Мой путь. Глава 19 Эпилог

Мой путь: Юнга, Матрос, Штурман, Капитан
на фото: День рождения Аллы-20.10.2002 г.; перед переездом в Новороссиск-2020 г.

«Никто пути пройденного у нас не отберет». Ну а к старости наполнились эти слова новым, глубоким, гордым, горьким, щемящим, чем-то сладким, отчаянным, весёлым, тоскливым… Обернись назад, взгляни в свой кильватерный след, вспомни: сколько чего за кормой осталось – это все твоё, и никто того не отберет…"  Виктор Конецкий.

"Каждая тень, в конечном счете, тоже дитя света, и лишь тот, кто познал светлое и темное, войну и мир, подъем и падение, лишь тот действительно жил."
 Стефан Цвейг

В своем пройденном пути, я всегда и во всем полагался на себя. Я  старался следовать известному изречению: «Если не я за себя, кто за меня. Если я только за себя — то, кто я? И если не сейчас — то, когда?». (Изречение принадлежит еврейскому мудрецу Гилелю).
Человек в жизни должен надеяться только на себя; замечать, понимать, использовать шанс, предоставляемый судьбой, но при этом не забывать о других людях, не игнорировать их нужды, желания, стремления.
К сожалению, мне это не всегда в полной мере удавалось. В жизни и на работе случались всякие коллизии. Приходилось сталкиваться с разными людьми, которые в той или иной степени оказывали влияние на мою жизнь.
С одними приходилось бороться и противостоять им, с другими же, составлявшими большинство, сотрудничать, получать от них советы, поддержку и внимание, отвечать им взаимностью, учиться у них быть честным и справедливым по отношению к окружавшим.

  В мае 2013 года я был вынужден обратиться к врачу. Ряд обследований показал рак прямой кишки 2-я стадия. Решение врачей однозначно- операция. Онкологический диспансер, обследования, подтверждение диагноза, облучение и 25 сентября- операция.
Учитывая все вероятности я решил необходимым поставить в известность об операции мою дочь Елену, и попросил ее приехать для поддержания Алисы. Лена вскоре приехала, и как показало в дальнейшем ее присутствие и помощь были очень важны  для Аллы.   
Послеоперационный период сопровождался соответствующими обследованиями, и после подтверждения удовлетворительного состояния в октябре 2013 я был выписан под наблюдение районного онколога. Жизнь продолжалась.

Но судьба преследовала нашу семью. 29 июля 2016 года ушла из жизни Алла. Красивая, яркая мудрая женщина сгорела за два месяца. Рак в последней стадии. Особенно тяжёлым был последний месяц.
Мы были вместе 54 года и пережили вместе многое, мои неприятности, ее болезни, и всегда, что бы не было-это было все наше с ней. В памяти сохраняется мало плохого, больше хорошего.
Друзья в Одессе, Москве, Ленинграде, в Грузии, Америке, Израиле, Германии разделяли мое горе.
Вот только несколько соболезнований, из полученных мною:
Сабина Храпунова. Светлая память Аллочке настоящей женщине, умной, стильной, красивой, мудрой.

Галина Насакина. Умерла Алла Позолотина. Светлая память настоящей одесситке- красивой, доброй, мудрой женщине. Прощай Одесса

Татьяна Фролова. Лёва, дорогой! С горечью узнала о кончине Аллочки. Она была необыкновенной личностью. Но... жизнь продолжается. Это Ваша с Аллой сказка кончилась. А тебя мы будем любить вдвойне, и за Аллу тоже

Женя Ермакова Светлая память красивой, талантливой, умной женщине Аллочке Позолотиной!

Елеонора Фавелукис Светлая память Великой Женщине!

Виктор Кособудский Красивая и неординарная женщина. Светлая память!

Виктория Бренер Светлая память Очаровательной, Великой, Талантливой, Красивой, Умной Женщине!!!!! " Пусть Земля Тебе будет пухом!!!"

 От тяжести потери, одиночества отвлекала работа-преподавание в Академии консультации в УТЦ "Мортелеком". В памяти, в мыслях Алла всегда  со мной.


