На теплоходе музыка играет...

               
     На великой русской реке Волге в 20 веке, а точнее в 60-80 годах прошлого столетия было очень интенсивное судоходство. Сухогрузы, буксиры с баржами
бороздили волжские просторы, но особенно выделялись пассажирские теплоходы. Эти белоснежные красавцы и реку собой украшали и были любимы многими россиянами, а прокатиться на таком теплоходе по Волге и полюбоваться ее красотами – это была мечта многих. Кстати сказать, цены на такие туры в то время были не особо дорогие, можно сказать –«божескими».
     Экипаж теплохода «Михаил Фрунзе» составлял около 80 человек. Пасса-жировместимость почти 400 человек.  Но, если была возможность, то некоторые члены экипажа, конечно с разрешения капитана, могли взять в рейс своих близких родственников. Обычно это мужья, которые работают в навигацию по 6-7 месяцев, и оторваны от семьи, могли взять  в рейс на пару недель своих жен. Красавец теплоход, удобные каюты, рестораны, бары и отличный сервис, этим, конечно же, не могли не воспользоваться Пароходские начальники, которые тоже могли взять в рейс своих жен. Свое пребывание на теплоходе они оформляли как командировку. Можно потом это отметить как инспекцию судна, поставить нужные «галочки» в отчетах, а главное отдохнуть без лишней траты денег и с комфортом.
      Вот как описывает один из таких рейсов бывший радист теплохода «Михаил
Фрунзе».
      Теплоход  «Михаил Фрунзе» совершал очередной рейс: Нижний Новгород –
Москва – Нижний Новгород – Астрахань – Нижний Новгород.  Во время рейса на стоянках в портах пассажиры совершают различные экскурсии по городам. Кроме этих стоянок теплоход еще в красивых природных местах встает на якоря, и пассажиры могут искупаться, позагорать.  Устраиваются пикники, жарятся шашлыки, одним словом, народ отдыхает – веселится.
      После недолгой стоянки в Астрахани легли на обратный курс в Нижний Новгород.  Подходит теплоход к  Волгограду и радист, по сложившейся традиции, включает магнитофонную запись с фронтовыми песнями, стрельбой, бомбежкой и Голосом Левитана со сводкой Информбюро. И во время прохождения теплоходом Памятника «Героям Сталинградской битвы», расположенного  на Мамаевом кургане, теплоход стопорит ход и громкими гудками судового тифона отдает дань уважения воинам, погибшим в боях за освобождение Сталинграда. Пассажиры, столпившиеся на борту, под эти тревожные гудки бросают в воду цветы - это букеты, венки и их уносит течение. Цветов так много, что кажется, что это кровь солдат, погибших при освобождении Сталинграда, течет по воде.  У многих пассажиров на глазах слезы.
      Но вот теплоход дает полный ход, Памятник остается за кормой, и на палубе
опять звучит веселая музыка и слышен задорный смех. Отдали дань традиции и
жизнь продолжается.
      Во время этого рейса у жены радиста был День Рождения и он взял в рейс ее и двоих детей. Он жил в отдельной каюте на верхней палубе. Каюта большая и имела два выхода: в коридор и непосредственно на палубу.  Рядом с его каютой находилась каюта  «Люкс», которая служила, в основном, для приема различного начальства. В этом рейсе там проживал с семьей зам.начальника Пароходства по пассажирским перевозкам. Вышел в рейс якобы с инспекцией, оформил командировку - надо же проверять, как работают его теплоходы. В рейс взял и жену, ну, а как же без нее. Ей тоже отдохнуть надо. Все, включая капитана и его помощников, ходили около этой каюты на «цыпочках», боялись лишний раз побеспокоить высокого гостя. Только дети радиста не проявляли особого трепета перед ним. Ну, что с них взять – дети, они и есть дети. Да и радист не особо «прогибался» перед Начальником. А тот терпел, терпел это отсутствие у подчиненных трепета перед начальством и, наконец, появился повод показать свою власть. Вот, как это случилось.
