5. Происхождение души

Христианская Психология Аскезы.

«Введения в Христианскую Психологию Аскезы».

Глава 1. Понятие о «душе». Продолжение 4.

Вопрос о происхождении «души» всегда был и остаётся дискуссионным, в святоотеческом учении. Этот вопрос относится к той категории вопросов, которые вызывали и продолжают вызывать большое количество противоречий. Это происходит в связи с неправильным пониманием многими особенностей взаимодействия между двумя аспектами «бытия человека»: природным аспектом бытия человека и личным аспектом бытия человека.
Опуская все исторические подробности и перипетии споров по этому вопросу, можно сказать, что в его истории имелись и по сей день имеются три различные точки зрения или гипотезы:
- Гипотеза «предсуществования душ» (Оригенизм);
- Гипотеза «божественного творения душ» (Креационизм);
- Гипотеза «рождения душ родителями» (Традуционизм).

Оригенизм или гипотеза о «предсуществовании душ» является наследием первоначального воцерковления человеческого «ума». В тот период, когда языческая философия только встретилась с христианским откровением. Она носит, практически во всём, платонический и неоплатонический характер и в корне не согласна с христианским богословием. Поэтому, в настоящее время, она окончательно отвергнута церковной мыслью и признана ересью, т.е. заблуждением.
Креационизм, вернее, его гипотеза «божественного творения душ», была и остаётся популярна на Западе и частично на Востоке. Она характеризуется гипертрофированным (преувеличенным) вниманием к личному аспекту бытия человека. Поэтому, в связи с большим числом противоречий, выявленных наукой, касающихся материально-психической составляющей «души», связанных, в первую очередь, с механизмами наследственности, уступает позиции в пользу гипотезы традуционизма.
Традуционизм или гипотеза «рождения души человека душами его родителей» по закону творения, установленному Богом, пользуется, в настоящее время, наибольшей и заслуженной, в достаточной степени, популярностью. Она совершенно верна в том случае, если рассматривать «бытие человека», преимущественно, в его природном аспекте.
В основе гипотезы традуционизма лежит неоспоримый факт наследования или передачи из поколения в поколение как «родового греха», таки и первородного греховного повреждения человеческой «природы». Поэтому идея креационизма, - сотворения каждой человеческой «души» Богом, наталкивается на неразрешимое противоречие.
Бог не может, ни при каких условиях, творить «душу» несовершенную и повреждённую. И наличие «греха» говорит о том, что они наследуются «душой» от родителей. А это значит, что родители принимают самое непосредственное участие в рождении «души», наделяя её соответствующими родовыми свойствами, способностями и страстями.
Как «тело» человека зарождается от соединения двух родительских половых клеток, так и его «душа» является результатом соединения двух родительских душевно-духовных структур по божественному закону творения. Таково, вкратце, обоснование гипотезы традуционизма. Эта гипотеза подтверждается и многочисленными свидетельствами Предания:
- «Отцы на земле рождают чад от своего естества, тела своего и души своей, и рожденных как чад своих со всем рачением тщательно обучают, пока те не соделаются совершенными мужами, преемниками и наследниками» (Макарий Великий, «Духовные беседы», Беседа 30); 
- «И поскольку человек был одушевлён, имея одушевлённое семя, в собственной его жене взошёл посев. Так что человек рождает человека, как говорит божественное Писание: Адам родил Сифа, и Сиф родил Еноса, и Енос родил Каинана, и Каинан родил Малелеила...» (Иоанн Дамаскин, «Беседа сарацина с христианином»).

В то же время, многие святые отцы, отстаивают идею, выглядящую, по своим формальным признакам, вполне креационистически. Они утверждают, что Бог принимает участие в рождении «души» каждого человека, наряду с его родителями:
- «Душа не рождается и не рождает, и не знает какого-либо отца, кроме того, Кем сотворена» (Святитель Иоанн Златоуст);
- «Бог, будучи Благим, созидает всякую душу по образу самого Себя» (Максим Исповедник, Творения, Т,1);
- «Всемогущий Бог сотворил троякого рода духов жизни: один из них не сопрягается с плотью; другой сопрягается с плотью, но не умирает с ней; третий, наконец, сопрягается с плотью и умирает с ней. Дух, который не сопрягается с плотью, есть дух ангелов. Дух, который сопрягается с плотью, но не умирает с ней, есть дух человеков. И, наконец, дух, который сопрягается с плотью и умирает с ней, есть дух скотов и всех животных. Итак, человек поставлен как бы в середине: ниже ангела и выше скота. Он имеет нечто общее с высшим и нечто общее с низшим, т.е. бессмертие духа с ангелом и тленность плоти со скотом, доколе слава воскресения не отнимет тления у самой плоти» (Св. Афанасий Великий, Творения, Т.1, «Слово на язычников»).

