Ушедшие кумиры

УШЕДШИЕ КУМИРЫ

ЭССЕ

           У человека должны быть кумиры. Целая наука под названием История написана для потомков, чтобы те следовали опыту великих пращуров. Либо – не следовали, если предки являли собой не слишком достойные примеры. Кумиров мы выбираем сами, согласно своим предпочтениям, движениям души. Собственно, перебирая перечень личностей, выбранных человеком в качестве образцов, можно довольно точно представить, что за субъект перед вами, есть ли у него внутренний стержень, и каков он, этот стержень.

           Из представленных в этом разделе поэтов с двумя я был знаком, третьего уважал, с творчеством четвёртого познакомился только в настоящем сборнике. Но обо всём по порядку.

           Имя «Влад Клён» произношу всегда с благоговением. Теперь, когда Поэта с нами нет, уже можно без всяких скидок использовать слово «гений». Сила его таланта такова, что любой мало-мальски образованный человек, прочитав всего несколько строк Влада, подтвердит самый высокий статус их автора. Поверьте, говорю это не для красного словца – сие проверено, и неоднократно. Музыка и тайные смыслы поэзии Клёна для меня лично – недостижимый идеал. Так, как писал этот необычайно талантливый человек, не писал и уже не напишет никто. Самость его творений такова, что их автора можно узнать с первого прочтения.

***
Сверчки берутся за смычки / Едва услышав каблучки / Твои / Я сам кольцо чеки / Готов сорвать зубами / И нет мне, грешному, другой, / Такой же радости / Тобой / Одной живу моя любовь / Беседую с ветрами / А в полнолунье / Что за ночь / Не превратить не превозмочь / И серебра не истолочь / Не залить пламя / Сверчки отбросили смычки / Ушли куда-то каблучки / Я не сорвал кольцо чеки / Вздохнул и замер
 
           Влад Клён прожил на этом свете двадцать девять лет – немного по нашим меркам, очень немного. Но сделал для современной поэзии достаточно, настолько много, чтобы мы, живущие, при чтении его стихов почувствовали на себе животворное дыхание Вечности.   

           Полтавчанина Николая Костенко я не знал, и стихи его впервые прочёл только здесь, в тринадцатом томе «Многоцветья имён». Хороший, добротный поэт. Его стихи чистые, неторопливые, выстраданные. Очень понравилось его стихотворение «Русский язык», который

…Является, Как Пушкин, из снегов, / Как Незнакомка Блока – из тумана…

...Он – бесконечно добрый Божий глас, / Он весь – струна таинственной Вселенной…

           Поэзия Николая Костенко западает в душу. Ты словно бы окунулся в Золотой век русской культуры. Вместе с поэтом так и хочется сказать:

Я пленник старой культуры. / Я шёпот веков люблю.

           О Владимире Кострыкине не могу говорить без волнения. Так как он, уж точно никто не пишет, и не писал. Король неточной рифмы, мастер неожиданного сравнения, а уж о меткости слова и не говорю – вот где проявляется советская поэтическая школа. При жизни Владимира называли авангардистом, после смерти – просто Поэтом.

Бывает, выключу / свет в квартире, / окошко вытканное / открою тихо. / На подоконник, / легко и просто, / опять наклонится / моя берёзка. / Дрожат деревья. / И долго-долго / я листья грею, / между ладонями. / А ветку вовсе / укрыл гардиной – / она ведь волосы / земли родимой.

           Игорь Царёв не нуждается в отдельном представлении. Мощный талант, он при жизни заслужил – и справедливо – всеобщее уважение, а после неожиданной кончины пришла заслуженная слава. До сих пор помню то потрясение, которое испытал после прочтения стихотворения «Бродяга и Бродский». До мурашек.

…Вот идёт он, пьяненький, в драном валенке, / Намешав ерша, словно ртути к олову, / Но, при всём при том, не такой и маленький, / Если целый мир уместился в голову.

Электричка мчится, качая креслица, / Контролёры лают, но не кусаются, / И вослед бродяге старухи крестятся: / Ты гляди, он пола-то не касается!..

           Вот такие они, ушедшие кумиры. Разные, но очень талантливые. Им не тесно под обложкой «Многоцветья имён». Ведь альманах для того и создан, чтобы его читали обыкновенные люди. Чтобы читали и равняли себя на лучших из лучших – они ведь писали для нас с вами. Чтобы мы не падали духом при взгляде на окружающую нерадостную, в общем-то, жизнь. Чтобы знали, что рядом существует мир великих Поэтов, служивших простой цели – сделать людей немного лучше, немного добрее.
          