      Утром, после прохождения Волгограда, жена радиста наводит порядок в каюте и видит, что цветы, которые муж подарил ей на День Рождения, завяли, и решила, что на следующей стоянке купит другие, свежие. Букет цветов стоял на столе около открытого иллюминатора. Недолго думая, она берет этот букет и выбрасывает в иллюминатор. Муж Анатолий только хотел ей сделать замечание, сказать, что в каюте есть урна для мусора, но не успел. В иллюминаторе показалась голова соседа – Пароходского начальника. Прямо, как черт выпрыгнул из табакерки:
    - Что это за безобразие? - Прямо завизжал он. – Вы загрязняете нашу священную Волгу. Как только руки у вас поднялись на такое кощунство…
     И в таком духе минут на 20. Слушал Анатолий Георгиевич, слушал, и надоело ему выслушивать эти начальственные окрики, и ответил:
    -Вы, дорогой товарищ, подождите. А то, красноречие ваше зря пропадет. Давайте по порядку. То, что моя жена цветы за борт выбросила, я, конечно же, не одобряю. Но вообще-то это не такая уж большая трагедия. Завядшие цветы – это не нефтепродукты и не мусор с фекалиями. Не далее, как вчера, мы с теплохода столько цветов набросали за борт в Волгу, и никто это не подсчитывал и не считал
загрязнением Волги. Так, что вы оставьте ваше красноречие, а то, услышав вашу гневную речь, туристы, которые вчера бросали цветы в воду, могут принять это на свой адрес. Могут и обидеться.
     Товарищ, аж, подпрыгнул, засучив ножками в воздухе:
   - Вчера мы возлагали цветы на воды Волги. – Визжал он. – И не понимать этого может только полностью конченый человек, а ваш завядший букетик,
брошеный за борт, оскорбил всех нас. Вы и вам подобные не только засоряете
Волгу, но и позорите флот.
     Терпение радиста лопнуло:
   - Да знаешь ли ты, что теплоход все фекалии сбрасывает в Волгу? Конечно,
знаешь, как знаешь и то, что весь мусор, который скопился на борту за день, каждую ночь под руководством капитана, сбрасывается за борт. Все это происхо-
дит годами. Все Пароходство это знает, но вы делаете вид, что этого не бывает.
А за это такие, как вы бесплатно катаются с женами на теплоходах и бесплатно
питаются в судовых ресторанах. Так, что ты, мил человек, рот закрой и идите с
женой на обед, а то пища остынет.
   - Ну, вы об этом пожалеете. – Просипел белый от злости начальник.
     И, конечно же, отомстил.
     Осенью заканчивается на реке навигация, и пока на реке не появился лед,
суда ставят на межнавигационный отстой на базах, к которым эти суда приписаны.
Т/х «Михаил Фрунзе»» был приписан к Базе технического обслуживания (БТО), которая находилась далеко от Нижнего Новгорода, и на другом берегу Волги. Судно стоит на базе, производится необходимый ремонт. Все это выполняется работниками Базы, но на судне еще должны нести круглосуточную вахту. Этим обычно занимаются члены экипажа, проживающие в этом поселке.
     Радист Анатолий, пока судно вставало в межнавигационный отстой, заключил Контракт с судоходной компанией Кипра, на работу на пассажирском судне под Флагом Кипра. Написал, как обычно, заявление на межнавигационный отпуск, и получил отказ. Оказывается, в его услугах по охране этого судна очень нуждались. Охранять судно должны были не помощники капитана, не механики, не мотористы, не матросы, живущие в этом поселке и нуждающиеся в работе, а именно живущий в Н.Новгороде  радист. Он должен всю зиму охранять теплоход, ездить с пересадками из Нижнего Новгорода в Затон, где стоял теплоход, а это займет около 2-х часов.  Первый должен подписать заявление на отпуск капитан, а он не подписывает.
     - Почему, в чем дело?
     - А, не надо было ругаться с начальством. И мой совет – лучше увольняйся по
собственному желанию, а то одни неприятности из-за тебя. Жаловаться не советую, директор Базы тоже получил указание избавиться от тебя.
     - От кого он получил такое указание?
     - А, ты вспомни, с кем в рейсе ругался.
       Вот так. Пришлось ему уволиться. В родном Пароходстве оказался не нужным, а вот на Кипре решили, что специалист он нужный. Конкурс на это место был большой. Из 30 человек кандидатов  выбрали Анатолия. Отработал он контракт нормально.
       А с прошлой работой распрощался. Там все понятно и обычно: А не бери в рейс жену, даже, если у нее День Рождения и не разрешай ей выкидывать букетик цветов и, главное, не дерзи  начальству, особенно, когда оно не в духе, а главное - уважай его.


Рецензии