  Море не ушло совсем от меня.  Я по-прежнему востребован в Учебно-тренировочном центре по подготовке моряков как консультант.
"Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости..." Еклл.9.10.
 
 Иногда, правда очень редко заходят бывшие курсанты, сейчас уже старпомы, капитаны.
Путь приближается к завершению, но жизнь продолжается. Раз в год меня навещают дочь Елена, внучка Катя и правнучка Даша. Все трое- Позолотины. Дорога из Новороссийска в Одессу только автобус-36 часов. 10-12 дней общения и они возвращаются в Россию.


P.S. Шаг за шагом к концу пути.
Семья дочери в Новороссийске жила вчетвером в двухкомнатной квартире на 6-м этаже на улице Видова. Они взяли кредит, продали квартиру и при моем участии купили небольшой 2-х этажный домик с небольшим участком. Район, где они купили дом, называется Цемдолина-это пригород Новороссийска, до центра города 8 километров.  На участке с задней стороны дома и вокруг дома, Елена (дочь) посадила несколько деревьев, цветы, и конечно, на участке было выделено место под огород (огурцы, помидоры, лук, редиска и т.д.).
После смерти Алисы я в Одессе остался один и Лена (дочь) дважды приезжала поддержать меня.  По Скайпу я почти ежедневно общался с Новороссийском, и дочь, зять, внучка Катя (и правнучка Даша) настаивали на моем переезде к ним.
В начале ноября 2020 года от рака груди ушла из жизни внучка Катя, красивая, умная женщина. После смерти дочери Екатерины, Лена уговорила меня перебраться из Одессы к ним в Новороссийск.
Нашу квартиру в центре Одессы, на улице Бунина, рядом с Филармонией, купил Владимир Васюхник -ученик Алисы. Он занимался с Аллой английским, и у нас сложились дружеские отношения.  Он очень тепло и заботливо относился к нашей семье. Он оказал большую помощь в организации похорон Аллы и постоянно продолжал оказывать мне внимание.
Я предложил купить квартиру Володе Васюхнику. Мы оформили дарственную, и он 30 ноября 2020 года, на своей машине через Николаев и Херсон (5 часов дороги), доставил меня на пункт пропуска на российско-украинской границе.

30 ноября 2920 года я пересек границу Украины и оказался на территории Крыма. Там меня встретил приятель Васюхника и отвез меня в Керчь, где меня ждал мой зять Геннадий.  В 11 вечера мы были в Новороссийске. Всего дорога Одесса- Новороссийск, с прохождением границы заняла 16 часов.
Мне приготовили комнату на 1-м этаже.  Большое окно, в полкомнаты, почти до пола, выходит на восток с великолепным видом на горы Мархотского хребта. В хорошую погоду солнце, входящее из-за гор, будит меня.
На задней части дома, обращенной к участку, муж дочери Геннадий устроил крытую веранду. О Геннадии (Гене) особо-это мастер -золотые руки. Он, по основной специальности-сварщик, но попутно он и слесарь, электрик, плотник. Все работы по дому выполняются без помощи со стороны. Лена постоянно в работе, или на кухне-она отличный повар, или на участке, занимаясь садом и огородом.
Лена занялась оформлением моего пребывания в России, сначала это вид на ПМЖ- постоянное место жительства, переоформление пенсии, а затем полноценного гражданства. 22 марта 2022 года я получил паспорт гражданина Российской Федерации.
Мое времяпрепровождение- это компьютер, прогулки вокруг дома, если позволяет погода. Как правило, погода благосклонна, и свои две тысячи шагов в день я стараюсь выполнить. И вот так, не торопясь, я шагаю к концу своего пути.


   Здесь я рассказал о выбранном мною пути, моей дороге по жизни.
Старое штурманское правило гласит:"Пишем, что наблюдаем, а чего не наблюдаем, того не пишем»."-.Этому правилу я следовал в своих воспоминаниях "Мой путь".
 
Закончить я хочу стихами английского поэта Алджернона Чарлза Суинберна, из поэмы «Сад Прозерпины».

