Из Балтийска во Владивосток

Приказом от 19 мая 1970 года наш корабль «СДК -177» передан в состав 176 бригады кораблей резерва, расположенной в Сайда-губе, где мы  соответствии с «Инструкцией по консервации надводных дизельных кораблей и боевых катеров ВМФ» осуществляли его  подготовку к передаче.
Надо сказать, что работа эта довольно трудоемкая, так как должна быть обеспечена сохранность всех механизмов и оружия корабля на длительное время.
Рейсовые катера из Полярного в Сайда-губу ходили через Гаджиево. Однажды я пошел по поселку, зашел в Дом офицеров и там на одном стенде обнаружил своего одноклассника Кокшарова Юрия Васильевича, который там служил на подводной лодке. Где только знакомых не встретишь!
Приказом от 17 марта 1972 я был назначен командиром БЧ-2 «СДК – 89», который после перегона из Польши, где он строился на одной из верфей,  находился в Балтийске.
Оттуда его нужно было перегнать на Северный флот, а потом Северным морским путем во Владивосток, так как он предназначался для Тихоокеанского флота.
В мае 1972 года я во главе вновь сформированного экипажа поездом через Ленинград – Псков – Вильнюс – Калининград поехал в Балтийск. При выезде из Полярного температура была минусовая и периодически шли снежные заряды.
Балтийск же встретил весенним теплом и цветущей сиренью.
Местом стоянки «СДК-89» был причал в одном из каналов поблизости от  ресторана «Золотой якорь», который хорошо был описан в недавно прочтенной мною книге Леонида Платова «Секретный фарватер». Поблизости же была старая крепость Пиллау и памятник Петру Первому.
Крепость имеет форму звезды и окружена водным каналом. На территории крепости находится объект МО.
«Золотой якорь» был виден прямо из каюты, а рядом с ним – Дом офицеров флота.
Там мы со штурманом встретили бывшего выпускника  КВВМКУ (Каспийское высшее военно-морское Краснознаменное училище им. С. М. Кирова), который перед выпуском был у нас на стажировке в Полярном.
В ресторане он подошел, представился уже лейтенантом и пригласил к себе в гости. Как он пояснил, у него есть квартира в Камсигале. Помню, что это был небольшой дом. Поднялись на 2-ой или 3-ий этаж. Квартира холостяцкая. Накрыли стол тем, что по дороге захватили. Сидим. И вдруг звонок в дверь. Хотя никто не должен был придти, открыли.
А это штурман пришел. Хозяин не предупредил, что у него балкон обвалился и в дверь на балкон выходить нельзя. А он вышел…

В Балтийске провели кое-какие подготовительные мероприятия для перехода Северным Морским Путем, в частности, отрядили двух матросов на хлебозавод стажироваться по выпечке хлеба. Путь нам предстоял не менее трех месяцев, и мы должны сами себя обеспечивать хлебом. Остальные продукты и все необходимые материалы на переход мы должны были получить в Североморске.
В июне вышли из Балтийска и направились в Ленинград. Прошли мимо Таллина. Встали на якорь на рейде города Ломоносова. Воспользовался возможностью посетить Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума.
Так как нас предупредили, что на дальнейшем пути не разводится один из мостов Беломорско-Балтийской системы, нам нужно было зайти в Ленинград и срезать часть мачты.
Кстати, с Балтийска мы шли под командованием нового командира – капитана третьего ранга Усатого Петра Ильича, который еще до нашего прибытия в Балтийск принял командование «СДК-89», куда на переход до Владивостока я и был назначен командиром БЧ-2.
Петра Ильича в Ленинграде ждала жена. Он съездил за нею, и они поселились в его каюте. Но все не так просто в этом мире…
 Через час после их прибытия к нам подошел военный катер и какой-то капитан второго ранга поднялся к командиру. Оказалось, что это был помощник коменданта гарнизона. Он прибыл, чтобы разобраться, почему к нам на борт поднялась женщина (кто-то уже сообщил). Выяснив, что это жена командира, он заявил: « - Это не важно. Женщины на военном корабле быть не должно.  Поселите ее в гостиницу!»