           И последнее. Поэты умирают – они тоже люди, и срок их жизни отмерен. В настоящий том альманаха не вошли стихи многих ушедших, но так и не понятых поэтов современности – о них рассказ в следующих томах проекта.
           Назову только два имени: Александр Молчанов и Екатерина Литвинова.

Мне незнакомо слово ностальгия, / мне нравится чужая сторона. / Из всей – давно оставленной – России / мне не хватает русского окна. / Оно мне вспоминается доныне, / когда в душе становится темно, – / окно с большим крестом посередине, / вечернее горящее окно.

           Это Молчанов. А вот Литвинова:

Есть тихий Свет, ходящий по земле, / Он оживляет высохшие души. / Одним касаньем сердца сон нарушит, / Трава пробьётся даже на золе.

И солнца луч апрельскою порой / Пусть почки на деревьях с треском лущит, / Пасхальных дней нет радостней и лучше! / Заплачет словом старое перо...

Свети, Непостижимый Свет, свети! / Тепло невидимо проникнет в душу, / и так легко её ты сможешь слушать – / Где есть любовь, там можно всё снести.

           Русский поэт Александр Сергеевич Молчанов умер 30 августа 2010 года, а Екатерина Литвинова ушла из жизни 5 декабря 2012 года. Не оскудела и никогда не оскудеет талантами родная земля.

2016 г.

Василий Толстоус 



ОПУБЛИКОВАНО В АЛЬМАНАХЕ "МНОГОЦВЕТЬЕ ИМЁН", №13, 2016 г.

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ АЛЬМАНАХА "МНОГОЦВЕТЬЕ ИМЁН", №13

УДК 821.161.2-1(082)
ББК 84 (4Укр)6-5я43
М73

Проект «МНОГОЦВЕТЬЕ ИМЁН».
Серия «Творческие студии Донбасса»
Основаны в 2009 г. Вороновым А.Б.

Серия «Творчество. Содружество. Духовность»
основана в 2012 г. Вороновым А.Б.

МНОГОЦВЕТЬЕ ИМЁН

М73  По волне моей памяти
Литературно-художественный альманах. Выпуск 13

–К.: Друкарский двор Олега Фёдорова, 2016, - 600 с.

ISBN 978-611-504-065-0  серия
ISBN 978-617-7380-39-8

           Тринадцатый выпуск альманаха «Многоцветье имён» имеет подзаголовок «По волне моей памяти». Мы помним – значит, мы живём. Поэты и прозаики, ныне живущие и ушедшие – каждый со своей судьбой, с отпущенной ему мерой таланта ждут своего читателя. Творцы, обласканные лучами славы – и позабытые таланты. . Меланхоличные описатели быстро текущей жизни – и взрывные гении, имеющие честь родиться раз в столетие. Выбирай, читатель – здесь каждая строка ждёт тебя, вздрагивая от нетерпения. Не торопись закрыть книгу, перечитай ещё раз. Раскрой свою душу навстречу искрам костров, никогда не превращающихся в золу. Ведь рукописи не горят, читатель. В это чудо верят создатели альманаха. Поверь и ты.

УДК 821.161.2-1(082)
ББК 84 (4Укр)6-5я43

ISBN 978-611-504-065-0  серия
ISBN 978-617-7380-39-8


© Авторы текстов, 2016
© Проект «Многоцветье Имён», 2016
© Серия «Творчество. Содружество. Духовность», 2016
© Друкарский двор Олега Фёдорова, 2016



ОСНОВАТЕЛЬ СЕРИИ, ИЗДАТЕЛЬ И ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:

Анатолий ВОРОНОВ  (г. Донецк)

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

Василий ТОЛСТОУС               редактор выпуска (г. Макеевка)

Игорь БЕЗРУК                (Иваново, РОССИЯ)

Елена ДУМРАУФ-ШРЕЙДЕР          (г. Гезеке, ГЕРМАНИЯ)

Виталий КУЗНЕЦОВ               (Бурятия, РОССИЯ)

Сергей ОВЧАРЕНКО               (г. Евпатория, КРЫМ)

Михаил СПИВАК                (г. Виннипег, КАНАДА)
 


Рецензии
Интересно... заинтриговали. Удачи.

Александр Аввакумов   28.06.2019 11:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр.

Василий Толстоус   28.06.2019 23:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.