Путешествие Степана. Часть 4, глава 8

8.
ПУТЬ К ВЕЛИКАНАМ
Прошла неделя. Кабанчик, Малыш и я выздоровели. И мы стали собираться в дорогу к великанам. Но не все захотели поехать к ним. Даниил, Фёкла, Евсей, плотник Харитон и повар Серапион решили возвращаться домой. Отрок Василий упросил отца и мать отпустить его с нами к великанам. Я отдал уезжавшим скоморохам обещанные деньги. И они решили взять с собой животных и ехать на двух повозках. Перед отъездом я купил им новую повозку с лошадьми, а ту, в которой были спрятаны оставшиеся деньги и меч, оставил Илье, хозяину постоялого двора. Я попросил Даниила отвезти Кабанчика к тётушке Маланье.
— Не грусти, — сказал я Кабанчику на прощание. — Я скоро вернусь к тебе.
— Я знаю, — ответил Кабанчик. — Веди себя смирно. Не подерись с великанами. Хрю.
Все засмеялись.
А пёс Малыш остался на постоялом дворе ждать возвращения своего хозяина Пафнутия, которого выбрал сам.

Утром следующего дня скоморохи уехали с купеческим обозом, который шёл в столицу под охраной стрельцов. Проводив их, мы отправились к Бабе-Яге, которая обещала показать нам дорогу к великанам. Когда мы вошли в лес, впереди всех пошёл огородник Леонтий, который уже очень хорошо знал лес и все его тропинки. За ним шли сказитель, Пафнутий, Василий, Ирина и я.
Баба-Яга, увидев нас, обрадовалась.
— Отдохнёте до утра или сразу пойдёте к великанам? — спросила она.
— Сразу пойдём, — ответили мы.
— Сейчас в лесу очень много комаров, — сказала Евпраксея. — Особенно ночью. Поэтому натирайте лицо, руки и другие открытые места этой мазью.
И протянула нам небольшую склянку.
Затем Баба-Яга позвала ворона, сидевшего на крыше избушки. Он слетел к ней на руку. Она сказала огороднику:
— Леонтий, ты подружился с вороном и умеешь с ним говорить.
И посадила ворона на плечо Леонтия.
— Он умён и помнит дорогу, — продолжила Евпраксея. — Я с ним дважды ходила к великанам. Давненько это было, но он дорогу помнит. А потом великаны подарили мне волшебную бадью и научили, как летать на ней. Ворон, отведи их к великанам и возвращайся домой!
Ворон взлетел, и мы пошли за ним.
— Хватит вам еды? — крикнула нам вслед Баба-Яга.
— Хватит! Спасибо, Евпраксея!

Мы с Ириной снова приняли свои истинные обличья. Первый день нам было очень трудно идти по незнакомому лесу. Мы шли за вороном, который летел высоко над нами, и иногда теряли его из виду. Тогда Леонтий останавливался и каркал по-вОроньему. Ворон прилетал на его крик и садился ему на плечо.
— Видимо, он охотился, — говорил нам огородник.
Ворон предупреждал нас, когда видел сверху каких-нибудь опасных животных, и мы шли осторожнее. А когда уставали, то отдыхали, сидя на земле, среди густых кустов и деревьев.

Первую ночь скоморохи спали беспокойно, я сидел у костра, охраняя их. Ворон спал на соседней ели. Ночь была ясной от света луны и звёзд, но в тени деревьев и кустов было темно. Я вслушивался в каждый шорох. Я хорошо знал лес, с самого детства. Поэтому, по еле слышному звуку шагов угадывал, кто прошёл мимо — ёж, барсук или лиса. Вдали прокричал филин. Вдруг я вздрогнул, увидев, что среди деревьев загорелись, как огоньки, глаза волков. Стая подходила к нам всё ближе. Это были не знакомые волки из моего леса, а чужие и очень голодные. Но я знал, что нужно делать: взял горящую головню из костра и пошёл к ним. Волки попятились. Приблизившись, я кинул головню в ближнего волка и увидел, как она опалила ему шерсть. Волк взвизгнул, и стая бросилась наутёк. Снова в лесу всё стихло.

Едва солнце встало, ворон разбудил нас криками.
— Ворон зовёт: «Пора!», — сказал Леонтий.
И мы снова пошли за ним. Путь теперь был трудным и опасным. Никакой тропы перед нами не было. Поэтому, шагая через густые лесные заросли, нужно было смотреть под ноги, опасаясь гадюк или провалиться в болото. На пути нам попадались реки, ручьи, валуны. По дороге Леонтий оставлял на деревьях и камнях метки, заметные только ему, чтобы по ним мы могли найти обратный путь.

На четвёртый день ворон тревожно закричал. Мы пошли осторожнее. Медведь? В дороге мы уже дважды встречали медведей, но они не нападали на нас. В этот раз ворон кричал по-другому, не так, как раньше. И вдруг мы увидели на поляне, что была перед нами, стадо огромных мохнатых быков с широкими лбами и выпуклыми загривками. Это были зубры. Их было не меньше двадцати. Они паслись в густой траве. Два старых быка подняли головы и мрачно посмотрели на нас. Мы отступили назад и спрятались за деревьями. И долго ждали, когда зубры уйдут. Наконец, стадо ушло, и мы двинулись дальше.
Мы видели и сердитую росомаху, перебежавшую нам дорогу, рысь, сидящую на кедре, змею, выползшую из-под замшелого валежника.
И вот впереди показались горы, заросшие лесом.
«Как мы пройдём через них?» — думал я. Чем ближе мы подходили к горам, тем выше они становились.