Петр Ильич потом сквернословил не хуже боцмана с пиратского корабля.  Но пришлось так и поступить.
«СДК – 84» под командованием капитан-лейтенанта Маркина Анатолия Семеновича, который вместе с нами шел во Владивосток, еще раньше пришел в Ленинград, и ему в этот день уже срезали мачту.
На следующий день мы тоже зашли в Уткину заводь, в завод, где нам тоже срезали часть мачты, и стали ждать развода мостов на Неве. Срезанную мачту установили на палубе и надлежащим образом закрепили.
В полночь двинулись в сторону Ладожского озера. Прошли Шлиссельбург – город, основанный в 1323 году как новгородская крепость Орешек.
Вошли в Ладожское озеро - Ладога, в древности - Нево - озеро в Республике Карелия (северный и восточный берег) и Ленинградской области (западный, южный и юго-восточный берег), крупнейшее пресноводное озеро в Европе и второе по величине озеро России после Байкала.
В Ладожское озеро впадают не менее 40 рек и крупных ручьёв, а вытекает одна - река Нева, по которой мы и вошли в Ладогу.
В южной половине озера - три крупных залива: Свирская, Волховская и Шлиссельбургская губы.
По реке Свири прошли в Онежское озеро, где догнали «СДК-84», с которым дальше уже шли вместе.
Пересекли озеро, дошли до Повенца – начального пункта Беломорско - Балтийского канала. Там же  находится так называемая «Повенецкая  лестница» из семи шлюзов.
Беломорско - Балтийский канал, до 1961 г. – Беломорско -Балтийский канал имени Сталина - канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути.
Транспортный путь канала имеет протяжённость в 227 км с подходными каналами от Онежского озера до Белого моря, из них 37,1 км составляют искусственные пути.
Гарантированные минимальные габариты фарватера: глубина - 4 метра, ширина - 36 метров, радиус закругления - 500 метров.
Шлюзы «Повенецкой лестницы» образуют Южный (Балтийский) склон канала протяжённостью около 10 км.
Между седьмым и восьмым шлюзами находится водораздел канала протяжённостью 22 км.
На трассе Северного (Беломорского) склона протяжённостью около 190 км расположено двенадцать шлюзов (№ 8 - 19).
Трасса проходит через пять крупных озёр:  Маткоозеро,  Выгозеро,  Воицкое озеро, Палагорка  и Маткожня.
Разность уровней воды - 102 м.
Надо сказать, что эта система относится к одной из самых оболганных Великих строек СССР. И больше всего этому поспособствовал Солженицын со своим «Архипелагом ГУЛАГ» и другими такими же основанными на ложных измышлениях работами.
Мне повезло, что я в натуре посмотрел это сооружение и могу составить свое мнение о его величии.
Видимо, либеральная общественность не может простить, что благодаря этому каналу надводные корабли и подводные лодки из Балтики в свое время были переброшены в Кольский залив и явились основой Северного флота.
Ведь она, эта самая общественность, не клеймит позором  царское правительство, которое в свое время строило, но не закончило еще один канал - Обь – Енисейский.
А вообще многие ли знают о такой стройке? Я задавал такой вопрос местным жителям, но они только говорили: « - Да ты брось! Посмотри, где Обь и где Енисей!»
Так вот, строился такой канал! Остатки его есть, и туристы по нему ходят, и видеофильмы размещают в интернете. Во время войны им даже воспользовались, когда нужно было какие-то корабли перебросить в Енисейский залив.
Многие из вас читали, наверное, «Угрюм - реку». Там обратите внимание на эпизод, когда Прохор Громов впервые встречается с Филькой – Шкворнем, и тот рассказывает ему, как он несколько лет работал на этом канале, заработал довольно много денег. А, когда выбрался в «цивилизацию», на Енисей, там загулял, его до нитки обобрали. И пошел он на Угрюм – реку, к Прохору наниматься.
