно наблюдали за Ади, их рыбы были великолепны. Гостю было задано много вопросов  о жизни в Индии. Я переводил вместе с Владимиром Сергеевичем. Затем нас всех напоили чаем с вкусным малиновым пирогом, блинами и другими сладостями. Каждому ребёнку Ади подписал рисунок, написав имя на его родном языке телугу. После встречи Алексей взял интервью у индийца. Сказал, что статья выйдет в местной газете через неделю.

     18 июня, последний день пребывания нашего индийца в городе. Утром заехал за ним в клуб, мы поехали на автобусе в краеведческий музей. Купив билеты, стали осматривать экспозиции. Ади понравились залы о жизни северных народов нашего края. У него появилось желание следующим летом совершить круиз по Енисею.  Одна пожилая служительница музея подошла к нам и выразила желание изучить Эсперанто.

     Позвонил Сапожников, просил, чтобы из 2 рубашек в русском стиле Ади выбрал себе одну в клубе, куда мы и поехали. Там мой индийский друг накормил меня вареным рисом с тушёными овощами. Ади выбрал яркую русскую рубашку, расписанную красными узорами. Он сразу же надел её и решил ехать в ней в поезде. С индийцем сходили в магазин и купили продукты в дорогу.

     В четвёртом часу в клуб приехал Сергей Жилейкин и устроил чаепитие с плюшками. Отдохнув, мы втроём поехали на троллейбусе на железнодорожный вокзал, куда уже приехала моя жена, чтобы проводить нашего индийского гостя. Поезд Нерюнгри – Москва. Моя жена подарила Ади жестяную коробочку чая, на которой изображён русский самовар. Около вагона мы много фотографировались. В самый последний момент пришёл Сапожников, который попал в пробку на транспорте. Индиец был доволен визитом в наш город. Сказал, что здесь живут очень душевные люди. Ему предстоял путь в Москву, а потом на несколько часов в город Тверь, где собирался посмотреть памятник известному русскому путешественнику, купцу Афанасию Никитину, проложившему путь в Индию. Конечный пункт назначения нашего индийского друга – Санкт Петербург, где проведёт сутки и потом улетит к себе на Родину.

     У нас остались самые светлые воспоминания от визита в наш город моего индийского друга Ади. Надеюсь, что у него тоже. Благодаря его визиту в городе поднялся интерес к Эсперанто. Думаю, что осенью у Сапожникова на курсах Эсперанто в краевой библиотеке группа будет больше, чем обычно.
    


Рецензии
Валерий, здравствуйте! Чудесный рассказ получился об интересном человеческом(!) общении интересных людей: "... исполнил индийский танец. При этом у него было счастливое лицо, и блестели глаза. Потом мы пили чай со сладостями и играли в языковые игры." В 65 лет! Рассказ получился живой. Легко представила всё.))Нет слов, как это прекрасно! Пишите дальше - и новых встреч вам!

Наталья Коноваленко   03.04.2020 22:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.