"Устав от вечных упований,
Устав от радостных пиров,
Не зная страхов и желаний,
Благословляем мы богов,
За то, что сердце в человеке
Не вечно будет трепетать,
За то, что все вольются реки
Когда-нибудь в морскую гладь".


The Garden of Proserpine
By Algernon Charles Swinburne

From too much love of living,
From hope and fear set free,
We thank, with brief thanksgiving,
Whatever Gods may be,
That no life lives forever,
That dead men rise up never,
That even the weariest river
Winds somewhere safe to sea...


    Стихи Поля Анка оказались очень созвучны моей судьбе. Я всегда был собою, и это был Мой путь.

Paul Anka - My Way
Пол Анка - Мой путь 

Сейчас, в конце пути,
Когда так близок час прощанья,
Всем вам, друзья мои,
Откроюсь я
Без колебанья.

Я жизнь испил до дна,
Я всё изведал в ней, не скрою,
Но что куда важней,
Я был... собою.

За спесь страдал подчас,
Но сожалел никак не много.
Сполна и не ропща,
Платил по всем счетам от Бога.

Я мог в обход дорог
Пойти один шальной стезёю,
И в этом, видит Бог,
Я был собою...

Да, это так, горазд был я
Брать слишком много на себя,
Но и тогда Я не хандрил
И нёс свой крест по мере сил,
Не пасовал, удар держал
И был собою.

Я знал восторг и боль,
Смеялся всласть, любил и плакал.
Пусть поостыла кровь,
Я этих дней вдыхаю ладан.

Я, право ж, был в седле,
И делал все что мог.
Но нет, судить не мне -
Я был собою.

У нас, мужчин один удел,
Собою быть, или ничем,
Дерзать и правду говорить,
Не гнуть колени, не скулить.

Я в жизни снёс немало гроз
И был собою.
Да, я был собою.

(перевод Осипова В.В.)


Мне хочется привести стихи, которые оставили след на моем пути:

" Если" Р. Киплинг
(Перевод С. Маршака)

О, если ты покоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь, злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовёшь,

И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь, твёрд в удаче и в ненастье,
Которым, в сущности, цена одна,
И если ты готов к тому, что слово
Твоё в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, можешь снова -
Без прежних сил - возобновить свой труд,

И если ты способен все, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Все проиграть и вновь начать сначала,
Не пожалев того, что приобрёл,
И если можешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперёд нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: «Держись!»

И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, -
Земля -  твоё, мой мальчик, достоянье
И более того, ты – Человек!


Далее:
http://proza.ru/2019/06/26/1551


Рецензии
Здравствуйте Леонард!

Ещё в прологе, в самом начале повести, когда я прочитала свод ваших
профессиональных правил, между строк вдруг плеснула морская волна и зазвучали
команды всех известных мне (из фильмов и книг))) настоящих капитанов. Это сразу
заинтересовало. И не разочаровало до конца повествования.
Из морей я хорошо знаю только "зелёное море тайги", да "славное море - священный
Байкал", где приходилось жить, учиться и работать. Незабываемое время!
Но здесь не только ностальгия.
Во времена СССР у большей части жителей нашей родной страны, кроме развешенного
тут и там настенного кодекса строителя коммунизма, был свой, внутренний кодекс
порядочного человека, делающего своё дело не за страх, а за совесть - вот о чём
напомнила ваша повесть о времени, о своём, с терниями и звёздами, жизненном пути,
о серьёзной работе и выполняющих свой профессиональный и человеческий долг
достойных людях.
Да и просто интересно было читать о дальних странах, о морях и океанах,
географические названия которых звучат как ласкающая слух, хорошая музыка.

Здоровья вам, Капитан, заслуженного покоя душевного и Удачи! - она так нужна и
в жизни, и в творчестве.
С уважением

Татьяна Шушкевич   29.01.2023 06:53     Заявить о нарушении
Татьяна, большое спасибо за Ваши добрые слова и пожелания.
Очень рад, что мог заинтересовать Вас своими опусами.
С уважением Леонард П.

Леонард Позолотин   29.01.2023 11:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.