В моей практике был подобный случай. Я был в 1978 году в качестве техника в составе Дальневосточной лесоустроительной экспедиции на Камчатке. Проводили лесоустройство Елизовского лесхоза. Место базирования довольно часто меняли. Последнее было в лесу между Халахтырским озером и океаном. Там еще одна из серий «Орел и решка» снималась.
Жили в палатках. Была уже довольно глубокая осень, полевая работа заканчивалась. Один из рабочих был Боря Хохлов из Бичевой под Хабаровском. Получил он расчет, купил прекрасный темно-синий костюм, сорочки, галстук, итальянские туфли, портфель-дипломат и поехал в аэропорт.
Вернулся на следующий день в каком-то потрепанном комбинезоне и в резиновых сапогах. По его словам, добрался только до аэропорта «Елизово». Поскольку, как говорится, пачки денег ему ляжки жгли, зашел в ресторан. Познакомился с какими-то дамами. И все… Надо снова денежки зарабатывать.
Ну, мы с Обь – Енисейского канала куда-то забрели, потому возвращаюсь на Беломорканал.
Но прежде хотел бы сказать, что те места, где Обь –Енисейский канал выходит в Енисей – район села Бахта, показаны в прекрасном четырех серийном телефильме «Счастливые люди».
Ну, а мы дошли до Беломорска и побежали в Северодвинск, где надо было поставить на место срезанные мачты. Работу эту делали в заводе «Севмаш», о котором многие слышали. Там строят АПЛ.
Вышел через проходную завода, пошел мимо «Бухенвальда», о котором я рассказывал ранее, мимо учебного отряда подплава, где я для поступления в училище проходил комиссию, и вдруг встречаю старого мичмана Матюка с беломорского флотского полуэкипажа. Поговорили, вспомнили общих знакомых.
Через несколько дней пошли в Североморск, где должен был собраться весь караван для перехода на Тихоокеанский флот.
Есть такое понятие «Экспедиции особого назначения (ЭОН)» - ряд длительных переходов оперативных соединений кораблей ВМФ СССР с целью их переброски с одного Флота на другой, проходивших в предвоенный период, годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы.
ЭОНы формировались приказами высшего военного руководства и были номерными.
Первая экспедиция, ЭОН-1, состоялась в мае – августе 1933 года.
Цель экспедиции - Переброска 2 эсминцев, 2 сторожевых кораблей и 2 подводных лодок из Кронштадта в Мурманск по только что построенному Беломорско-Балтийскому каналу с целью создания Северной морской флотилии - первого формирования Северного флота СССР.
     Состав:
- Эсминец «Урицкий» (командир - А. С. Мельников)
- Эсминец «Рыков» (командир - С. С. Рыков),
- Сторожевой корабль «Ураган» (командир - Г. А. Визель)
- Сторожевой корабль «Смерч» (командир - В. А. Фокин),
- Подводная лодка Д-1 «Декабрист» (командир - Б. А. Секунов)
- Подводная лодка Д-2 «Народоволец» (командир - Л. М. Рейснер)
- баржи, буксиры и катера, обеспечивающие переход.
Вторая экспедиция ЭОН-2 состоялась тоже в 1933 году с целью доукомплектования, вслед за ЭОН-1, Северной морской флотилии эсминцем, сторожевым кораблем и подводной лодкой.
Маршрут тот же - Беломорско-Балтийский канал.
 Состав:
- эсминец «Карл Либкнехт» (командир К. Ю. Андреус)
- сторожевой корабль «Гроза» (командир А. Е. Пастухов)
- подводная лодка Д-3 «Красногвардеец» (командир К. Н. Грибоедов)
И, начиная с ЭОН-3 в 1936 году с целью переброски эсминцев «Сталин» и «Войков» с Балтийского флота на Тихий океан Беломорско-Балтийский каналом и Северным морским путём, стали производиться межфлотские передачи кораблей.