На пятый день пути, в полдень, ворон, сидя на высокой сосне, вдруг что-то испуганно прокаркал, подлетел к Леонтию, сел ему на плечо, прокричал что-то непонятное и быстро полетел назад, оставив нас одних.
— Что он сказал тебе? — спросил сказитель Леонтия.
— Он сказал: «Берегитесь!» и улетел домой, к Бабе-Яге, — ответил огородник.
— Как мы теперь дойдём? — растерянно спросила Ирина. — Без него мы можем заблудиться.
— Мне кажется, — сказал Макар Емельянов, — что за нами неслышно идут какие-то люди. Этой ночью я сидел у костра и вдруг услышал шорох листьев, обернулся, и увидел в зарослях кустов небольшого человека, который смотрел на меня. Но он тут же исчез. Я вспомнил, как на базаре, в городе Кондрашове, я видел человека, похожего на этого. Он был небольшого роста, с узкими глазами, и продавал собольи шкуры. Если это местный народ, который живёт в этих лесах испокон веков, то их насторожил наш приход. Они очень меткие стрелки из лука, и могли сильно напугать нашего ворона.
— Что будем делать? — спросил Пафнутий.
— Продолжим путь, — ответил я. — Дойдём до гор, они уже рядом, а там будем думать, как их перейти.

Когда мы, наконец, ранним утром седьмого дня нашего пути подошли ближе к горам, увидели, что они очень крутые, скалистые, хоть и невысокие, но почти непреодолимые. Мы пошли вдоль горной гряды в поисках более пологого подъёма, как вдруг увидели ущелье. Оно было узкое, но человек мог пройти по нему.
«Хорошо, что мы не поехали на конях, — подумал я. — Они бы не смогли здесь протиснуться. Жаль, что Баба-Яга нас не предупредила об ущелье, ничего не сказала о нём. Сможем ли мы пройти этим ущельем через горы?»
— Пустите меня вперёд, — сказал отрок Василий. — Я тоньше вас.
И смело вошёл в ущелье.
Мы долго шли по нему, с трудом протискиваясь за Василием. Наконец, ущелье стало расширяться, и Василий закричал:
— Я вижу впереди свет!
«А как же великаны к нам добирались?» — думал я.
Мы поднимались по ущелью выше и выше, и вдруг оказались на небольшой, заросшей лесом горе, среди других гор. Был полдень. Яркое летнее солнце согрело нас после холодного, сырого ущелья.
— Не заблудились ли мы? — спросил Пафнутий.
— Мы прошли через горы, — уверенно ответил я. — Спускаемся вниз.
— Смотрите, какая красивая долина впереди! — закричала Ирина.
Да, это была огромная долина, густо заросшая папоротниками, полевыми цветами и высокой травой. Куда нам теперь идти? Мы стояли в раздумье, как вдруг издалека увидели огромного человека, идущего к нам большими и широкими шагами. Чем ближе он к нам подходил, тем выше становился. Нет, это был не человек, а молодой великан Роги — наш друг, который лечил нас.
— Мы ждём вас! — сказал он, широко улыбаясь.
Обрадовались и мы. Дошли! Не заблудились!
Роги с улыбкой произнёс:
— Мы видели, как вы к нам идёте.
— Как вы могли видеть нас издалека? — спросил сказитель.
— После расскажу. И вы всё поймёте. Вход к нам не через это ущелье. Мы не знали, что через него можно так легко пробраться. Сегодня его закроем. Пойдёмте со мной, и я вам покажу, где вход в наши земли. Через него вы пойдёте назад.
Мы, едва поспевая за великаном, прошли вдоль гор около двух тысяч саженей. Затем Роги показал нам на две невысоких круглых горы и сказал, что нужно было проходить между ними.
— Не все люди, — сказал Роги, — будь они охотники или лесные жители могут пройти к нам без нашего разрешения. Сюда доступен вход только тем, кого мы пригласили. Теперь я поведу вас к нашим жилищам, где вы увидите немало интересного.
Долина поросла небольшими берёзовыми рощами, а дальше стоял  сосновый бор и кедровый лес. Когда мы подходили к лесу, неожиданно увидели, как между стволами деревьев мелькнуло что-то очень большое и светлое. Это были дома великанов, построенные из белого камня. Их окна и двери были тоже огромными. Из одного дома навстречу нам вышли ещё четыре великана, две женщины и двое мужчин. Среди этих огромных домов они на миг показались мне более естественными и здоровыми, чем мы, крошечные, убогие люди. Они радостно улыбались нам. Великаны были одеты почти так же, как мы, в те же рубахи, платья и штаны. Открыв двери большого дома, великаны ввели нас в огромную комнату с высокими потолками и предложили нам сесть на высокие деревянные скамьи, а сами сели напротив нас, на скамьи гораздо ниже наших, чтобы мы почти уравнялись с ними ростом.
Двоих из них мы знали. Это был Роги, молодой великан с серыми глазами, тёмными бровями и волосами, в чёрной, длинной рубахе. Сибр был почти вдвое старше, с чёрными волосами и бровями, с синими глазами, с умным и строгим лицом. Третий сказал, что его имя Андр. Он был с короткими, седыми волосами, широколицый, с небольшими усами и совсем маленькой, короткой бородой, он был самый старший из них. Потом нам назвали свои имена и женщины великаны. АдЭ была стройной, голубоглазой девушкой-великаншей, с густыми волнистыми каштановыми волосами и красивой улыбкой, в длинном зелёном платье. АдИл была полной, милой, всегда улыбающейся, светящейся своими добрыми глазами, от неё веяло радостью. Она была самой старшей из великанш.
Назвали и мы им свои имена.


2017 г.
КОНЕЦ ЧЕТВЁРТОЙ ЧАСТИ



Рецензии