Таким образом, в настоящее время, в «церковном сознании» дискутируются две гипотезы: креационистическая и традуционистическая. Но, ни одна из них не отражает в полноте божественно-человеческого взаимодействия в процессе рождения «души» при рождении каждого нового человека. Чем и вызвана продолжающаяся дискуссия в Предании. Идеи традуционизма, конечно, в большей степени коррелируют с рациональными научными представлениями. Но имеют явные, для «веры», противоречия с христианским откровением.
Разрешение этих противоречий возможно лишь при возвращении к правильному пониманию откровения, в контексте его догматической антропологии. И оно приводит нас к идее о том, что «душа» каждого человека, рождающегося в мир, появляется по божественному закону общения! - «Душа» творится симфонически, в совместном общении Бога и человека. В незримом общении людей с Богом и в их зримом общении между собой.
Это понимание заключено в истинной оценке содержания понятия о человеческом «лице» и того, что психология и философия называют «личностью» человека.
В первую очередь необходимо сказать о том, что делает «душу» - саму «сущность» человека, живой. - Что делает человека свободным, бессмертным, разумным, совестливым, способным любить и творить? То есть, что делает его сообразным Богу? И ответ на эти вопросы таков: - Это вовсе не человеческая «природа»! Не «природа» является причиной этой сообразности Богу! «Природа» лишь носитель всех этих божественных качеств. А причина и источник богообразности человека - божественные лица Бога Троицы, взирающие на каждого человека. Каждый человек, осознаёт он это или не осознаёт, согласен он с этим или не согласен, является четвёртым участником беседы Отца с Сыном и Духом. Как бы человек не утверждался в своём атеизме или богоборчестве, для того чтобы он являлся собеседником Бога достаточно лишь одного божественного желания. Достаточно того, что Бог обращается к этому человеку и вечно ждёт в «вечности» его ответа на своё обращение. И именно это личное желание Бога Троицы, чтобы каждый из людей был способен участвовать в божественной беседе, делают человека «лицом», и вот эта самая его «личность» или его «Я-йность» и обеспечивает человеку эти божественные свойства.
Но все эти божественные свойства, дарованы человеку как потенция. Как его потенциальные возможности. Пробуждая в человеке «самосознание» - «Я», Бог воипостасирует его «природу». Человек пока ещё, по рождению, не «личен», а «ипостасен». Ему только ещё предстоит реализовать свои потенции. Воспитать себя, обожиться в общении с Богом. Стать «лицом подобным божественному лицу», которое безначально, в отличие от человеческого «лица». Но человеческое «лицо» бесконечно и бессмертно, так же, как и божественные лица.
Теперь нам необходимо поговорить о «личности». Феномен «личносности» не является только лишь феноменом психологическим. Здесь всегда присутствует онтология соприкосновения «тварного» с «нетварным», психологии и пневматологии. «Личность» - это всегда процесс, во многом психологический, но не только. Это ещё и путь возвращения к новой онтологии, и овладение ей. - Переход от потенции «ипостаси» к кинетике «лица». - «Личность» - это динамическое «Я» человека. - Это «Я» в динамике взаимодействия обоих аспектов бытия человека: личного аспекта бытия и природного аспекта бытия. Этим «личностность» отличается от «индивидуальности», в её эгоистическом, «индивидуализированном» виде. В нём она есть уход от личного аспекта бытия в природный аспект бытия. «Индивидуалист» реализует себя в плоскости своих природных способностей, отказываясь от реализации своих «ипостасных» потенций.


Рецензии
//«Личность» - это всегда процесс, во многом психологический, но не только//

А когда, или в какой момент, по Вашему мнению, человек становится Личностью?
И всякий ли человек, в своей жизни, обретает это "статус"?

Сергей Пометнев   06.12.2022 10:44     Заявить о нарушении