Наша экспедиция по передаче в 1972 году ряда кораблей с Северного флота на Тихоокеанский носила название ЭОН-72.
В состав входили «СДК-89» - позывной «Сталевар», «СДК-84» - «Бельбек», «ПКЗ «Палана» - «Ткварчели», пожарно-дегазационное судно (по-моему, ПДГС называлось) и еще какие-то плавсредства. Оба СДК предназначались в 100-БДК на остров Русский, ПКЗ для подводников на Камчатке, остальные – для разных других подразделений.
Надо сказать, что руководство экспедицией осуществлялось бригадой во главе с капитаном первого ранга, прибывшей из Москвы из Главного управления ВМФ СССР.
Служба у таких бригад интересная: приезжают летом на Север, собирают караван, укомплектовывают всем необходимым, проводят  учения по совместному плаванию, перегоняют корабли в составе экспедиции, сдают на местах, возвращаются в Москву, отчитываются и ждут следующего года. В состав бригады входят различные специалисты: механики, связисты, штурманские специалисты, снабженцы, медики и тому подобное. Видимо, часть таких специалистов набирают с флотов. С нами, на нашем корабле шел врач, который уже третий раз участвует в таких перегонах. А место его постоянной службы – Владивосток.
Запомнилась его характеристика города Владивостока:
« - Если сравнивать с Хабаровском, то Хабаровск – это старый мрачный политработник, а Владивосток – это ветреная веселая дама. Там даже рестораны, в отличие от других городов страны, работают до двух часов ночи».
Был он коллекционер: собирал значки и пачки сигарет. Перед выходом я для матросов купил пару ящиков махорки. А, когда у нас сигареты кончились, пришлось к этому медику обращаться, а он все возмущался, что это же коллекционные…
Помню, в бухте Провидения он мне подарил значок, утверждая, что через некоторое время это будет большая ценность, так как на нем ошибочно вместо «ПровидениЯ» написано «ПровидениЕ». Ну, не знаю, для меня бы этот алюминиевый значок никогда не представлял особой ценности… Видимо, у коллекционеров мозги по-другому устроены.
Выходили с Севера где-то 30 или 31 августа, так как в тот год была тяжелая ледовая обстановка в проливе Вилькицкого. И была опасность, что придется зазимовать где-нибудь в Певеке.
За день до этого мимо нас на выход из Кольского залива прошел танкер «Сванетия». На нем  ушел в первый рейс мой брат, который после увольнения со срочной службы устроился электриком  в подразделение  вспомогательных судов Северного флота - то есть на суда для обслуживания мест базирования и обеспечения повседневной деятельности боевых кораблей ВМФ.
Наконец вышли и пошли на выход из Баренцова моря. При проходе Карских ворот какой-то остряк просемафорил по кораблям « -Последнему закрыть ворота!».
Справа осталась Амдерма, о которой писал Евтушенко:
«Мы шли по Амдерме как боги,
Слегка в развалку руки в боки.
И наши бороды и баки
Вели направлено сквозь порт;
И нас девчонки и салаги, и даже
Местные собаки сопровождали как эскорт».
В Карском море появились льды. Основное условие движения – не отставать, быть максимально близко к ведущему, в его кильватерной струе, но и не таранить.
На Диксоне было большое желание выйти, отметиться, что и я там был. Постоянно мы в детстве  о нем песни слушали, но
«Четвёртый день пурга качается над Диксоном,
Но только ты об этом лучше песню расспроси…»
Не пришлось побывать. И вряд ли когда-нибудь я там еще буду.
Идем в сопровождении ледоколов – «Минск»,  «Киев» и еще какие-то. Они чередуются. Каждый проводит по своему участку. Появились белые медведи, но видели их только со спины – увидев корабль, уходят. А моржи валяются на льдинах и хоть бы что.
Вот, наконец, мыс Челюскина – самая северная оконечность материковой Азии – остался позади, мы вошли в море Лаптевых. Внешних отличий от моря Карского мы не увидели. Те же льды, те же торосы, хмурое небо.
Обогнув северо-восточную оконечность полуострова Таймыр, Экспедиция взяла курс на юг, к устьям рек Хатанги и Анабара. Там, севернее острова Бегичева Большой, командир экспедиции вызвал всех на связь и провел важный инструктаж:
« - Далее будут паковые льды. Не расслабляйтесь. Каждую льдину воспринимайте как бетонный причал».
Здесь действительно нам встретились многолетние паковые льды, ропаки. Проходя мимо какой-либо льдины, можно было видеть в прозрачной, чистой океанской глубине многометровую ее подводную часть.
Это, по сути, настоящие айсберги, встречи вплотную с такими махинами могли иметь трагические последствия.
В Восточно - Сибирском море нас повел атомный ледокол «Ленин». Это потрясающая мощь! Чувство такое, что он просто идет по воде и не видно, что он ломает трехметровый лед.
Вышли на чистую воду, и вот там столкнулся с интересным явлением. Ходовую вахту мы с командиром несли поочередно. У штурмана и механика свои задачи.
Небо совершенно чистое, видимость безбрежная, и вдруг ни с того ни с сего влетаем в такой туман, что с ходового мостика носа своего корабля не видно. Срочно послал на бак впередсмотрящего, так как РЛС при прекрасной видимости была выключена и пока она прогреется, несколько минут пройдет. Пытались держаться кильватерной струи впереди идущих, но они сами стали разбредаться. Видимо, для всех этот туман стал неожиданностью.
Тут оперативный дежурный меня вызывает: « Сталевар, ты куда прешь?» И тут РЛС включилась, и я вижу, что весь караван разбрелся, как стадо коров. Мы стремимся в борт ледокола. Подкорректировал курс, и тут командир поднялся на мостик и заступил на вахту. Туман же, как неожиданно нас накрыл, так же стал рассеиваться. Вижу, что под углом к нашему борту стоит «СДК-84», нос его направлен на нашу правую реактивную установку «BM-18».
Я спустился на бак, подошел к установке, и тут из тумана вылетает ПДГС и своим острым форштевнем бьет в корму «СДК-84». Тот от удара развернулся и свернул нашу «BM-18». А я стою рядом и слышу, как в погреб сыплется всякое железо.
Зачехлили мы свою установку, на ход корабля она влияния не оказывает, и по приходу во Владивосток надо ее в заводских условиях ремонтировать. У «СДК-84» ПДГС сделал громадную пробоину, хорошо хоть выше ватерлинии, но в кубрике личного состава своротил две койки. С такой пробоиной никуда далеко не уйдешь.
Принято решение идти в бухту Провидения, командиру брать канистру спирта и бежать на какой-нибудь завод, чтобы борт отремонтировали. Только тогда идти во Владивосток.
М. Полторанин в книге «Власть в  тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса» (стр.201-202) рассказывает:
«Говорят, что до создания нашей страной в 1953 году термо¬ядерного оружия и ракет большой дальности сдерживающим фактором служила и дезинформация, впрыснутая  в начальствен¬ные кабинеты Вашингтона под видом утечки сверхсекретной ин¬формации.
В ней сообщалось, что в случае нападения США на СССР Сталин не нач¬нет ввод танков в Западную Европу, как считали американские ге¬нералы, а даст старт операции «Каскад»:
«С чукотских, камчатских и других аэродромов она якобы предусматривала заброс несколь¬ких советских десантных дивизий сначала на Аляску, оттуда в Ка¬наду, а оттуда в северные штаты США. Они должны были захва¬тить по очереди все аэродромы, удерживать над ними контроль, чтобы обеспечить беспрепятственную доставку в Америку двух миллионов китайских диверсантов.
Их цель - взрывать дома и предприятия, убивать, сжигать все что горит. Словом, американ¬цев собирались потопить в крови и ужасе.
Янки знали, что от Мао со Сталиным можно ждать и не та¬ких сюрпризов. План-то реализуемый, если не считаться с боль¬шими потерями. А когда с ними считались «русский с китайцем братья навек!».
Американцы горазды сбрасывать бом¬бы с большой высоты или пулять по дальним целям с авианосцев, а драться в уличных боях - не их профиль.
Они с содроганием вспоминали операцию «Айсберг» - сра¬жение на острове Окинава. Со сравнительно небольшим гарни¬зоном японцев войска США при поддержке британцев возились 82 суток, до 23 июня 1945 года. Добро бы не хватало огневой мощи.
 Но Окинаву обложили 1600 военных кораблей, среди них было 40 авианосцев, 18 линкоров, 32 крейсера и 200 эсминцев. Они, как в тире, расстреливали остров из тяжелых орудий, бомбили с самолетов, угробив десятки тысяч мирных жителей.
А направились с огнеметами зачищать пространство посуху и показали всем свою слабость. Американцы потеряли в боях на Окинаве около 50 тысяч человек. 14 тысяч военнослужащих были демобилизованы «из-за нервных срывов» (так у них называли медвежью болезнь).
Как тут не задуматься, прослышав о плане «Каскад»?
И они крепко задумались, хотя подготовка к нападению на СССР про¬должалась».
Так вот, к развитию этой темы имела прямое отношение бухта Провидения, куда мы пришли для ремонта «СДК-84».
Капитан 1-го ранга Вадим Кулиниченко в статье «14-я десантная для вторжения на Аляску. Неизвестные страницы»  писал, что «Уже в начале 1946 года началось усиленное формирование 14-й Десантной армии на полуострове Чукотка.
Командармом этой особой армии был назначен генерал-лейтенант Олёшев Николай Николаевич (1903-1970 гг.), который, командуя 113-м стрелковым корпусом, отличился в Советско-японской войне 1945 года».
«Эта армия была создана по личному приказу Сталина. Перед ней была поставлена стратегическая задача: в случае атомной атаки на СССР со стороны США она высаживается на Аляску, идёт по побережью и развивает дальнейшее наступление на американском континенте. Задача, на первый взгляд, невыполнимая, но пыл американцев она сдерживала.
  Американцы знали о существовании этой армии и вели против неё активные разведывательные действия, одновременно укрепляя Аляску.
К сожалению, как о самой 14-й армии, так и об её командующем сохранились скудные сведения или же информация вообще отсутствует. Ни в одной военной энциклопедии или словаре не найти даже названия этой армии, а скромные данные о генерал-лейтенанте Олёшеве Н.Н. мне удалось разыскать только в справочнике о Героях Советского Союза.
  Почему я заинтересовался этим вопросом?
Мой хороший друг дошёл до Харбина в 1945 году в войне против Японии, а потом с 1948 по конец 1951 года служил в рядах 14-й армии на Чукотке».
Если вас заинтересовала эта тема, сейчас, в век интернета вы многое можете в нем найти.
Буквально на днях я нашел и прочел книгу Владимира Осиповича Богомолова «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…?», а вчера нашел и начал ее прослушивать в аудиоформате и сбросил для всех кому интересно, в «Одноклассниках».
Он там пишет об этой десантной армии на Чукотке в бухте Провидения.
Владимир Богомолов нам многим известен как автор книги «В августе 44-го» («Момент истины»), изданной в 1973 году, и по экранизации этой книги. Так что стоит прислушаться…
Возвращаюсь к нашей теме. В бухте Провидения мы встали на рейде, и Маркин Анатолий Семенович занялся ремонтом пробитого борта. Большую роль в этом сыграла канистра спирта. А мы побродили по поселку, посмотрели на чукчей (или эскимосов?). купили значки с названием этого места, так как больше и покупать нечего.
Правда, я до сих пор не пойму, как там можно было жить в тех условиях, описанных Богомоловым и Кулиниченко. Видимо, те люди были другими «…богатыри, не вы…»
В Авачинский залив вошли при подходе какого-то тайфуна (почему-то запомнилось название «Мрия»). Ветер был такой силы, что нас несколько раз срывало с якоря и постоянно приходилось подрабатывать машинами.
Когда все устаканилось, осмотрели город Петропавловск. Самое впечатляющее, конечно, это вид на Авачинский и Корякский вулканы, нависшие над самым городом.
Осмотрели памятники, которых в этом городе очень много:
- Памятник Витусу Берингу (1826 год)
- Могила английского мореплавателя Чарльза Кларка (1913 год)
- Памятник Жану-Франсуа Лаперузу (1892 год)
- Памятник «Слава» (1881 год), сооружённый в честь Петропавловской обороны
- Памятник героям третьей батареи лейтенанта А. П. Максутова, сооружённый в честь успешной обороны г. Петропавловска от нападения англо-французской эскадры в 1854 году (1954 год, на Никольской сопке)
- Мемориальный комплекс: братская могила защитников г. Петропавловска (1854 год) и памятник-Часовня (1910-1912 гг.)
- Памятник-обелиск воинам советской армии - освободителям Курильских островов в 1945 году от японских милитаристов (6.11.1946)
Это пример того, как надо хранить память о своей истории, хотя я не совсем уверен, что многие из нас читали  книги Н.П. Задорнова «Борьба за океан», Пикуля «Богатство» и «Каторга». Иначе откуда такие вопросы: « - А с кем Россия на Камчатке и Курилах воевала?»
Кстати, все эти книги сейчас есть в аудиоформате, и можно их просто прослушать, не особо напрягаясь.
Позже мне в этом городе пришлось неоднократно бывать в командировках и по другим надобностям. Как-то мы с женой специально слетали самолетом туда. Жили в гостинице  «Авача», ездили купаться в горячих источниках Паратунки. Потом на морском вокзале сели на теплоход «Мария Ульянова» и целую неделю шли вдоль Курильской гряды и мимо Сахалина  во Владивосток. Красота! Незабываемые впечатления!
Ну, а если вернуться в 1972 год, то, выйдя из Петропавловска, пошли так же вдоль Курил.
 В районе островов Кунашира и Итурупа в Охотском море нас прихватил очень жесткий шторм. А надо представлять, что такое десантные корабли. Они приспособлены для высадки десанта на берег. Осадка очень малая.  Практически плоскодонные. И нас так начало кидать, что того и гляди,  за борт вылетишь или корабль перевернется.
Видя это, командир экспедиции вышел на связь примерно с такими словами « - Десантники, держитесь! Мы никогда не забудем ваш героизм!»  А Маркин вышел на связь : «Повторите, повторите. Что вы сказали?». Наш командир Усатый это комментирует:  « - Понравилось? Хочет, чтобы еще леща ему кинули!».
Было принято решение через пролив Екатерины бежать в залив Спокойствия. Там мы встали на якорь у самого подножья вулкана Тятя высотой 1819 метров. Поблизости был водопад Птичий, который в лоции описан так: «Имеет вид белого паруса на фоне вулкана…». Не зря из моряков вышло много писателей!
Кстати, в интернете много съемок этих сказочных мест. Где-то там были съемки фильма «Приключения Робинзона Крузо».
Как только шторм перестал, пошли во Владивосток, на несколько часов заскочив в Аниву, где, стоя на рейде Корсакова, получили некоторые продукты.
Да, и еще интересное событие. Вскоре после того, как мы обосновались на острове Русском, на Кунашире произошло извержение вулкана Тятя, у подножья которого мы пережидали шторм.   


Рецензии